Решение по делу № 2а-1047/2018 от 19.03.2018

Дело №2а-1047/2018                                

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2018 года Кировский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Каменщиковой А.А.,

при секретаре Чижовкиной О.В.,

с участием представителя административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Арефиной В.Ф., действующей на основании доверенности, представителя административного ответчика ГУ МВД России по Пермскому краю Альдимировой А.Н., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Джахангирова И.Х. к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Пермскому краю о признании распоряжения и решений незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Джахангиров И.Х. обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Пермскому краю о признании решения о депортации, решения о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан и распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ , незаконными.

В обоснование административного иска указал, что родился ДД.ММ.ГГГГ в ....... ССР, гражданин Российской Федерации, отбывал наказание в ФКУ . Освободился ДД.ММ.ГГГГ по концу срока отбытия наказания. В день его освобождения он был ознакомлен с решением ГУ МВД России по Пермскому краю о его депортации. На основании данного решения было вынесено решение о помещении его в Центр временного содержания иностранных граждан г.Перми. Само решение о депортации было вынесено на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательном пребывании в Российской Федерации иностранного гражданина, подлежащего освобождения из мест лишения свободы». Он не согласен с вынесенными в отношении него решением о депортации распоряжением о нежелательном пребывании в Российской Федерации, а также решением о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан г.Перми. Данные решения могут быть приняты в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. К данным категориям граждан он не относится, так как является гражданином Российской Федерации в силу Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Находясь в исправительной колонии, он обратился в суд с заявлением об установлении факта его постоянного проживания в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ. Решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт его постоянного проживания в Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, в связи с установлением факта его постоянного проживания в Российской Федерации были порождены юридические последствия – признание его гражданином России. Таким образом, имеется бесспорное доказательство того, что он является гражданином Российской Федерации. При данных обстоятельствах решение о его депортации является незаконным и подлежит отмене. Незаконным является и распоряжение Министерства юстиции.

Административный истец Джахангиров И.Х. в судебном заседании не участвовал, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ Джахангиров И.Х. передан сотрудникам полиции для исполнения решения о депортации, информация о его месте проживания отсутствует.

Представитель административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации Арефина В.Ф. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю Альдимирова А.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Право на судебную защиту выступает как гарантия в отношении всех других конституционных прав и свобод, а личность в ее взаимоотношениях с государством выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект, который может защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации) и спорить с государством в лице любых его органов.

В силу этого возможность заинтересованного лица обжаловать принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами решения, воплощающая в себе как индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, так и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка, является неотъемлемой характеристикой нормативного содержания права каждого на судебную защиту, одной из необходимых и важнейших его составляющих.

    Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

    По общему правилу граждане и организации в силу статьей 3 и 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов.

    Согласно статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Для признания ненормативного акта незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, причем незаконность акта включает в себя не только его формальное противоречие закону или иному правовому акту, но и принятие оспариваемого акта с превышением полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего; нарушение актом прав и законных интересов гражданина или организации.

Из материалов дела следует, что Джахангиров И.Х., уроженец ....... ССР.

Приговором ....... от ДД.ММ.ГГГГ Джахангиров И.Х. осужден за совершение преступления, предусмотренного ....... Уголовного кодекса Российской Федерации к ........

Джахангиров И.Х. отбывал назначенное наказание в ФКУ .

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности начальника ГУФСИН России по Пермскому краю утверждено заключение о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы в отношении Джахангирова И.Х., поскольку осужденный совершил умышленное преступление, относящееся к категории особо тяжких, на территории Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой исполнения наказаний России на основании ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» вынесено представление о признании пребывания (проживания) в Российской Федерации Джахангирова И.Х. нежелательным. В обоснование данного представления указано, что за время пребывания в России Джахангиров И.Х. совершил особо тяжкое преступление, создал реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ пребывание (проживание) в Российской Федерации Джахангирова И.Х., гражданина Республики ....... признано нежелательным сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ГУ МВД России по Пермскому краю утверждено решение о депортации за пределы Российской Федерации гражданина ....... Республики Джахангирова И.Х.

Джахангиров И.Х. освобожден из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.

Решением ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Джахангиров И.Х., подлежащий депортации, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми на срок до 48 часов для исполнения решения о депортации.

Решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Поместить Джахангирова И.Х. в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми, расположенный по <адрес>, до исполнения решения о депортации, вынесенного ГУ МВД России по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, но не более чем на три месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Обратить решение суда к немедленному исполнению».

Административный истец Джахангиров И.Х., ссылаясь на незаконность распоряжения, решений о депортации и о помещении в ЦВСИГ, обратился в суд с административным иском.

В обоснование доводов иска указал, что является гражданином Российской Федерации, поскольку решением ....... от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт его постоянного проживания на территории Российской Федерации с ......., на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Суд, полагает, что оснований для удовлетворения административного иска Джахангирова И.Х. отсутствуют, исходя из следующего.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (статья 27, часть 2).

Исходя из указанных конституционных положений в рамках предоставленной ему дискреции законодатель в Федеральном законе от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установил, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 4, 5, 6 статьи 25.10 Федерального закона).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», Министерство юстиции России входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о нежелательном пребывании иностранного гражданина Джахангирова И.Х. в Российской Федерации в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года №199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» принято уполномоченным органом – Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, регламентированный Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 года №171, при принятии такого распоряжения в отношении Джахангирова И.Х. соблюден.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», может быть принято в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося в местах лишения свободы, и такой гражданин по решению федерального органа исполнительной власти в сфере миграции подлежит депортации либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

Такое законодательное регулирование согласуется с закрепленным в Конституции Российской Федерации принципом, в соответствии с которым права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Принимая оспариваемое распоряжение, Министерство юстиции Российской Федерации отдало приоритет интересам большинства населения государства, чья безопасность не может быть поставлена в зависимость от желания иностранного гражданина либо лица без гражданства легализовать свое нахождение на территории Российской Федерации, либо наличия лица без гражданства устойчивых семейных связей на территории России.

Кроме того, распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации, изданное в отношении Джахангирова И.Х., является справедливым и соразмерным с учетом степени опасности деяний, совершенных иностранным гражданином, и не противоречат правовой позиции Европейского суда по правам человека, согласно которой вмешательство в личную жизнь признавалось оправданным в случае осуждения лица за телесные повреждения, грабеж, кражи, преступления, связанные с наркотиками.

Въезд на территорию России Джахангирову И.Х. не разрешен в силу статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», его пребывание на территории России признано нежелательным.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан или лиц без гражданства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Джахангиров И.Х. привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, отбывал наказание в виде лишение свободы, освобожденного по отбытии срока наказания, что свидетельствует о явном его пренебрежении к общепринятым нормам и правилам социального поведения в Российской Федерации и установленному в России правопорядку. Совершение Джахангировым И.Х. умышленных преступлений, за которые судом он помещен в места лишения свободы, свидетельствует о его определенном образе жизни и стойком неуважении к законам страны пребывания.

Суд принимает во внимание, что Джахангиров И.Х. длительное время незаконно проживал на территории Российской Федерации, однако, надлежащих мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не принял, попыток узаконить свое присутствие в Российской Федерации не предпринимал.

При принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ также было установлено, что в результате проверки по имеющимся ФМС России и Консульского департамента МИД России учетам лиц, изменивших гражданство на территории Российской Федерации и за ее пределами, Джахангиров И.Х. не значится; по имеющимся учетам ФМС России по вопросу получения вида на жительство и разрешения на временное проживание не обращался; зарегистрированным по месту жительства (месту пребывания), снятым с регистрационного учета не значится.

Довод Джахангирова И.Х. о наличии решения ....... от ДД.ММ.ГГГГ на основании которого, по мнению административного истца, он является гражданином Российской Федерации, судом отклоняется как необоснованный, поскольку установление факта проживания на территории Российской Федерации не влечет в безусловном порядке получение гражданства Российской Федерации.

Основания приобретения гражданства Российской Федерации и порядок приема в гражданство Российской Федерации закреплены Федеральным законом 31 мая 2002 года №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Административным истцом доказательств, подтверждающих получения гражданства Российской Федерации, не представлено.

Судом учитывается то обстоятельство, что гражданская принадлежность Джахангирова И.Х. к Республике ....... подтверждена, что следует из ответа заведующего консульским отделом Посольства ....... Республики в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Более того, Джахангиров И.Х. ДД.ММ.ГГГГ передан сотрудникам полиции для исполнения решения о депортации.

Таким образом, Джахангиров И.Х. является гражданином Республики ......., длительное время незаконно находился на территории Российской Федерации, мер к устранению сложившейся противоправной ситуации не принимал, напротив, совершил особо тяжкое преступления против здоровья населения и общественной нравственности, за что осужден к уголовному наказанию в виде лишения свободы, что свидетельствует о его стойком неуважении к законам Российской Федерации и установленному на её территории правопорядку. Лояльность к правопорядку страны пребывания, признание и соблюдение иностранным гражданином российских законов, является одним из основных критериев для определения возможности и желательности, либо нежелательности его пребывания на территории Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года
№ 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под депортацией в соответствии со статьей понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

Согласно пункту 9 статьи 31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его заместителя (п.9.3 ст.31 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Таким образом, оспариваемые решение о депортации, принятое старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, и утвержденное заместителем начальника ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также решение заместителя начальника ГУ МВД России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ являются законным следствием невыполнения Джахангировым И.Х. распоряжения Министерства Юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания в Российской Федерации.

Решение о депортации и решение о помещении иностранного гражданина в Центр временного содержания иностранных граждан приняты во исполнение распоряжения о нежелательности пребывания (проживания) Джахангирова И.Х. в Российской Федерации.

Проанализировав изложенное в совокупности, суд считает установленным законность оспариваемых решений уполномоченных органов (распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, решения о депортации от ДД.ММ.ГГГГ и решения о помещения в ЦВСИГ от ДД.ММ.ГГГГ), принятых с учетом того, что Джахангиров И.Х., являясь гражданином иностранного государства, совершает умышленные преступления на территории Российской Федерации, за которые он был осужден, за получением гражданства Российской Федерации, получением вида на жительство и разрешением на временное проживание в установленном законом порядке не обращался, документов, подтверждающих законность проживания (пребывания) на территории Российской Федерации не имеет. Пребывание после освобождения из мест лишения свободы создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Принятие адекватных мер реагирования в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации и нарушающих порядок такого пребывания, находится в компетенции государства. Обжалуемые решения приняты уполномоченными на то органами государственной власти при наличии предусмотренных законом оснований в установленном законом порядке. Процедура рассмотрения вопросов, по которому приняты оспариваемые решения, соблюдена, решения приняты органом, уполномоченным принимать такие решения, для его вынесения имелись достаточные основания.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Джахангирова И.Х.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Джахангирова И.Х. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», решения Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о депортации, решения Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении иностранного гражданина или лица без гражданства в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Перми», отказать.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми

Судья                                        А.А. Каменщикова

2а-1047/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Джахангиров И.Х.о.
Ответчики
ГУ МВД России по Пермскому краю
Министерство юстиции РФ
Суд
Кировский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
kirov.perm.sudrf.ru
19.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
16.04.2018[Адм.] Судебное заседание
23.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее