Дело № 2-7600/2024
УИД 50RS0028-01-2024-007373-91
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2024 года г. Мытищи Московская область
Мытищинский городской суд Московской области
в составе председательствующего судьи Колесникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Секриеру А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карелина Сергея Юрьевича к ООО «Российскому обществу инженеров строительства» об индексации заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Общероссийской общественной организации «Российское общество инженеров строительства» о возложении обязанности проиндексировать заработную плату, взыскании индексации заработной платы, компенсации морального вреда.
С учетом уточнений исковых требований просил обязать Общероссийскую общественную организацию «Российское общество инженеров строительства» провести индексацию заработной платы ФИО2 за период с 2019 года по 2023 год, взыскать с Общероссийской общественной организации «Российское общество инженеров строительства» в пользу ФИО2 индексацию заработной платы за период с 2019 по 2023 год в размере 192 873 рубля 43 копейки и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в Общероссийскую общественную организацию «Российское общество инженеров строительства» на должность главного бухгалтера с окладом 45 000,00 рублей. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № о переводе на другую работу оклад установлен в размере 55 000,00 рублей. За время работы у Ответчика истец не привлекался к дисциплинарной ответственности, не допускал нарушений трудовой дисциплины, как и нареканий относительно исполнения должностных обязанностей. В настоящее время трудовые отношения не прекращены.
ДД.ММ.ГГГГ Истец направил в адрес Ответчика письмо с требованием провести индексацию заработной платы, произвести её перерасчет и выплату Истцу, которая оставлена без удовлетворения.
Поскольку работодателем в нарушение трудового законодательства индексация заработной платы не производилась и с учетом роста потребительских цен не повышалась, последовало обращение в суд с исковым заявлением.
Истец и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Ответчик в судебное заседание явку представителя не обеспечил, извещался о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (№). В соответствии с пунктом 4 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии ответчика.
Представитель Министерства труда и социальной защиты РФ не явился, извещен.
Изучив материалы дела, выслушав истца и его представителя, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании Приказа б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на работу в Общероссийскую общественную организацию «Российское общество инженеров строительства» на должность Главного бухгалтера, ему установлен оклад в 45 000 рублей.
С истцом заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ на неопределённый срок, в соответствии с которым работнику предоставляется работа в должности Главного бухгалтера с должностным окладом в 45 000 рублей ежемесячно, на основании Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец переведен на другую работу, установлен оклад в 55 000 рублей ежемесячно.
Судом установлено, что заработная плата истца не индексировалась, требования, изложенные в досудебной претензии в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены. Иных доказательств и возражений, в том числе контррасчет, ответчиком в суд не представлено.
Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе, включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии с трудовым законодательством, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 г. N 913-О-О, от 17 июля 2014 г. N 1707-О, от 19 ноября 2015 г. N 2618-О).
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе, не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.
При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе, ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017, исходя из буквального толкования положений ст. 134 Трудового кодекса РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (пункт 10).
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.
Принимая во внимание, что ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни иные законодательные акты в сфере труда, не устанавливают требований к механизму индексации, работодатель, не финансируемый за счет бюджетных средств, вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления.
Таким образом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 68 ГПК РФ в случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Согласно положениям ст. 56 ГПК РФ с учетом особенностей, предусмотренных для трудового спора о взыскании заработной платы, бремя доказывания отсутствия права истца на заявленные им выплаты и требования возложены судом на ответчика.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", обязанность по доказыванию отсутствия неправомерных действий лежит на работодателе.
Таким образом, именно на работодателя (ответчика) возложена обязанность по надлежащему учету оплаты труда, оформлению расчетно-платежных документов, предоставлению установленных отчетов, сведений о размере дохода работников.
С целью проверки доводов истца, в адрес работодателя судом был направлен судебный запрос, а также копия искового заявления как по электронной почте на электронный адрес организации <данные изъяты> так и почтой России (№) адрес <адрес>, ШПИ № – <адрес>. Указанный судебный запрос был получен ответчиком что подтверждается распечаткой с сайта почты России.
Принципы индексации денежных доходов граждан в условиях роста цен на потребительские товары и услуги (потребительских цен) были установлены Основами законодательства Союза ССР и республик об индексации доходов населения, принятых Верховным Советом СССР 25 июня 1991 года N 2266-1, и подлежащих применению в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации как не противоречащие этому Кодексу.
В соответствии со статьей 2 Основ индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.
Повышенный в связи с индексацией размер денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (статья 3 Основ).
В силу статьи 4 Основ индекс потребительских цен исчисляется по единой методологии в соответствии с порядком, установленным законодательством, по фиксированному набору товаров и услуг, принятому для расчета минимального потребительского бюджета в республике. Наблюдение за изменением потребительских цен, исчисление индекса этих цен осуществляют государственная служба регистрации цен, ее органы в республиках и на местах.
В соответствии со статьей 5 Основ порядок повышения денежных доходов населения определяется в отношении, в том числе оплаты труда (ставок, окладов) работников предприятий, учреждений и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, - предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в соответствии с соглашениями и коллективными договорами.
В соответствии со статьей 10 Основ размеры оплаты труда (ставок, окладов), государственных пенсий, пособий, стипендий и других денежных доходов повышаются в установленном порядке в связи с их индексацией за истекший период.
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предусмотрено, что минимальный размер оплаты труда на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год.
Принимая во внимание в системной взаимосвязи положения статьи 10 Основ о том, что размеры оплаты труда повышаются в связи с индексацией за истекший период, а также положения Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Руководства по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 мая 2022 года N, предусматривающее ответственность работодателей за непроведение индексации заработной платы по итогам календарного года, в течение которого Росстат фиксировал рост потребительских цен, при отсутствии иного нормативного регулирования заработная плата подлежит индексации раз в год по индексу роста потребительских цен, установленного по итогам прошедшего календарного года.
Такой порядок индексации, то есть по нормам трудового законодательства, подлежит применению при отсутствии какого-либо локального акта, договора или соглашения у работодателя об индексации заработной платы, либо если предусмотренные у работодателя положения не дают возможность реально произвести индексацию (не установлен сам механизм, имеется лишь ссылка на статью 134 Трудового кодекса).
Вместе с тем, ответчиком в нарушении ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих установление ответчиком порядка индексации заработной платы и принятие соответствующих локальных нормативных актов, и иных доказательств опровергающих доводы истца, в связи с чем суд приходит к выводу, что работодателем не установлен порядок индексации заработной платы. Между тем, отсутствие соответствующих локальных нормативных актов в организации, определяющих механизм индексации, не освобождает ответчика от обязанности индексации заработной платы работников.
Истец указал, что согласно информации, размещенной Росстатом в сети интернет по адресу https://rosstat.gov.ru/statistics/price, индекс потребительских цен за 2018 год по данным Федеральной службы государственной статистики составил 104,3%. Соответственно, заработная плата Истца с января по декабрь 2019 года должна быть проиндексирована до 46 935,00 рублей (45000х104,3%).
Индекс потребительских цен за 2019 год по данным Федеральной службы государственной статистики составил 103,0%. Соответственно, заработная плата Истца с января по сентябрь 2020 года должна быть проиндексирована до 48 343,05 рублей (46 935х103,0%).
Индекс потребительских цен за 2020 год по данным Федеральной службы государственной статистики составил 104,9%. Соответственно, заработная плата Истца с января по декабрь 2021 года должна быть проиндексирована до 57 695,00 рублей (55 000х104,9%).
Индекс потребительских цен за 2021 год по данным Федеральной службы государственной статистики составил 108,39%. Соответственно, заработная плата Истца с января по декабрь 2022 года должна быть проиндексирована до 62 535,61 рублей (57 695,00х108,39%).
Индекс потребительских цен за 2022 год по данным Федеральной службы государственной статистики составил 111,94%. Соответственно, заработная плата Истца с января по декабрь 2023 года должна быть проиндексирована до 70 002,36 рублей (62 535,61х111,94%).
Индекс потребительских цен за 2023 год по данным Федеральной службы государственной статистики составила 107,42%. Соответственно, заработная плата Истца с января 2023 года должна быть проиндексирована до 75 196,54 рублей (70 002,36х107,42%).
Таким образом, в результате не проведённой Ответчиком индексации заработной платы размер невыплаченной Ответчиком заработной платы Истца за 2019 год составляет (45 000,00х4,3%)х12=23 220 рублей.
Размер невыплаченной Ответчиком заработной платы Истца за 2020 год составляет (46 935,00х3,0%)х12=16 896 рублей 60 копеек.
Размер невыплаченной Ответчиком заработной платы Истца за 2021 год составляет (55 000,00х4,9%)х12=32 340 рублей.
Размер невыплаченной Ответчиком заработной платы Истца за 2022 год составляет (57 695,00х8,39%)х12=58 087 рублей 33 копейки.
Размер невыплаченной Ответчиком заработной платы Истца за 2023 год составляет (70 002,36х7,42%)х12=62 330 рублей 10 копеек.
Всего за период с 2019 по 2023 г. г. в результате не проведенной индексации Ответчиком не выплачена заработная плата Истцу на общую сумму 192 873 рубля 43 копейки (23 220 + 16 896,60 + 32 340 + 58 087,33 +62 330,10).
В отсутствие установленного порядка индексации заработной платы у ответчика, а также с учетом положений ст. 134 ТК РФ, суд находит возможным использование индекса потребительских цен, рассчитываемого и публикуемого Федеральной службой государственной статистики (Росстат), в качестве основания для расчета размера индексации заработной платы Истца.
При таких обстоятельствах, суд признает обоснованным и соответствующим действующему законодательству расчет индексации, представленный истцом.
Таким образом, недополученная истцом в связи с не проведением ответчиком индексации заработная плата за период с 2019 по 2023 г. составляет 192873, руб. 43 коп.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размере, определяемом соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» Работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
В соответствии с п. 47 указанного Постановления Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Таким образом, поскольку в результате неправомерных действий ответчика были нарушены трудовые права истца и последнему причинены нравственные страдания, в его пользу в соответствии со ст. 237 ТК РФ в счет компенсации морального вреда, с учетом степени вины работодателя, степени причиненных истцу нравственных страданий, длительности невыплаты индексации заработной платы и с учетом требований разумности и справедливости следует взыскать сумму в заявленном размере 20 000 рублей.
руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ООО «Российскому обществу инженеров строительства» об индексации заработной платы, компенсации морального вреда – удовлетворить.
Взыскать с ООО «Российскому обществу инженеров строительства» ОГРН № в пользу ФИО2 <адрес>, индексацию заработной платы сумму в размере 192 873,43 руб. за период с 2019 по 2023 г.г., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 18.10.2024.
Судья ПОДПИСЬ Д.В. Колесников
КОПИЯ ВЕРНА