Дело № 2а-3707/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 ноября 2018 года г. Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Пустогачевой С.Н.
при секретаре Полькиной Я.В.
при участии представителя истца Ярового П.Б.,
представителя администрации Дзержинского района Панасенко Д.Л.
начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района Баранникова А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимова Александра Викторовича, Ефимовой Светланы Александровны к заместителю начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска, администрации Дзержинского района г. Новосибирска об оспаривании действий должностного лица и признания ненормативных правовых актов незаконными
установил:
Ефимов А.В., Ефимова С.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что ... года в ... часов ... минут и ... года в ... час заместителем начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранниковым А.С. были проведены неплановые выездные проверки соблюдения требований земельного законодательства путем обследования принадлежащих на праве собственности истцам земельных участков с кадастровыми номерами: ... и ..., расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул..... По результатам проверки были составлены акты № ... и .... Истцы полагают, что вышеуказанные действия ответчика и его акты являются незаконными, а именно проведены в нарушение Постановления Правительства Новосибирской области № 392-п от 02.11.2015, которым утвержден порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Новосибирской области, в частности, порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Выездные проверки были проведены в отсутствии соответствующего распоряжения (приказа), что говорит об их самовольности. На момент проверки истцы находились дома, однако для проведения проверки их не приглашали, не представили удостоверение, с целями, задачами, основаниями для проведения проверки, видами и объемами мероприятий по контролю, составом экспертов, со сроками и условиями ее проведения не знакомили. Итоговые акты обследования не соответствуют по форме вышеуказанному Постановлению Правительства № 392-п от 01.11.2015 года. Кроме того, проверка проведена без предварительного уведомления собственников земельных участков. О факте проеденной проверки истцы узнали уже только ... ... года из гражданского дела по иску к ним о сносе самовольной постройки. Копии актов им не были направлены. Вышеуказанные незаконные действия заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска, а также составленные им акты проверок послужили основаниям для вынесения заочного решения о сносе части принадлежащих истцам объектов недвижимости. В связи с чем истцы просят признать действия заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска, а также составленные им акты проверок незаконными. При этом истцы просят восстановить пропущенный срок для обращения в суд с вышеуказанным иском, указывая, что срок пропущен по уважительной причине, т.к. о нарушении своих прав истцы узнали только ... года при ознакомлении гражданского дела о сносе объектов недвижимости.
В судебное заседание истцы не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель истца Ефимовой С.А.- Яровой П.Б. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что действия и акты заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска выполнены с грубейшими нарушениями законодательства в сфере муниципального земельного контроля.
Административный ответчик Баранников А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что действительно выезжал 2 раза в ... году по адресу ... в целях обследования земельных участков и установления нарушений землепользования. В действительности истцами нарушается условия землепользования. Фактически на земельных участках, предназначенных для ИЖС, осуществляется предпринимательская деятельность. Данные проверки не были проведены в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области № 392-п от 02.11.2015 года, а проведены согласно Положения об осуществлении отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии г. Новосибирска от 18 марта 2013 года № 2444. В рамках данного постановления у него не было обязанности предварительно извещать собственников о проведении обследования земельных участков и направлять им результаты проверок. Кроме того, по факту выезда ... года он увидел, что на земельных участках расположена станция технического обслуживания автомобилей, к нему вышли и пояснили, что собственников нет, они проживают за пределами г. Новосибирска. Они обязались передать собственникам и тех нарушениях, которые он установил ... года. Однако при повторном обследовании ... года он установил, что нарушения не устранены.
Представитель администрации Дзержинского района г. Новосибирска Панасенко Д.Л. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что действия Баранникова А.С. были проведены законно и в соответствии с Положением об осуществлении отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии г. Новосибирска от 18 марта 2013 года № 2444, а рамках которого участие собственников земельных участков является возможным, но не обязательным. Акты по результатам обследования были составлены по утвержденной форме данного Положения. Далее по результатам обследования земельных участков истцов, установления нарушения порядка землепользования администрация района направила информацию о самовольной постройке в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с использованием земельных участков на территории г. Новосибирска. В свою очередь комиссия приняла решение о подготовке и направлении в суд искового заявления о признании постройки самовольной и о ее сносе. Дело рассмотрено Дзержинским районным судом ... года, вступило в силу ... года. Имеется исполнительный лист.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчиков, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в судебном заседании, ... года и ... года заместителем начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранниковым А.С. было проведено обследование смежных земельных участков по ул. ..., которые принадлежат на праве собственности истцам.
По результатам обследования земельных участков составлены акты обследования №... от ... года, №... от ... года, в которых установлено, что на спорных земельных участках возведен объект капитального строительства без разрешительных документов, с нарушением градостроительных регламентов, не соблюдены минимальные отступы от границ смежных земельных участков.
Согласно ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Истцы обратились в суд с вышеуказанным административным иском ... года, т.е. за пределами трех месячного срока по обоим актам обследования. Однако суд принимает во внимание и признает причины пропуска срока уважительными, поскольку согласно заявлению об ознакомлении с гражданским делом № ... и справочному листу к делу фактически истцы узнали о принятых актах только ... года.
Вместе с тем истцы в исковом заявлении указывают на нарушение со стороны заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранникова А.С. действующего законодательства в сфере муниципального земельного контроля, установленного Постановлением Правительства Новосибирской области № 392-п от 02.11.2015 года. При этом данным должностным лицом были полностью нарушен порядок проведения выездных проверок.
Однако, исследовав представленные доказательства, проанализировав в целом действующее законодательство, регулирующее осуществление земельного контроля на территории г. Новосибирска, суд приходит к выводу, что обследование земельных участков истцов было проведено не в соответствии с Постановлением Правительства Новосибирской области № 392-п от 02.11.2015 года, а соответствии с Положением об осуществлении отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии г. Новосибирска от 18 марта 2013 года № 2444 (далее Положение).
Согласно п.1.1, 1.2 Положение об осуществлении отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска (далее - Положение), разработано в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений действующего законодательства и (или) договорных обязательств при пользовании земельными участками на территории города Новосибирска собственниками, арендаторами, землепользователями и землевладельцами, а также лицами, самовольно занимающими земельный участок.
Положение определяет полномочия и порядок осуществления отраслевыми (функциональными) и территориальными органами мэрии города Новосибирска (далее - структурные подразделения мэрии) мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска.
Согласно п. 1.4. Положения при осуществлении мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, структурные подразделения мэрии в соответствии с компетенцией взаимодействуют между собой, с правоохранительными, надзорными, иными органами по вопросам предупреждения, выявления и пресечения нарушений действующего законодательства и (или) договорных обязательств при пользовании земельными участками на территории города Новосибирска собственниками, арендаторами, землепользователями и землевладельцами, а также лицами, самовольно занимающими земельный участок.
В рамках мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, не осуществляется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, с юридическими и физическими лицами, в том числе с индивидуальными предпринимателями, на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов, уполномоченных на осуществление муниципального контроля.
В соответствии с разделом 2 Положения «Полномочия структурных подразделений мэрии по осуществлению мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска»
Администрации осуществляют мероприятия, направленные на исключение фактов:
самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
нарушения разрешенного использования земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных объектов;
размещения нестационарных объектов без документов, самовольного переоборудования (реконструкции) нестационарного объекта в объект капитального строительства;
строительства (реконструкции) индивидуальных жилых домов без разрешения на строительство;
нарушений условий договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения нестационарных объектов, а также для целей, не связанных со строительством;
нарушения проведения земляных работ, не связанных со строительством;
нарушения иных требований действующего законодательства по использованию земельных участков на территории города Новосибирска, в соответствии с компетенцией администраций.
В соответствии с разделом 3 «Порядок осуществления структурными подразделениями мэрии мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска»
3.1. При осуществлении мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска, структурными подразделениями мэрии в соответствии с полномочиями проводятся обследования земельных участков, выявляются факты нарушения действующего законодательства и (или) договорных обязательств при пользовании земельными участками на территории города Новосибирска собственниками, арендаторами, землепользователями и землевладельцами, а также лицами, самовольно занимающими земельный участок, принимаются меры к их устранению.
3.2. В течение трех рабочих дней с даты выявления нарушений структурные подразделения мэрии направляют в органы пожарного, экологического, санитарно-гигиенического надзора, Управление Росреестра по Новосибирской области, инспекцию Госстройнадзора по Новосибирской области согласно компетенции копии актов обследования (приложение) с приложением материалов для проверки факта нарушения, принятия мер по устранению выявленных нарушений.
3.3. Отчеты о выявленных нарушениях и принятых мерах по их устранению ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представляются в комиссию по рассмотрению вопросов, связанных с использованием земельных участков, расположенных на территории города Новосибирска (далее - комиссия).
3.4. В случае неустранения выявленных нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска структурные подразделения мэрии в течение трех дней с даты составления акта обследования, отражающего информацию о неустранении выявленного нарушения, направляют в комиссию акты обследования и материалы о неустраненном нарушении.
Кроме того, вышеуказанным Положением в Приложении был утвержден акт обследования по результатам осуществления мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска.
Акты обследования земельных участков, принадлежащих ситцам № ... от ... года и № ... от ... года составленные заместителем начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранниковым А.С. соответствуют утвержденной форме.
Таким образом, суд считает установленным, что в рамках вышеуказанного Положения, заместитель начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранников А.С. имел полномочия по проведению обследования земельных участков, принадлежащих истцам. Кроме того, вышеописанное Положение не предусматривает прямого указания на обязанность органов при осуществлении мероприятий, направленных на исключение фактов нарушений в сфере землепользования и застройки на территории города Новосибирска извещать собственников о проводимых мероприятиях, а также об их результатах.
Доводы истцов, изложенные в исковом заявлении, основаны на неверном толковании норм материального права, оснований для признания действий заместителя начальника отдела архитектуры и строительства администрации Дзержинского района г. Новосибирска Баранникова А.С. и составленных им актов № ... от ... года и № ... от ... года незаконными, не имеется.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░