Изготовлено: «13» июня 2024 года Дело №2-2844/24
УИД 76RS0014-01-2024-001660-74
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 июня 2024 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при секретаре Докторовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело исковому заявлению прокурора Ярославского района Ярославской области в интересах неопределенного круга лиц к государственной службе охраны объектов культурного наследия Ярославской области о возложении обязательства по организации историко- культурной экспертизы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать ответчика в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия. Требования мотивирует тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия было выявлено, что данный памятник не находится в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта не определен. До настоящего времени администрацией Курбского сельского поселения мер к установлению собственников объекта, либо признания их бесхозяйными, не принято, работа по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи администрацией Курбского сельского поселения не проводится, что приводит к отсутствию содержания объекта и создает угрозу утраты объекта культурного наследия. Ответчиком не принимались меры к определению статуса выявленного объекта культурного наследия, государственная историко-культурная экспертиза не проведена, в какой-либо реестр объектов культурного наследия данный объект не включен. Прокурор указывает на то, что бездействие должностных лиц администрации может привести к утрате имеющихся объектов культурного наследия и памятников культуры на территории Курбского сельского поселения Ярославского района Ярославской области.
В судебном заседании прокурор Старостин А.С. доводы и требования искового заявления поддержал.
Представитель ответчика, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав прокурора, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд считает, что требования подлежат удовлетворению.
Законодательным актом, регулирующим отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 73-ФЗ меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными указанным федеральным законом.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 73-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 указанного выше закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002, государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя проведение историко-культурной экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе, которым установлены порядок и основания для проведения историко-культурной экспертизы.
Частью 1 ст.16.1, ст.18 Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 установлено, что региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
После принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Региональный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.
Объект культурного наследия, включенный в реестр, подлежит государственной охране со дня принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о включении его в реестр.
По делу установлено, что объект культурного наследия <данные изъяты>, не находится в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта не определен. До настоящего времени государственной службой охраны объектов культурного наследия Ярославской области, администрацией Курбского сельского поселения мер к установлению собственников объекта, либо признания объекта бесхозяйным, не принято, работа по постановке объекта на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи администрацией Курбского сельского поселения не проводится, что приводит к отсутствию содержания объекта и создает угрозу утраты объекта культурного наследия. Ответчиком не принимались меры к определению статуса выявленного объекта культурного наследия, государственная историко-культурная экспертиза не проведена, в какой-либо реестр объектов культурного наследия данный объект не включен.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, суд считает, что имеются основания для возложения на ответчика обязательства по организации проведения историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия.
Исходя из характера возложенного на ответчика обязательства и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для его исполнения, установленных действующим законодательством, с учетом требований разумности суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать государственную службу охраны объектов культурного наследия Ярославской области (ИНН №) в течение одного года со дня вступления решения в законную силу организовать проведение историко-культурной экспертизы вновь выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, в целях обоснования целесообразности включения данного объекта в реестр объектов культурного наследия.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Русинова Л.М.