Решение по делу № 2-97/2020 от 14.09.2020

УИД: 88RS0003-01-2020-000104-14

Дело № 2-97/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 октября 2020 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,

при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края гражданское дело № 2-97/2020 по заявлению Администрации с. Ванавара о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,

УСТАНОВИЛ:

14.09.2020 г. Администрация с. Ванавара обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь: <данные изъяты> указав в обоснование заявления следующее.

Администрация села Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, действующая от имени муниципального образования село Ванавара, обратилась в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю» с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное имущество сооружение канализации, наименование: канализационная сеть, по адресу: <адрес>.

Выпиской из ЕГРН от 25.08.2020 года <данные изъяты> подтверждается принятие на учет данного недвижимого имущества как бесхозяйного имущества: сооружения канализации, наименование канализационная сеть. Объект принят на учет 15.08.2019 года, <данные изъяты>

         Собственник либо иной владелец данного объекта не установлен, в течение года с момента постановки септика на учет как объект бесхозяйного имущества никаких прав на указанное сооружение не было предъявлено. Доказательствами вступления Администрации с. Ванавара во владение недвижимой вещью являются: технический план, заказанный от имени Администрации с. Ванавара.

В связи с чем, заявитель просит суд: признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на сооружение наименование канализационная сеть, адрес: Российская Федерация, Красноярский край, Эвенкийский район, с. Ванавара, от КК-1, расположенного в районе жилого дома <данные изъяты>. Дело просит суд рассмотреть в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо - Департамент земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края направил в суд отзыв от 26.02.2019 № 117, согласно которому Департамент земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района против удовлетворения заявления Администрации с. Ванавара не возражает и просит рассмотреть дело в    отсутствие представителя.

Поскольку все необходимые доказательства для рассмотрения гражданского дела № 2-97/2020 по существу ко дню назначения судебного разбирательства имеются, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, признает неявку представителей заявителя и заинтересованного лица уважительной и полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных не явившихся лиц, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав в судебном заседании представленные сторонами доказательства, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) признание права является одним из способов защиты гражданских прав.

Признание права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи в силу положений ст. 218 ГК РФ является одним из способов приобретения права собственности.

Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

По смыслу статьи 131 ГК РФ для того, чтобы недвижимые вещи могли участвовать в гражданском обороте, право на указанные объекты должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ней.

Из содержания абз. 1 п. 3 ст. 225 ГК РФ следует, что орган местного самоуправления, уполномоченный управлять муниципальным имуществом обязан выявить бесхозяйное недвижимое имущество и постановить его на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Согласно абз. 2 этого же пункта данной статьи ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

    Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу п. 5 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Как следует из представленных заявителем документов, бесхозяйным объектом недвижимого имущества по настоящему делу является сооружение, назначение: 10.3. Сооружения канализации, наименование: канализационная сеть, кадастровый номер <данные изъяты>

Общероссийский классификатор основных средств, утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации № 359 от 26.12.1994 г., устанавливает, что к «сооружениям» относятся инженерно - строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Как следует из п. 9 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" канализационная сеть представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации

В силу пунктов 4.2 и 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств

Также в ч. 5 ст. 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления с. Ванавара обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения в с. Ванавара, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Пунктом 1 ст. 124 ГК РФ предусмотрено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ и с частью 1 статьи 41 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 указанного выше Федерального закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании п.2 ч.1 ст. 33 Устава сельского поселения с. Ванавара к полномочиям Администрации с. Ванавара отнесено управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности сельского поселения. В соответствии с п.1,2 ст. 44 Устава сельского поселения «село Ванавара» экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства бюджете сельского поселения, а также имущественные права сельского поселения. В собственности сельского поселения находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

Согласно п.1 ст. 45 Устава сельского поселения «село Ванавара» органы местного самоуправления сельского поселения самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    В силу подп.3 п.1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с п. 3.2 Положения «О муниципальном учреждении «Администрация села Ванавара» Эвенкийского муниципального района Красноярского края управление и распоряжение муниципальным имуществом, расположенным на территории сельского поселения Ванавара, осуществляет Администрация с. Ванавара.

    Таким образом, анализ вышеуказанных законодательных и муниципальных правовых актов показал, что на территории муниципального образования с. Ванавара Администрация с. Ванавара является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества, обнаруженного на территории муниципального образования, на соответствующий учет в качестве бесхозяйного, а также является полномочным и компетентным органов, который вправе участвовать от имени местного самоуправления с. Ванавара в суде при решении вопроса о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

    Как следует из материалов дела, реализуя свои полномочия, установленные вышеприведенными нормами права, Администрация с. Ванавара с целью установления предполагаемого собственника бесхозяйной вещи – сооружения, наименование: канализационная сеть, адрес: <адрес> в январе 2019 г. обратилась с соответствующими запросами в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края и Департамент земельно-имущественных отношений Эвенкийского муниципального района.

    Согласно ответу из Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) от 15 февраля 2019 г. № 03-44/10/1984 сооружение наименование канализационная сеть, адрес: <адрес> в реестре федерального имущества не учитывается (л.д.59).

    Согласно ответу из Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края <данные изъяты> сооружение наименование канализационная сеть, адрес: <адрес>, в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается (л.д.60).

Из ответа Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Красноярского отделения от <данные изъяты> следует, что Красноярское отделение актуальными сведениями о зарегистрированных правах не располагает. В архиве учетно-технической документации инвентарное дело (технический паспорт) на объект недвижимости – сооружение <адрес> не содержится, в связи с чем предоставить сведения о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на вышеуказанный объект не имеется возможности (л.д.61).

    Согласно информации Департамента земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района от 26.02.2019 г. № 117 сооружение наименование канализационная сеть, адрес: <адрес>, не является муниципальной собственностью муниципального образования Эвенкийский муниципальный район и в реестре муниципального имущества Эвенкийского муниципального района не учитывается.

Согласно данным технического плана сооружения от 26 января 2018 г. указан вид объекта недвижимости – сооружение, кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект недвижимого имущества: <данные изъяты> местоположение объекта недвижимости: <адрес>, назначение объекта недвижимости: <данные изъяты>

По заключению кадастрового инженера следует, что объект расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> не установлены согласно Земельного кодекса РФ. Количество обособленных контуров -12, из них 2 разомкнутых расположены подземно (канализационная сеть) и 10 замкнутых (колодцы). Технический план подготовлен в связи с постановкой на учёт сооружения «Канализационная сеть», как бесхозяйного. Документом основания в данном случае является декларация, так как сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствует техническая документация (л.д. 41-58).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <данные изъяты> следует, что вид объекта недвижимости: <данные изъяты> (л.д.37- 39).

Границы муниципального образования с. Ванавара определены в Законе Красноярского края от 06.10.2011 № 13-6271, действующего в редакции от 22.12.2016 «Об установлении границ муниципального образования Эвенкийский муниципальный район и находящихся в его границах иных муниципальных образований» (приложение 46). Сооружение, наименование: канализационная сеть, адрес: <адрес>, входит в границы муниципального образования село Ванавара.

    Заинтересованное лицо – Департамент земельно-имущественных отношений Администрации Эвенкийского муниципального района против удовлетворения заявления Администрации с. Ванавара не возражал, что в силу ст. ст. 39, 173 ГПК РФ расценивается судом как признание заявления.

В соответствии с ч.2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, оценив в совокупности все представленные в судебное заседание доказательства, суд удовлетворяет заявление Администрации с. Ванавара о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в полном объеме и признает право собственности на Сооружение, наименование: канализационная сеть, адрес: <адрес>, за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара.

Согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 293 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Администрации с. Ванавара о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - удовлетворить.

    Признать за муниципальным образованием сельское поселение село Ванавара право собственности на вид объекта недвижимости: Сооружение, кадастровый номер: <данные изъяты>

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на сооружение – канализационную сеть, расположенную по адресу: Российская <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья                                                                                            Е.П. Кирпиченко

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 26.10.2020 г.

2-97/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация села Ванавара
Другие
Департамент земельно-имущественных отношений Администрации ЭМР
Суд
Тунгусско-Чунский районный суд Ставропольского края
Судья
Кирпиченко Елена Павловна
Дело на странице суда
tungusso-chunsky.tur.sudrf.ru
14.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2020Передача материалов судье
14.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее