Решение по делу № 33а-11260/2021 от 24.11.2021

Судья 1 инстанции: ФИО2

Номер дела суда 1 инстанции: 2а-3677/2021 Дело №33а-11260/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2021 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего судьи – Тимофеевой А.А.,

судей – Мостовенко Н.Р., Павловского Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания – Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Меньших Антона Ивановича к Администрации города Ялта Республики Крым, заинтересованное лицо – Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, о признании постановления незаконным, понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым Шевелёвой Анжелики Анатольевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Тимофеевой А.А., объяснения административного истца Меньших А.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Представитель административного истца Меньших А.И.- ФИО5 обратился в Ялтинский городской Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отказе Меньших А.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>В, в порядке завершения оформления прав»; обязать Администрацию г. Ялта Республики Крым в течение <данные изъяты> дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка; взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу административного истца расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Алупкинского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ истцу было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с невозможностью подтвердить подлинность представленного им решения, в связи с чем истец обратился с настоящим иском в суд.

Решением Ялтинского городского Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен. Признано незаконным и отменено постановление Администрации города Ялта -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе Меньших А.И. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в городе <адрес> <адрес>В»; возложена обязанность на Администрацию города Ялта Республики Крым в течение 20 дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Меньших А.И. о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в городе <адрес> и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств; взысканы с Администрации города Ялта Республики Крым в пользу Меньших А.И. расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Не согласившись с указанным решением, представитель Департамента имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым Шевелёва А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, а также на нарушение норм материального и процессуального права.

В апелляционной жалобе апеллянт ссылается на письмо Управления по архивным делам Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которого указано на невозможность предоставления копии решения сессии созыва Алупкинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка административному истцу, поскольку протокол и материалы к нему на государственное хранение в отдел формирования архивного фонда управления по архивным делам Администрации г. Ялта не поступали (протоколы сессии созыва и материалы к ним были изъяты правоохранительными органами в ДД.ММ.ГГГГ году).

В судебном заседании административный истец Меньших А.И. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме.

Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Заслушав административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела решением сессии созыва от ДД.ММ.ГГГГ Меньших А.И. было разрешено выполнить проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес>В, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

Постановлением Администрации города Ялта -п от ДД.ММ.ГГГГ Меньших А.И. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав, в связи с невозможностью подтверждения подлинности решения сессии Алупкинского городского Совета созыва от ДД.ММ.ГГГГ .

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств того, что представленное истцом решение было сфальсифицировано либо признано незаконным, ответчиком суду не представлено, в связи с чем указанное в оспариваемом постановлении обоснование в виде невозможности подтвердить подлинность решения является незаконным, необоснованным, нарушает права истца на приобретение земельного участка в установленной законом процедуре.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается в силу следующего.

Судебный акт подлежит отмене в случаях, указанных в части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Такие основания имеются.

Согласно пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

Согласно абзаца 2 части 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты органов местного самоуправления являются основанием возникновения гражданских прав.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пункта 3 части 1 статьи 14, статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131- ФЗ (ред. от 15 февраля 2016 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Республики Крым №54-ЗРК от 21 августа 2014 года «Об основах местного самоуправления в Республике Крым», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон №38-ЗРК).

Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона).

Законодатель, предоставляя право гражданам завершить оформление прав на земельные участки, указал на то, что такое право должно возникнуть до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ.

При этом, на момент вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ, право, которое было предоставлено гражданину на основании решения органа местного самоуправления о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, не должно быть утрачено.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о разрешении на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка являлось первым юридически значимым действием при переходе права на земельный участок, который находился в государственной или коммунальной собственности. Оно выступало выражением воли собственника при отчуждении участка. При передаче земельного участка решение служило основанием для отвода и в последующем для государственной регистрации прав на земельный участок

Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденный постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 2 сентября 2014 года (далее – Порядок), устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".

Переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права) (пункт 2 Порядка).

В соответствии с пунктом 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Пунктом 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобщения к заявлению о предоставлении земельного участка.

Согласно пункта 8 Порядка в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 14 октября 2019 года №2381-п утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее – Административный регламент).

Настоящий Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги, упорядочения административных процедур (действий), сокращения количества документов, предоставляемых гражданами для предоставления муниципальной услуги (пункт 1 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 4.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является:

1) принятие постановления Администрации города Ялта о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование);

2) договор купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка);

3) договор аренды земельного участка;

4) договор безвозмездного пользования земельным участком;

5) соглашение об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права);

6) постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении земельного участка.

Согласно пункта 4.4 Административного регламента копии документов, указанных в пункте 7.1, представляются вместе с подлинниками, которые после сверки возвращаются заявителю.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 7.1 Административного регламента к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются:

а) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина;

б) для юридических лиц:

- копия устава, заверенная данным юридическим лицом;

- копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица;

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом;

- копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации;

в) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права.

При переоформлении права аренды земельного участка допускается представление копии договора аренды земельного участка, заверенной в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления или исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета либо государственным или муниципальным архивом.

В случае представления копии договора аренды земельного участка заявитель также представляет в соответствующий уполномоченный орган документы, подтверждающие факт утери заявителем подлинника договора аренды земельного участка:

- объявление в периодическом печатном издании об утере подлинника договора аренды земельного участка;

- копию талона-уведомления, подтверждающего факт приема и регистрации территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявления о похищении подлинника договора аренды земельного участка (в случае похищения указанного документа);

г) копию решения о разрешении на разработку документации;

д) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка;

е) документ, подтверждающий соответствующие полномочия заявителя (при подаче заявления представителем заявителя);

ж) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в пункте 4, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии);

з) межевой план земельного участка в форме электронного документа (в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет);

и) согласие заявителей на обработку персональных данных.

Пунктом 4.5 Административного регламента предусмотрено, что в случае установления факта несоответствия документа (ов) установленным требованиям специалист, ответственный за предоставление муниципальной услуги, возвращает документы заявителю, объясняет ему содержание выявленных недостатков в представленных документах и предлагает принять меры по их устранению.

Из пункта ДД.ММ.ГГГГ Административного регламента следует, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, отсутствие одного или нескольких документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, которые невозможно получить в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Из представленных административным истцом документов следует, что к заявлению была приложена копия решения Алупкинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная подписью должностного лица Алупкинского городского совета, с указанием его фамилии и должности.

Однако, как следует из ответа начальника управления по архивным делам Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить решение сессии созыва Алупкинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Меньших А.И. не представляется возможным, поскольку на государственное хранение в отдел формирования архивного фонда управления, а также материалы по указанному решению, не поступали (согласно исторической справке за ДД.ММ.ГГГГ годы, подписанной председателем ликвидационной комиссии Алупкинского городского совета, протоколы сессий созыва и материалы к ним изъяты правоохранительными органами в Алупкинском городском совете в ДД.ММ.ГГГГ году).

Аналогичную информацию содержит ответ Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , поступивший по запросу суда.

Таким образом, заявителем в нарушении положений пункта 4.4 Административного регламента не представлены все документы, необходимые для завершения оформления права на земельный участок, с учетом невозможности получения решения в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Наличие копии решения органа местного самоуправления при отсутствии сведений о его принятии в установленном законом порядке, не может свидетельствовать о наличии у истца оснований для возникновения прав на спорный земельный участок.

Учитывая изложенное, постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -п «Об отказе Меньших А.И. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 240 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>В, в порядке завершения оформления прав» принято в соответствии с действующим законодательством, в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением порядка и процедуры принятия, в связи с чем является законным и обоснованным.

Поскольку изложенные в обжалованном судебном акте выводы не соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Меньших Антона Ивановича о признании постановления незаконным, понуждении к совершению действий, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья: А.А. Тимофеева

Судьи: Н.Р. Мостовенко

Е.Г. Павловский

33а-11260/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Меньших Антон Иванович
Ответчики
Администрация города Ялта Республики Крым
Другие
Департамент имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Тимофеева Анна Александровна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
24.11.2021Передача дела судье
13.12.2021Судебное заседание
23.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2021Передано в экспедицию
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее