Судья Беляев Д.В. Дело № 33-228/2023
Материал № 13-76/2022
УИД 41R90006-01-2022-000734-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский 9 февраля 2023 года
Камчатский краевой суд в составе председательствующего судьи Байрамаловой А.Н., при секретаре Ткаченко А.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства частную жалобу заявителя начальника отделения-старшего судебного пристава Мильковского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Шаповаловой Татьяны Николаевны на определение Мильковского районного суда Камчатского края от 2 декабря 2022 года об отказе в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве.
Заслушав доклад председательствующего судьи Байрамаловой А.Н., суд апелляционной инстанции
установил:
начальник отделения-старший судебный пристав Мильковского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Шаповалова Т.Н. обратилась в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве.
В обоснование заявления указала, что в соответствии с приказом ФССП России от 18 апреля 2022 года №, ФССП России не является администратором доходов денежных средств, конфискованных по приговору суда. В соответствии с письмом Минфина России от 25 мая 2016 года № «О главном администраторе доходов бюджета в виде денежных средств, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, конфискованных и обращенных в собственность государства на основании обвинительного приговора», полномочия главного администратора доходов бюджета в отношении указанных денежных средств осуществляет МВД России и его территориальные органы.
Просила заменить взыскателя УФССП по Камчатскому краю по исполнительному производству на правопреемника Мильковский МО МВД России (должник).
Определением Мильковского районного суда Камчатского края от 2 декабря 2022 года в удовлетворении заявления начальника отделения- старшего судебного пристава Мильковского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Шаповаловой Т.Н. о процессуальном правопреемстве по исполнительном производству № отказано.
В частной жалобе заявитель просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с приказом МВД России от 18 декабря 2019 года № 955 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (приложение № 6) администрирование доходов, полученных от реализации конфискованного по уголовным делам имущества, закреплено за МВД России и подведомственным территориальным органам. В связи с чем считает, что уполномоченным органом, имеющим право осуществлять права взыскателя от имени Российской Федерации по указанному доходу в исполнительном производстве, является МВД России и его территориальные органы. Отмечает, что передача бюджетных полномочий между администраторами доходов или их исполнение администраторами доходов, за которыми не закреплены доходы, бюджетным законодательством не установлена. Управление не имеет полномочий на передачу конфискованного по уголовному делу имущества (денежных средств) на реализацию в доход государства. Таким образом, в исполнительных документах в сведениях о взыскателе должен быть указан уполномоченный орган — МВД России (территориальный орган МВД России). Неверное указание судом уполномоченного органа в исполнительном листе приводит к невозможности исполнения решения суда.
По правилам, предусмотренным ч. 3 ст. 333 ГПК РФ, частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Вместе с тем, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Камчатского краевого суда.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявления начальника отделения-старшего судебного пристава Мильковского РОСП УФСП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Шаповаловой Т.Н. о процессуальном правопреемстве, суд исходил из отсутствия оснований для удовлетворения такого заявления.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда исходя из следующего.
В силу ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина,
реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Положениями ст. 52 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны.
Из представленных заявителем в обоснование требований о процессуальном правопреемстве документов следует, что приговором Мильковского районного суда Камчатского края от 4 февраля 2020 года постановлено: 7 денежных купюр на общую сумму 2 450 руб., хранящиеся в камере хранения бухгалтерии Мильковского МО МВД России конфисковать в доход федерального бюджета РФ.
Приговор вступил в законную силу 15 февраля 2020 года.
19 февраля 2020 года исполнительный лист №, в котором взыскателем указано Управление ФССП по Камчатскому краю, должником МО МВД РФ «Мильковский», направлен в Мильковский РОСП УФССП России по Камчатскому краю для исполнения.
21 февраля 2020 года судебным приставом-исполнителем Мильковского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на основании исполнительного листа № возбуждено исполнительное производство № в отношение МО МВД РФ «Мильковский», с последующим присвоением номера исполнительному производству №
Учитывая, что круг лиц, участвующих в деле, в том числе и лицо в пользу которого конфисковано имущество, определяется судом при рассмотрении дела по существу, исходя из установленных обстоятельств, изменение взыскателя на стадии исполнительного производства возможно лишь на основании ст. 44 ГПК РФ, если произошло выбытие стороны в установленном судом правоотношении в результате реорганизации юридического лица, уступки требования, перевода долга и других случаев перемены лиц в обязательствах. Таких обстоятельств при разрешении заявления установлено не было.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В п. 9.2.27 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 года № 36, установлено, что если судом постановлено о конфискации определенных предметов имущества или денежных средств, исполнительный документ направляется подразделению судебных приставов по месту их нахождения.
Статьей 104 ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что конфискация имущества включает в себя принудительное безвозмездное изъятие у должника или иных лиц имущества, указанного в исполнительном документе, и передачу его государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Передача конфискованного имущества государственному органу или организации в соответствии с их компетенцией производится по акту приема-передачи после снятия наложенного судебным приставом-исполнителем ареста на указанное имущество и без снятия ареста, наложенного иными органами.
Государственный орган или организация, которым в соответствии с их компетенцией передается конфискованное имущество, имеет права взыскателя, за исключением прав на отказ от получения конфискованного имущества, отзыва исполнительного документа и заключения мирового соглашения с должником.
Отказ от получения конфискованного имущества влечет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В ходе исполнения исполнительного документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе предоставить должнику срок не более пяти дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации.
Статьей 160.1 БК РФ предусмотрено, что администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (абз. 1 п. 2); осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (абз. 2 п. 2).
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года № 1238 утверждено Положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, согласно пп «д» п. 3 которого для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных
государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих
обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
На основании приказа Минфина России от 18 февраля 2019 года № 22н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства» денежные знаки в виде банкнот поступают в доход федерального бюджета в соответствии с настоящим Порядком (п. 4). Денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме, наличные денежные средства в валюте Российской Федерации подлежат перечислению федеральным органом государственной власти (государственным органом), его территориальным органом в доход федерального бюджета в течение трех рабочих дней со дня получения им сведений о признании указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (п. 7). Наличные денежные средства в валюте Российской Федерации вносятся федеральным органом государственной власти (государственным органом), его территориальным органом на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (с учетом положений законодательства Российской Федерации) на балансовом счете N 40116 «Средства для выдачи и внесения наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям», с их последующим перечислением на единый счет федерального бюджета с указанием в платежном документе реквизитов документа – основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации (п. 8).
В соответствии с приказом МВД России от 18 декабря 2019 года № 955 «Об осуществлении Министерством внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и федеральными казенными учреждениями системы Министерства внутренних дел Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов, администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (приложение № 6) администрирование доходов, полученных от реализации конфискованного по уголовным делам имущества, закреплено за МВД России и подведомственным территориальным органам.
В силу разъяснений Минфина России, данным в Письме от 25 мая 2016 года №, главным администратором доходов бюджета в виде денежных средств, полученных в результате совершения преступления, предусмотренного статьей 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, конфискованных и обращенных в собственность государства на основании обвинительного приговора является Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.
Из анализа названных норм следует, что федеральный орган
государственной власти (территориальный) орган наделен правами взыскателя в силу закона, к тому же определен специальный порядок конфискации денежных средств. Неправильное указание в исполнительном листе взыскателя не влечет правопреемство, поскольку в силу прямого указания Федерального закона уполномоченный государственный орган не вправе отказаться от получения конфискованного имущества.
При таком положении обжалуемое определение суда отмене по доводам частной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
определение Мильковского районного суда Камчатского края от 2 декабря 2022 года оставить без изменения, частную жалобу начальника отделения-старшего судебного пристава Мильковского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Шаповаловой Татьяны Николаевны – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 9 февраля 2023 года.
Председательствующий А.Н. Байрамалова