...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 26 июля 2018 года
Суд Ленинского района г. Оренбурга,
в составе: председательствующего судьи Перовских И.Н.,
при секретаре Набиевой А.Е.,
с участием представителя истца Барсуковой А. Б., представителя третьего лица Матвеевой А. А.дровны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации города Оренбурга к Матвееву С. Ф. о сносе самовольной постройки
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с исковым заявлением к Матвееву С.Ф. о сносе самовольной постройки, указав, что специалистом по надзору за градостроительной деятельностью был проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером N, расположенного в центральной части кадастрового квартала N
В результате осмотра установлено, что на данном земельном участке производится строительство объекта недвижимого имущества, предположительно склада для хранения продукции. На момент осмотра на участке были выполнены работы по возведению стеновых и опорных конструкций. Разрешение на строительство не выдавалось, градостроительный план земельного участка не разрабатывался. Собственником указанного земельного участка является Матвеев С.Ф. Истец указал, что ответчиком нарушены градостроительные нормы, установленные действующим законодательством.
Просил суд обязать Матвеева С.Ф. за счет собственных средств и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести снос объекта незавершенного строительством, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N в кадастровой части кадастрового квартала N
Просил суд обязать Матвеева С.Ф. за счет собственных средств и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести снос капитального объекта – склада, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N в кадастровой части кадастрового квартала N
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21.062018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО «Цветочный рай».
Представитель истца Барсукова А.Б., действующая на основании доверенности N от 24.07.2018 г., исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель третьего лица ООО «Цветочный рай» Матвеева А.А., являющаяся директором и действующая на основании Устава общества, возражала против удовлетворения исковых требований ссылаясь на то, что указанные помещения они арендуют и используют в производственных целях.
Ответчик Матвеев С.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте был извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на иск.
Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела и письменный отзыв ответчика, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 4 Закона Оренбургской области «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований относятся: «регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований» и «контроль за использованием земель на территории муниципального образования».
Согласно статьи 9 Устава города Оренбурга, к вопросам местного значения относящимся к ведению города Оренбурга относится «утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана документации по планировке территории города, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, рассоложенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города.
Исходя из ст. 9 п. 26 Устава города Оренбурга, администрация города уполномочена на выдачу разрешений на строительство.
С учетом п. 22 постановления Пленума Верховного Суда и Высшего арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22, администрация города является лицом, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, следовательно, вправе обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.
В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260). Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (п. 2 ст. 263).
Аналогичные положение закреплены в пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
В соответствии с ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, одним из юридически значимых по делу обстоятельств для правильного разрешения дела является установление того обстоятельства, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности, права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в г. Оренбурге и т.д.
Согласно п. 24 Постановления ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.
Как следует из материалов дела, Матвеев С.Ф. является собственником земельного участка площадью 80000 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного назначения. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.
Ответчиком Матвеевым С.Ф. на указанном земельном участке осуществлено строительство объекта недвижимого имущества, предположительно, склада для хранения продукции. На момент осмотра на участке были выполнены работы по возвещению стеновых и опорных конструкций. При этом, разрешение на строительство не выдавалось, градостроительный план земельного участка не разрабатывался.
Решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 20.04.2016 г. по делу N г. исковые требования администрации г.Оренбурга к Матвееву С.Ф. о сносе самовольной постройки удовлетворены, Матвеев С.Ф. решением суда обязан в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу произвести снос объекта незавершенного строительством, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном в центральной части кадастрового квартала N
Этим же решением в удовлетворении исковых требований Матвеева С. Ф. к администрации г. Оренбурга о признании права собственности на незавершенный строительством объект отказано.
Указанное решение вступило в законную силу 12.07.2016 г. и имеет преюдициальное значение в силу п.2 ст. 61 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебнымпостановлениемпо ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, суд считает установленным факт незаконного возведения строения и отсутствие оснований для его сохранения и признания за ним права собственности в порядке ст. 222 ГК РФ за Матвеевым С.Ф.
Вместе с тем, из искового заявления следует, что в ходе повторного осмотра земельного участка с кадастровым номером N специалистом по надзору за градостроительной деятельностью было установлено, что решение суда ответчиком не исполнено. На земельном участке расположены уже два объекта капитального строительства – здание склада и объект незавершенного строительства.
При этом, разрешение на строительство указанных объектов администрацией г. Оренбурга не выдавалось, Градостроительный план не разрабатывался.
Согласно п. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требования градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Правила землепользования и застройки муниципального образования город Оренбург утверждены Решением Оренбургского городского Совета от 25.12.2012 N 557 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Оренбург".
Как следует из материалов дела, земельный участок, принадлежащий Матвееву С.Ф., расположен в трех территориальных зонах: зоне «ОД.1» - зона многофункциональных центров обслуживания и общественно-деловой активности, в зоне «Ж.3» - зона многоэтажной застройки домами многоквартирными (5 этажей и выше), и в зоне «Т.2» - зона городских автодорог и объектов обслуживания автотранспорта, согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО «город Оренбург».
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, приведенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 марта 2014 года при рассмотрении споров, связанных с признанием права собственности на самовольную постройку, помимо доказательств принадлежности истцу земельного участка суду также следует проверять соблюдение его целевого назначения. Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Согласно Градостроительному заключению о функциональном назначении земельного участка с кадастровым номером N от 09.02.2016 N (с) размещение склада, а также объекта незавершенного строительства на земельном участке площадью 80000 кв.м., расположенном в районе ул. Геннадия Донковцева, противоречит градостроительным и санитарным нормам и правилам. При этом указано, что запрашиваемое разрешение использование земельного участка противоречит функциональному зонированию генерального плана (п. 6 заключения).
Таким образом, собственником земельного участка нарушены градостроительные нормы, установленные действующий законодательством.
Кроме того, как указано выше суду судом было отсутствие оснований для признания права собственности на строения на земельном участке в порядке ст. 222 ГПК РФ.
Не представлено доказательств принятия мер к легализации построек и получению разрешения на строительство и в настоящее судебное заседание.
Таким образом, суд считает установленным факты возвещения спорных объектов в отсутствие разрешительных документов и на земельном участке, не отведенном в порядке, установленном законом, под такие цели, что свидетельствует о том, что спорные здания и строения являются самовольными постройками и подлежат сносу.
С возражениями ответчика и третьего лица, поскольку возведение здания на фундаменте с возведением стен из кирпича свидетельствует о возведении капитального строения, незаконность возведения капитальной постройки – склада установлена решением суда, вступившим в законную силу. Доказательств сноса объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N ответчик суду не представил, в материалах дела не имеется доказательств, что возводимые строения являются постройками вспомогательного использования, а не объектами капитального строительства.
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не соответствует разрешенному использованию, требования искового заявления администрации г. Оренбурга к Матвееву С.Ф. о сносе самовольных построек с учетом вышеизложенных обстоятельств является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ N
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ N, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ N
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 01.08.2018 ░░░░
░░░░░: ... ░.░.░░░░░░░░░
...
...
...