15 декабря 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,
при секретаре Ервандян К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Кучма Г.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии с кадастрового учета земельного участка, прекращении права общей долевой собственности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ею был осуществлен снос дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № в соответствии с решением суда по гражданскому делу №. В настоящее время дом числится в собственности у истца, начисляется налог на недвижимое имущество. Факт прекращения существования жилого дома подтверждается актом обследования, составленным кадастровым инженером Бугера Г.С., в соответствии с требованиями ст. 42 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». На настоящий момент дом прекратил существование, в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности истца на данный дом прекратилось. В Росреестр по Ростовской области через МФЦ истцом было подано заявление о государственной регистрации сноса дома от ДД.ММ.ГГГГ года №, при этом были сданы следующие документы: Акт обследования о сносе постройки с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № в бумажном виде и магнитный диск; копия апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда; копия Выписки из ЕГРН здание по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; копия Выписки из ЕГРН на земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; копия доверенности от Овчаренко Д.С. и Овчаренко В.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО приостановило государственную регистрацию снятия с кадастрового учета снесенного здания с кадастровым номером №. Арест-запрет, на который ссылается государственный регистратор, был наложен приставами в связи с этим решением суда. Решение суда было исполнено и дом снесен. Снос дома по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № на земельном участке с кадастровым номером № был осуществлен в соответствии с решением суда. Кроме того, административный истец полагает необоснованным указание регистратора на то, что прекращению существования объекта может препятствовать ипотека. На основании изложенного, административный истец просил суд отменить решение о приостановлении государственной регистрации сноса дома от ДД.ММ.ГГГГ года №. Снять с государственного кадастрового учета несуществующее здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Прекратить право на объект недвижимости - несуществующее здание с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
В судебное заседание явилась административный истец Кучма Г.Н., уточнила административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ, согласно которым просила суд снять с кадастрового учета в связи с прекращением существования жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. Прекратить право общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> требования с учетом уточнений поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области Демьянченко Д.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Заслушав доводы и пояснения административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению последующим основаниям.
В соответствии сост. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административногоистца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующееадминистративноеисковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).
В соответствии со ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
При этом, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом о регистрации порядке.
В силу ст.ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Как установлено судомДД.ММ.ГГГГ года в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлениями о регистрации прекращения права собственности и снятии с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обратилась Кучма Г.Н.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
При проведении правовой экспертизы установлено следующее.
В качестве документа-основания в Управление представлено решение
Советского районного суда г. Ростова-на-Дону по делу № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором договор купли-продажи одной двенадцатой доли в праве на земельный участок и одной двенадцатой доли в праве на дом, заключенный между Кучмановым С.И. и Агеевой А.А., расторгнут; прекращено право собственности Агеевой А.А. на указанные объекты недвижимости и восстановлено право собственности Кучманова С.И. на данные объекты недвижимости. Снос самовольной постройки не являлся предметом рассмотрения в данном судебном деле.
В силу положений статьи 9 Закона о регистрации ограничения (обременения), в том числе арест, запрет недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 13 статьи 32 Закона о регистрации, суд или
уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или
установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста, о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом или об избрании в качестве меры пресечения залога, а также заверенную копию акта о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 33 Закона о регистрации, в случае, если указанные в части 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в ЕГРН в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего закона.
При проведении правовой экспертизы установлено, что имеются основания для приостановления до снятия ограничения (обременения) ареста-запрета, наложенного на основании: Постановление о запрете на совершение действий по регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ года; Постановление о запрете на совершение действий регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ года; Постановление Советского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года; Постановление Советского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, наложены запреты, аресты на совершение действий по регистрации в отношении объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 37 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в орган регистрации прав поступил судебный акт о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом.
Данное обстоятельство в соответствии с ч. 6 ст. 26 Закона о регистрации препятствует осуществлению каких-либо действий с недвижимым имуществом (или имущественными правами) лица, чьи права ограничиваются до поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии наложенного ограничения прав.
Таким образом, осуществление действий по государственной регистрации прекращения права собственности на объекты приостановлено до поступления в орган регистрации прав акта уполномоченного органа о снятии запрета.
При этом, государственная регистрация снятия ареста может быть произведена на основании соответствующего документа о снятии ареста, принятого компетентным органом. Арест на недвижимое имущество может быть отменен следующими органами: арбитражным судом, судом общей юрисдикции, судебным ставом-исполнителем, налоговым органом; таможенным органом, иными уполномоченными органами.
Порядок прекращения в ЕГРН записи об аресте осуществляется по общему правилу на основании решения органа, ранее принявшего решение о наложении данного ареста. Исключением является арест, наложенный судебным органом в рамках уголовного процесса, который отменяется на основании постановления, определения суда, лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, когда в применении этой меры отпадает необходимость (статья 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ).
Документы-основания о прекращении арестов, ограничений (обременений) на недвижимое имущество должны, как было указано выше, соответствовать требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для внесения в ЕГРН (дата постановления, номер дела, если таковой имеется). Документ также должен содержать описание недвижимого имущества (наименование и адрес), в отношении которого прекращается арест, ограничение (обременение).
Следовательно, записи об аресте, запрете погашаются на основании
постановления о снятии ареста, запрета (освобождении имущества от ареста)
судебного пристава либо суда в зависимости от того, в производстве какого органа (пристава либо суда) находится данное дело в период рассмотрения вопроса о снятии ареста.
В данном случае, предъявляя требования к Управлению о признании незаконным приостановления регистрации и снятия с государственного
кадастрового учета, заявителем не учтено, что Управление не обладает
полномочиями по снятию ареста, наложенного на основании постановлений
Ворошиловского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по Ростовской области, что позволяет говорить об избрании ненадлежащего способа защиты права.
Так как Управление не относится к органам, которые выносят
обеспечительные меры или их отмену, для государственной регистрации
прекращения ограничения (обременения) необходимо представить документ
основание в данном случае постановление об отмене обеспечительных мер.
Таким образом, заявитель вправе обратиться в суд, в соответствующий отдел судебных приставов УФССП России для снятия ограничений (обременений) в установленном законом порядке.
Неправомерных действий в отношении заявителей Управлением совершено не было принято, решение о приостановлении государственной регистрации было принято в строгом соответствии с действующим законодательством.
Помимо вышеизложенного, при проведении правовой экспертизы установлено наличие в ЕГРН на заявленный объект с кадастровым номером № ограничения - ипотеки. Данное ограничение препятствует прекращению существования объекта.
Регистрационная запись об ипотеке погашается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 1-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», а также по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 статьи 25 Закона об ипотеке, если иное не предусмотрено федеральным законом или указанной статьей, регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: либо заявления владельца закладной; либо совместного заявления залогодателя и залогодержателя; либо заявления залогодателя с одновременным представлением закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме; либо решения суда, арбитражного суда о прекращении ипотеки.
Таким образом, испрашиваемый заявителем способ устранения нарушения состоит в регистрации погашения права собственности на объекты недвижимого имущества, обремененные запретами, то есть непосредственно затрагивает права третьих лиц, в силу чего реализация избранного заявителем способа защиты невозможна вне рамок искового производства.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое
действие (решение) административного ответчика принято административным ответчиком в строгом соответствии с положениями норм действующего законодательства.
Исполнение государственным органом обязательных требований федерального закона не может характеризовать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области как незаконные.
Со стороны Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области отсутствует нарушение права заявителя, которое требует защиты путем предъявления требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, поскольку законом не установлен иной порядок для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, нежели указанный.
На основании изложенного, суд не находит оснований для возложения на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области обязанности снять объект с кадастрового учета и прекратить право общей долевой собственности на жилой дом.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственногоили муниципального служащего иправалибо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: соответствие действий государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области требованиям закона, отсутствие нарушения прав и законных интересов Кучма Г.Н. оспариваемыми действиями государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, суд приходит к однозначному выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Кучма Г.Н. в данном случае не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кучма Г.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии с кадастрового учета земельного участка, прекращении права общей долевой собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2020 года.
Cудья Л.В. Захаренко