86RS0001-01-2020-006156-56
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский районный суд в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Ахияровой М.М.,
с участием истца, его представителя Мусатовой И.Б., действующей по доверенности от 01.06.2020г., отдела опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района Сивковой А.Г., действующей по доверенность от 06.08.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3127/2020 исковому заявлению Тюленева Юрия Александровича к Администрации г. Ханты-Мансийска, третьи лица Департамент социального развития ХМАО-Югры, Администрация Ханты-мансийского района, об установлении права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тюленев Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Ханты-Мансийска с требованием об установлении права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требование мотивировано тем, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать Тюленева Светлана Николаевна решением Ханты-Мансийского районного суда от 03.09.2007г. лишена родительских права, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Постановлением Главы города Ханты-Мансийска от 22.10.2007 № 715 за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Основанием для закрепления за ним указанного жилого помещения являлся договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ХМАО- Югре и ФИО1, в который включен в качестве постоянно проживающего лена семьи с нанимателем. Дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения в качестве лица постоянно проживающего с нанимателем включен ФИО2
Согласно распоряжению Главы Ханты-Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ №, его приемными родителями назначены ФИО5 и ФИО14 с которыми он проживал до достижения совершеннолетнего возраста по адресу: <адрес>.
На основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность граждан, он является сособственником <данные изъяты> доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
В соответствии с актом о результате проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным Службой жилищного и строительного надзора <адрес> - Югры, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению согласно пунктам 12,15 и 23 раздела II, пункту 36 раздела III постановления Правительства Российской Федерации от28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Факт отсутствия возможности проживать в ранее занимаемом жилом помещении подтверждается актами проверки сохранности жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, составленным управлением опеки и попечительства Администрации города Ханты-Мансийска по запросу отдела опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района, в соответствии с которым жилое помещение не сохранено, а также актом Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.07.2020 № 11.
Истец, его представитель Мусатова И.Б. судебном заседании на удовлетворении искового требования настаивают, поддержав изложенные в иске доводы.
Представитель Органа опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района Сивкова А.Г. подтвердила изложенные истцом обстоятельства, полагает требование обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Представители ответчика Администрации г. Ханты-Мансийска, третьего лица Департамента социального развития ХМАО-Югры, надлежаще извещенные о дате и месте судебного заседания, не явились, уважительных причин не сообщили.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
В соответствии со ст. 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, ФИО3 относиться к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, ввиду того, что его мать ФИО1 решением Ханты-Мансийского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. лишена родительских права, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери (справка о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ.).
Постановлением Главы города Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ № за ним закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (далее по тексту – жилое помещение, квартира).
Основанием для закрепления за ним указанного жилого помещения являлся договор социального найма жилого помещения площадью 49, 0 кв.м, жилой площадью <данные изъяты> кв.м, от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ханты-Мансийскому автономного округу - Югре и ФИО1, в который в качестве постоянно проживающих членов семьи с нанимателем включены: сестра ФИО7, брат ФИО8, сын ФИО3
Дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения от 19.02.2006г. в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве лиц постоянно проживающих с нанимателем дополнительно включен ФИО2, как лицо состоящее в фактически брачных отношениях.
Дополнительным соглашением к договору социального найма жилого помещения от 26.09.2007г. в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве лиц постоянно проживающих с нанимателем дополнительно включен сын мужа ФИО2 – ФИО9
Согласно распоряжению Главы Ханты-Мансийского района от ДД.ММ.ГГГГ № его приемными родителями назначены ФИО5 и ФИО19 с которыми он проживал до достижения совершеннолетнего возраста по адресу: <адрес>.
На основании договора бесплатной передачи жилого помещения в собственность гражданот ДД.ММ.ГГГГ № сособственниками по ФИО20 доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, являются ФИО1, ФИО2, ФИО3.
Заявляя исковое требование, истец утверждает, что имеет право на обеспечение его жилым помещением, поскольку в соответствии с п/п.2 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции действовавшей до 1 января 2019г. согласно которому закрепленное за ним жилое помещение непригодно для постоянного проживания и не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ.
В соответствии с представленными истцом актом о результате проведения мероприятия по государственному контролю от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным Службой жилищного и строительного надзора <адрес> - Югры, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению согласно пунктам 12,15 и 23 раздела II, пункту 36 раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", квартира не оборудована водоотведением, ветхое состояние оконных, дверных блоков и др.
В соответствии с актом о результате проведения мероприятия по государственному контролю от 21.07.2020 № 11 Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, жилое помещение не соответствует требованиям пункта 12 раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», отсутствует централизованное горячее водоснабжение и газоотведение жилого помещения кв. 1.
Согласно акта проверки сохранности жилого помещения от 12 мая 2015 г., составленного управлением опеки и попечительства Администрации города Ханты-Мансийска по запросу отдела опеки и попечительства Администрации Ханты-Мансийского района, жилое помещение не соответствует техническим характеристикам, по факту представляет собой одну комнату общей площадью 12 кв.м.
По состоянию на 14 мая 2015 г. в жилом помещении зарегистрированы ФИО1, ФИО10, ФИО2, ФИО3
Согласно акта проверки сохранности жилого помещения от 13 февраля 2008 г., составленного управлением опеки и попечительства Администрации города Ханты-Мансийска, квартира перепланирована, входная дверь в комнату прорублена в несущей стене, нарушена целостность несущей стены, на месте сруба видны обшивка стены, утеплитель, брус.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения должны отвечать установленным для них требованиям.
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда отраженной в абзаце третьем пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены Положением, утвержденном постановлением от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ.
В соответствии с п.12 постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
По смыслу правовой гарантии, установленной ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются государством отдельным благоустроенным жилым помещением.
Судом бесспорно установлено следующее.
У истца имеется в собственности 1/3 доли в жилом помещении, однако, данное жилое помещение не является отдельным и оно не отвечает критерию благоустроенности, как установлено выше в жилом помещении отсутствует водоотведение, централизованное горячее водоснабжение и газоснабжение.
Из справок с места жительства и регистрации по состоянию на 2013, 2014, 2015 г. зарегистрированы в жилом помещении ФИО1, ФИО10, ФИО2, ФИО3 Право на проживание в жилом помещении на момент его приватизации в 2010 году, согласно дополнительного соглашения от 26.09.2007г. к договору социального найма от 13.12.2006г., имели – ФИО1, ФИО7, ФИО10, ФИО2, ФИО9, ФИО3 Материалы дела в силу требований ст. 56 ГПК РФ не содержат сведения об утрате права пользования жилым помещением указанных лиц.
Соответственно жилое помещение, доля в котором имеется у истца, не соответствует социальной норме предоставления, установленной решением Думы г. Ханты-Мансийска от 4 марта 2005 г. № 32 «Об учетной норме площади жилого помещения» в г. Ханты-Мансийске в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Сособственником жилого помещения в размере 1/3 доли является ФИО1, лишенная в отношении истца родительских прав.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьей 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", Законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 114-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству", от 22 декабря 2008 года N 148-оз "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2013 N 21-п "Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Данным Порядком определена организация работы уполномоченного органа местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - уполномоченный орган) по установлению таких фактов.
Однако, Администрация Ханты-Мансийского района, рассмотрев заявление и предоставленные документы ФИО5, являющегося законным представителем несовершеннолетнего ФИО3, накануне достижения 18-летия, отказала ему во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формально сославшись на наличие 1/3 доли в жилом помещении (распоряжение Администрации Ханты-Мансийского района от 07.07.2016г. № 643-р).
Между тем, установленные выше обстоятельства не соответствия по признаку благоустройства жилому помещению, социальной норме, принадлежности доли в жилом помещении на праве собственности ФИО1 - лицу, лишенному родительских прав в отношении ФИО3, не лишают истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, социальной защиты со стороны государства.
Установив совокупность фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного искового требования, подлежащего удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование Тюленева Юрия Александровича к Администрации г. Ханты-Мансийска удовлетворить.
Установить право Тюленева Юрия Александровича на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 25 сентября 2020 года.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А. Литвинова
<данные изъяты>
<данные изъяты>