Решение по делу № 2-388/2018 от 13.03.2018

Дело № 2-388/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 июня 2018 года г. Нытва

Нытвенский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Волковой Л.В.,

при секретаре Гулиной И.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Нытвенского района Щукиной Л.В., действующего на основании удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нытвенского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственной ветеринарной инспекции Пермского края о возложении обязанности обследовать места захоронения биологических отходов, расположенные на территории Нытвенского района,

у с т а н о в и л:

Прокурор Нытвенского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных исковых требований, принятых судом 11.05.2018, обратился с иском к Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, просит возложить обязанность в срок до 31 октября 2018 года обследовать следующие места захоронения биологических отходов:

биотермическую яму, в 1,0 км. в северо-восточном направлении от д.Воробьи Нытвенского городского поселения;

скотомогильник, в 1,0 км. в северо-восточном направлении от д. Залог Шерьинского сельского поселения;

биотермическую яму, в 1,0 км. в восточном направлении от д. Шумиха Шерьинского сельского поселения;

биотермическую яму, в 1,0 км. в северо-восточном направлении от ст. Чайковская Чайковского сельского поселения;

-    скотомогильник, ст. Чайковская (урочище «Мирный»), в 1,5 км. в северно-западном направлении;

биотермическую яму, д. Арапово Григорьевского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-западном направлении;

скотомогильник, д. Таланы Григорьевского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-западном направлении;

биотермическую яму, д. Таланы, в 1,0 км. в восточном направлении;

биотермическую яму, д. Фиминята Григорьевского сельского поселения, в. 1,3 км. в северо-восточном направлении;

-    биотермическую яму, с. Григорьевское, в 1,5 км. в восточном направлении;

биотермическую яму, д. Якунино Григорьевского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-восточном направлении;

биотермическую яму, с. Мокино Григорьевского сельского поселения, в 2,0 км. в северо-западном направлении;

-    скотомогильник, д. Лузино (урочище «Советское») Постаноговского сельского поселения в 1,5 км. в восточном направлении;

- скотомогильник, д. Заполье (урочище «Лог Левинский») Постаноговского сельского поселения, в 1,0 км. в западном направлении;

-    скотомогильник, д. Постаноги (урочище «Под могильником») Постаноговского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-восточном направлении;

биотермическую яму, д. Заполье (урочище «Под белой глиной») Постаноговского сельского поселения, в 1,5 км. в южном направлении;

биотермическую яму, д. Постаноги Постаноговского сельского поселения, в. 1,0 км. в юго-западном направлении.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой Нытвенского района на основании поручения прокурора края проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства на территории Нытвенского района, в ходе которой было установлено, что на поднадзорной территории имеется семнадцать скотомогильников и биотермических ям, которые являются бесхозными.

Согласно сведениям администраций Шерьинского, Григорьевского, Постаноговского, Чайковского сельских поселений, администрации Нытвенского городского поселения и администрации Нытвенского муниципального района указанные объекты в реестре муниципальной собственности отсутствуют; мероприятия по постановке на учет в качестве бесхозяйных, в отношении данных объектов не проводились.

Согласно сведениям Государственной ветеринарной инспекции Пермского края инвентаризация скотомогильников и биотермических ям проводилась в 2015 году. Актуальные сведения об их состоянии до настоящего времени не известны.

Учитывая данные обстоятельства, можно сделать вывод, что биотермические ямы и сибиреязвенный скотомогильник являются местом, где хранятся биологические отходы, подлежащие постановке на учет как скотомогильники, в собственность или ведение администраций городского и сельского поселения данные объекты не передавались, на балансе администраций не состоят, собственник объектов отсутствует, что влечет невозможность обеспечения их сохранности, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.

Несоблюдение природоохранного законодательства ставит под угрозу экологическое состояние составных частей окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, и тем самым, соблюдение конституционного права человека на благоприятную окружающую среду, закрепленного в ст. 42 Конституции Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, а также нарушают охраняемые законом интересы Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Трушков П.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Государственной ветеринарной инспекции Пермского края в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований прокурора не возражает.

Суд, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно п.п. «ц» п. 2 ст. 26.11 указанного ФЗ для осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В абзаце 2 ст. 6 ФЗ от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами относится проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами.

Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утв. Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом президента РФ от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой 'для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно Санитарных правил СП 3.1.089-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.1320-96 «Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных», утв. Департаментом ветеринарии Минсельхозприрода РФ от 18.08.1996 №23, Госкомсанэпиднадзором РФ от 31.05.1996 № И, законодательные акты РФ определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения, объекты, влияющие на состояние подземных вод (Градостроительный кодекс РФ, Водный кодекс РФ). Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.

В силу п. 3.1.1 Положения о Государственной ветеринарной инспекции Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 13.03.2008 № 45-п, к функциям Инспекции относится организация и проведение проверок органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей, граждан на предмет соблюдения ими действующих ветеринарных норм, правил и иных требований законодательства в области ветеринарии.

Из справки от 12.03.2018 г. следует, что на основании поручения прокурора края проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства на территории Нытвенского района, в ходе которой было установлено, что на поднадзорной территории имеется семнадцать скотомогильников и биотермических ям, которые являются бесхозными (л.д.6).

В муниципальной собственности Нытвенского муниципального района, Григорьевского сельского поселения, Чайковского сельского поселения, Шерьинского сельского поселения, Постаноговского сельского поселения указанные в заявлении биотермические ямы и скотомогильники отсутствуют, мероприятия по постановке на учет указанных объектов в качестве бесхозяйных не проводились (л.д.13-19).

По сведениям Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям от 27.02.2018, в реестре государственной собственности Пермского края указанные объекты по состоянию на 26.02.2018 не учитываются, правовые основания для включения этих объектов в реестр отсутствуют (л.д.20).

Согласно сообщению Управления Россельхознадзора по Пермскому краю от 17.08.2017, за 2016-2017г.г. проведены проверки в отношении ООО «Шерья», ООО «Мокинское» на предмет исполнения требований законодательства в области ветеринарии, в том числе в области обращения с отходами животноводства, нарушений в области обращения с отходами животноводства не выявлено (л.д.7-9).

Из сообщения Государственной ветеринарной инспекции Пермского края от 05.02.2018 следует, что в 2016 г. проведено 4 проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан на предмет соблюдения ими действующих ветеринарных норм, правил и иных требований законодательства в области ветеринарии. Нарушений требований ветеринарного законодательства в ходе проведения проверки не выявлено. В 2017 году проверки не проводились (л.д.10-12).

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на территории Нытвенского района имеется 17 скотомогильников и биотермических ям, являющихся бесхозными, что влечет невозможность обеспечения их сохранности, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды. Инвентаризация скотомогильников и биотермических ям проводилась в 2015 году, актуальные сведения об их состоянии до настоящего времени не известны.

Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем прокурором обоснованно, в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 45 ГПК РФ подано настоящее заявление.

На основании изложенного, исковые требования прокурора о возложении обязанности на Государственную ветеринарную инспекцию Пермского края обследовать места захоронения биологических отходов суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственную ветеринарную инспекцию Пермского края в срок до 31 октября 2018 года обследовать следующие места захоронения биологических отходов:

биотермическую яму, в 1,0 км. в северо-восточном направлении от д.Воробьи Нытвенского городского поселения;

скотомогильник, в 1,0 км. в северо-восточном направлении от д. Залог Шерьинского сельского поселения;

биотермическую яму, в 1,0 км. в восточном направлении от д. Шумиха Шерьинского сельского поселения;

биотермическую яму, в 1,0 км. в северо-восточном направлении от ст. Чайковская Чайковского сельского поселения;

-    скотомогильник, ст. Чайковская (урочище «Мирный»), в 1,5 км. в северно-западном направлении;

биотермическую яму, д. Арапово Григорьевского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-западном направлении;

скотомогильник, д. Таланы Григорьевского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-западном направлении;

биотермическую яму, д. Таланы, в 1,0 км. в восточном направлении;

биотермическую яму, д. Фиминята Григорьевского сельского поселения, в. 1,3 км. в северо-восточном направлении;

-    биотермическую яму, с. Григорьевское, в 1,5 км. в восточном направлении;

биотермическую яму, д. Якунино Григорьевского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-восточном направлении;

биотермическую яму, с. Мокино Григорьевского сельского поселения, в 2,0 км. в северо-западном направлении;

-    скотомогильник, д. Лузино (урочище «Советское») Постаноговского сельского поселения в 1,5 км. в восточном направлении;

- скотомогильник, д. Заполье (урочище «Лог Левинский») Постаноговского сельского поселения, в 1,0 км. в западном направлении;

-    скотомогильник, д. Постаноги (урочище «Под могильником») Постаноговского сельского поселения, в 1,0 км. в юго-восточном направлении;

биотермическую яму, д. Заполье (урочище «Под белой глиной») Постаноговского сельского поселения, в 1,5 км. в южном направлении;

биотермическую яму, д. Постаноги Постаноговского сельского поселения, в. 1,0 км. в юго-западном направлении.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Нытвенский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Л.В. Волкова

2-388/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Нытвенский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
nytva.perm.sudrf.ru
01.06.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее