Решение по делу № 33-6110/2021 от 18.08.2021

УИД: 29RS0023-01-2021-001900-04

Строка № 2.048, г/п 0 руб.

Судья Баранов П.М.

Докладчик Попова Т.В.           Дело № 33-6110/2021         18 октября 2021 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Хмара Е.И.,

судей Бланару Е.М., Поповой Т.В.,

при секретаре Стрельцовой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Заляжной М.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» о признании работы в должности уборщика служебных помещений соответствующей работе в должности санитара, перевода на другую работу несостоявшимся, признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, убытков, компенсации за нарушение срока выплаты, обязании предоставить сведения о работе в особых условиях с апелляционной жалобой истца Заляжной М.В. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 03 июня 2021 года по делу №2-2226/2021.

Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия

установила:

Заляжная М.В. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная медико-санитарная часть № 58 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России, Учреждение) о признании работы в должности уборщика служебных помещений соответствующей работе в должности санитара, перевода на другую работу несостоявшимся, признании права на получение специальной социальной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, убытков, компенсации за нарушение срока выплаты, возложении обязанности предоставить сведения о работе в особых условиях. В обоснование требований указала, что работает в Учреждении санитаркой палатной в центре сердечно-сосудистой хирургии. Дополнительным соглашением к трудовому договору ее должность была переименована в должность уборщика служебных помещений, однако ее функциональные обязанности не изменились, в связи с чем она полагает, что ее перевод на другую работу фактически не состоялся. Считает, что она выполняет работу по должности, которая в соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников относится к младшему медицинскому персоналу. В ее обязанности входит работа, связанная с контактом с пациентами, зараженными коронавирусной инфекцией (COVID-19), в связи с чем она одинаково со всем медицинским персоналом центра сердечно-сосудистой хирургии несет риск заражения, что признается вредными условиями труда. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и от 12 апреля 2020 года № 484 предусмотрены выплаты стимулирующего характера лицам, работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, которые ей произведены не были, в связи с чем у работодателя возникла задолженность по заработной плате за июнь, июль и октябрь 2020 года в размере 246 260 рублей 07 копеек. Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 предусмотрены ежемесячные специальные социальные выплаты в период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи), контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, которые осуществляются Фондом социального страхования Российской Федерации на основании реестров, предоставляемых работодателями. Учреждение не включило ее в списки работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом COVID-19, для получения социальной выплаты, и не обеспечило получение такой выплаты за работу во вредных условиях, в связи с чем ею по вине работодателя не получен доход за период с 01 ноября 2020 года по 08 января 2021 года в сумме 55 944 рубля, который считает убытками, причиненными Учреждением. Просила признать выполняемую работу в должности уборщика служебных помещений соответствующей работе в должности санитара, перевод с должности санитарки палатной на должность уборщика служебных помещений по дополнительному соглашению от 27 июня 2018 года к трудовому договору несостоявшимся, признать за ней право на получение специальной социальной выплаты для младшего медицинского персонала, предусмотренную постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, от 12 апреля 2020 года № 484, от 30 октября 2020 года № 1762, приказами ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106 и от 06 мая 2020 года № 139, взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере 246 260 рублей 07 копеек, компенсацию за нарушение срока выплаты за период с 10 августа 2020 года по день фактического расчета включительно, денежные средства, причитающиеся работнику за период с 01 ноября 2020 года по 08 января 2021 года (убытки), в размере 55 944 рублей, компенсацию за нарушение срока их выплаты за период с 24 декабря 2020 года по день фактического расчета включительно, обязать ответчика предоставить в уполномоченный орган сведения о ее работе в особых условиях за весь период работы с вредными условиями труда в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762.

В судебном заседании истец Заляжная М.В. (до перерыва) и ее представитель на иске настаивали, представитель ответчика ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России и представитель третьего лица Государственного учреждения – Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (до перерыва) с иском не согласились.

Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 03 июня 2021 года в удовлетворении иска Заляжной М.В. к ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России о признании работы в должности уборщика служебных помещений соответствующей работе в должности санитара, перевода на другую работу несостоявшимся, права на получение специальной социальной выплаты, взыскании задолженности по заработной плате, убытков, компенсации за нарушение срока выплаты, обязании предоставить сведения о работе в особых условиях отказано.

С указанным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются ошибочными, поскольку сделаны при неправильном применении закона. Указывает в жалобе на не согласие с отклонением ее доводов о том, что ее трудовые обязанности после перевода не изменились, а также с выводом суда о том, что перевод являлся состоявшимся. Обращает внимание, что в силу действия положения ст.ст. 60.2 и 151 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), работодатель вправе поручить работнику для выполнения только имеющуюся у него дополнительную работу по другой профессии (должности). Между тем, должности санитарки в отделении сердечно-сосудистой хирургии сокращены, а их функции не переданы другим медицинским работникам. Ввиду изложенного, полагает, что поручение ей дополнительной работы путем совмещения должностей санитарки и уборщика служебных помещений по правилам ст. 60.2 ТК РФ не могло состояться. Кроме того, при принятии решения в соответствии с изложенными в нем выводами, судом учтено сокращение должностей, но не учтено сокращение должности санитарки при оценке доводов и применении положений о дополнительно поручаемой работе. Также судом не учтено то обстоятельство, что должностные обязанности санитарки, помимо работ медицинского характера, уже включают в себя обязанности технического характера, свойственные уборщику служебных помещений, для чего совмещение названных должностей не требуется. Судом не принята во внимание необходимость особой специализации выпадающих функций санитарки, выполняемых ею, относящихся к медицинским и выполняющихся медицинским персоналом. Считает, что возложение на уборщиков помещений функций санитарок является незаконным, поскольку не соответствует требованиям трудового законодательства. Ссылается на отсутствие изменений в перечне фактически выполняемых ею обязанностей, как по должности санитарки, так и по должности уборщика помещений, что подтверждено предоставленными в материалы дела документами и пояснениями представителя ответчика. Считает, осуществляя выплаты ей за работу в контакте с больными коронавирусной инфекцией при выполнении выпадающих функций, а также за выполнение функций медицинского характера, работодатель фактически признал исполнение ею обязанностей по прежней должности младшего медицинского персонала. Полагает, что неизменность выполняемой ею работы подлежала установлению судом, поскольку является существенным обстоятельством, имеющим значение для дела. Указывает, что право на получение льгот за работу в особых условиях труда зависит не от наименования должности, а от выполняемой работы по должности, предусматривающей компенсацию связанных с ней рисков, независимо от формы трудовых отношений по основной работе, совместительству или поручению дополнительной работы по другой должности. Учитывая, что факт выполнения ею обязанностей младшего медицинского персонала, а также выполнение работы в особых условиях распространения новой коронавирусной инфекции наравне с другими медицинскими работниками, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, отказ в осуществлении ей стимулирующих выплат приводит к дискриминации. Полагает зависимость осуществления стимулирующих выплат только от наименования должности работника в трудовом договоре ставит других работников, фактически выполняющих ту же работу, в менее выгодное положение. Считает, что выводы суда нельзя признать правильными.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России с изложенными в ней доводами не согласился, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В письменном мнении на апелляционную жалобу третье лицо Государственное учреждение – Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации указал на законность и обоснованность решения суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме. Полагает, истец имеет право на получение выплат, установленных приказами ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106 и от 06 мая 2020 года № 139, и социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762.

Представитель ответчика Алифировец О.А. поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, считает, решение суда законным и обоснованным. Дополнительно пояснила, что истец занимает должность уборщика служебных помещений, которая не относится к младшему медицинскому персоналу, соответственно она не имеет права на получение выплат, установленных приказами ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106 и от 06 мая 2020 года № 139. Истец не оказывала медицинскую помощь пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции, как и не обеспечивала условия для оказания такой помощи. Истец работала в центре сердечно-сосудистой хирургии Учреждения, где пациенты с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции лечение не проходили, при выявлении таких пациентов их сразу переводили в специализированное отделение – отделение для лечения пациентов с такой инфекцией или специализированную больницу. Всего таких пациентов за июнь, июль и октябрь 2020 года было двое, при выявлении у них инфекции их перевели в отделение для лечения такой инфекции либо иную специализированную больницу, истец не обеспечивала условия для оказания медицинской помощи таким пациентам. Действительно в июле 2020 года истцу произведена выплата надбавки стимулирующего характера за напряженность и особые условия труда как лицу, обеспечивающему условия для оказания медицинской помощи пациентам с подтвержденным диагнозом коронавирусной инфекции, пациентам из групп риска заражения и пациентам с признаками ОРВИ за фактически отработанное время. Однако такая выплата осуществлена ошибочно, фактически истец таким пациентам медицинскую помощь не оказывала и не участвовала в ее (помощи) обеспечении. Выполнение истцом обязанностей, предусмотренных дополнительным соглашением, не свидетельствует о том, что выполнение таких обязанностей истцу поручалось. Цель данного дополнительного соглашения – выполнение поручений главной медицинской сестры в процессе выполнения трудовой деятельности. Стимулирующая выплата в размере 40 % за потенциально возможное привлечение к выполнению этих обязанностей.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

        В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав представителей сторон, обозрев штатное расписание ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России по состоянию на июнь, июль и октябрь 2020 года, письменные пояснения ответчика от 13 и 15 октября 2021 года, копию протокола заседания комиссии по проведению специальной оценки условий труда от 26 марта 2018 года, копию карты специальной оценки условий труда № 76 в порядке, предусмотренном п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец работает в ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России. С 23 марта 2009 года она работала в должности санитарки палатной в отделении сердечно-сосудистой хирургии центра сердечно-сосудистой хирургии. Распоряжением и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 07 марта 2018 года № 22 с 01 июля 2018 года в штатном расписании центра сердечно-сосудистой хирургии сокращены 6 должностей санитарок палатных отделения сердечно-сосудистой хирургии и введены 7 должностей уборщиков служебных помещений. Истец 20 марта 2018 года уведомлена работодателем о предстоящем 01 июля 2018 года сокращении занимаемой должности, ознакомлена с перечнем имеющихся вакантных должностей, выразила согласие на перевод на должность уборщика служебных помещений отделения сердечно-сосудистой хирургии. Дополнительным соглашением от 27 июня 2018 года в трудовой договор истца внесены изменения в части указания должности и оплаты труда. Приказом и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 27 июня 2018 года № 299-л, с которым истец ознакомлена 27 июня 2018 года, она переведена на должность уборщика служебных помещений в отделение сердечно-сосудистой хирургии с 01 июля 2018 года. С должностной инструкцией уборщика служебных помещений отделения сердечно-сосудистой хирургии центра сердечно-сосудистой хирургии истец ознакомлена под роспись 01 августа 2018 года.

27 июня 2018 года между истцом и ответчиком также заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым работник по поручению работодателя в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, обязался выполнять дополнительные обязанности, за выполнение которых работнику устанавливается стимулирующая надбавка за интенсивность труда в размере 40 % должностного оклада.

Истец также работала у ответчика в некоторые периоды 2020 года в должности уборщика служебных помещений по внутреннему совместительству с оплатой за фактически отработанное время до 0,5 ставки.

Обращаясь с иском в суд, сторона истца просила признать выполняемую ею работу в должности уборщика служебных помещений соответствующей работе в должности санитара, перевод с должности санитарки палатной на должность уборщика служебных помещений несостоявшимся.

Разрешая спор в указанной части, отказывая в удовлетворении данных требований истца, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласна.

В силу ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя (ст. 67 ТК РФ).

Согласно ч.2 ст. 57 ТК РФ, к обязательным для включения в трудовой договор условиям относится трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 72.2 настоящего Кодекса.

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 настоящего Кодекса (ст. 72.1 ТК РФ).

Трудовой кодекс предоставляет руководителю организации, в том числе медицинской право самостоятельно принимать решение по формированию структуры организации, определять необходимый численный состав работников организации, в том числе вносить изменения в штатное расписание организации.

Таким образом, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников медицинской организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность), в частности работникам из числа младшего медицинского персонала, должности которых сокращены, может быть предложен перевод в уборщики служебных помещений.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 01 июля 2018 года в штатное расписание центра сердечно-сосудистой хирургии ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России внесены изменения, в соответствии с которыми, в том числе, в отделении сердечно-сосудистой хирургии сокращены (исключены) должности санитарок палатных, введены должности уборщиков служебных помещений.

Истцом 20 марта 2018 года в письменной форме работодателю дано согласие на перевод на должность уборщика служебных помещений. 27 июня 2018 года между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым истцу поручена работа уборщика служебных помещений. Истец ознакомлена с приказом работодателя о переводе ее на другую работу и с должностной инструкцией уборщика служебных помещений отделения сердечно-сосудистой хирургии, фактически приступила к исполнению обязанностей по данной должности. Впоследствии на основании ее личного заявления переведена на постоянную работу по должности уборщика служебных помещений.

В указанной должности истец работает и по настоящее время.

Согласно штатному расписанию, в настоящее время и начиная                        с 01 июля 2018 года, должности санитарок палатных в центре сердечно-сосудистой хирургии ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России отсутствуют.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, судебная коллегия соглашается с правильным по существу выводом суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании перевода истца на должность уборщика служебных помещений несостоявшимся, исходя из того, что у ответчика имелись основания для ее перевода на указанную должность, поскольку сокращены должности санитарок палатных, истец дала согласие на перевод на должность уборщика служебных помещений и добровольно приняла на себя обязательств по выполнению перечисленных в должностной инструкции обязанностей уборщика служебных помещений за согласованную плату.

Доводы истца, приводимые как в суде первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции о том, что фактически сокращение не имело места, ее обязанности до перевода на должность уборщика служебных помещений и после перевода не изменились, несостоятельны.

Как следует из должностной инструкции уборщика служебных помещений отделения сердечно-сосудистой хирургии Центра сердечно-сосудистой хирургии ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России, в его должностные обязанности входит: уборка помещений отделения и палат и проветривание палат, помощь старшей медицинской сестре при получении медикаментов, инструментов, оборудования и доставке их в отделение, получение у кастелянтши и обеспечение правильного хранения и использования белья, хозяйственного инвентаря, посуды и моющих средств, уборка прикроватных столиков с использованием дезинфицирующих средств у лежачих пациентов после каждого приема пищи, осуществление санитарно-гигиенической уборки ванны, своевременное и незамедлительное обеспечение лежачих пациентов средствами ухода (судно, утка) и др.

Трудовая функция уборщика служебных помещений содержит исключительно обязанности, предусмотренные для данной профессии в тарифно-квалификационных характеристиках по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10 ноября 1992 года № 31, и не содержит ни одной из обязанностей, предусмотренной для санитарки в квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года № 541н (в редакции от 09 апреля 2018 года).

Выполнение истцом обязанностей, перечисленных в дополнительном соглашении от 27 июня 2018 года, таких как: осуществлять доставку документации в другие отделения и биологических материалов в клинико-диагностическую лабораторию, выполнять разовые поручения медицинского персонала по обеспечению работы отделения; сопровождать пациентов в лечебно-диагностические кабинеты; осуществлять помощь медицинским сестрам при транспортировке пациентов в лечебно-диагностические кабинеты и операционный блок; производить смену постельных принадлежностей; своевременно обеспечивать пациентов средствами гигиены и ухода; осуществлять помощь медицинским сестрам при выполнении обязанностей по гигиеническому уходу за пациентами; производить сбор и удаление медицинских отходов в отделении; под контролем среднего медицинского персонала осуществлять с использованием дезинфицирующих средств обработку предметов ухода за пациентами и инструментария, также не свидетельствует о том, что истец фактически в спорные периоды работала в должности санитарки, поскольку и данные обязанности не идентичны обязанностям санитарки, указанным в квалификационных характеристиках должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года №541н (в редакции от 09 апреля 2018 года).

Как следует из пояснений стороны ответчика, выполнение этих обязанностей не вносит изменение в трудовую функцию истца. Эти обязанности выполняются по поручению работодателя, за потенциально возможное их выполнение работнику установлена стимулирующая надбавка в размере 40 % от оклада. Работник согласен их выполнять. Соглашение не предусматривает ответственности за невыполнение данных обязанностей, а наоборот предусматривает право работника в любое время отказаться от выполнения этих обязанностей.

Согласно материалам дела и это установлено судом первой инстанции, приказами начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 24 января 2020 года № 36-п, от 16 июля 2020 года № 987-п, от 23 октября 2020 года № 1349-п установлена стимулирующая надбавка за интенсивность труда (выполнение выпадающих функций) по основному месту работы и внутреннему совместительству за фактически отработанное время уборщикам служебных помещений, в том числе истцу по данному делу. Данная стимулирующая надбавка выплачивается в связи с выполнением обязанностей: осуществление доставки документации в другие отделения и биологических материалов в клинико-диагностическую лабораторию, выполнение разовых поручений медицинского персонала по обеспечению работы отделения; сопровождение пациентов в лечебно-диагностические кабинеты; осуществление помощи медицинским сестрам при транспортировке пациентов в лечебно-диагностические кабинеты и операционный блок; смена постельных принадлежностей; своевременное обеспечение пациентов средствами гигиены и ухода; осуществление помощи медицинским сестрам при выполнении обязанностей по гигиеническому уходу за пациентами; сбор и удаление медицинских отходов в отделении; осуществление с использованием дезинфицирующих средств обработки предметов ухода за пациентами и инструментария под контролем среднего медицинского персонала. Приказом и.о. начальника ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России от 27 января 2021 года № 57 указанная стимулирующая выплата переименована в доплату за расширение зоны обслуживания и установлена на период 2021 года уборщикам служебных помещений отделения сердечно-сосудистой хирургии в размере 40 %. Расчетными листками подтверждается, что данная стимулирующая выплата производилась истцу работодателем в 2020 году и в январе и феврале 2021 года.

При таких обстоятельствах отсутствуют основания считать, что выполнение истцом обязанностей по дополнительному соглашению свидетельствует о выполнении ею обязанностей по должности санитарки палатной, при том, что истец занимает должность уборщика служебных помещений в учреждении, должность санитарки палатной в отделении, где работает истец, отсутствует, истец согласна на выполнение дополнительных обязанностей, за их выполнение ей установлена и выплачивается стимулирующая выплата, она не выполняет обязанностей какого-либо отсутствующего работника, а доводы стороны истца об обратном несостоятельны.

Как следует из материалов дела, должность уборщика служебных помещений относится к категории рабочих. В соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1183н, должность истца – уборщик служебных помещений – не относится к должностям медицинских работников.

Сторона истца полагает, что, несмотря на занятие истцом такой должности, право на получение льгот за работу в особых условиях труда зависит не от наименования должности, а от выполняемой работы по должности, предусматривающей компенсацию связанных с ней рисков, независимо от формы трудовых отношений по основной работе, совместительству или поручению дополнительной работы по другой должности, значение имеет факт выполнения ею обязанностей младшего медицинского персонала, а также выполнение работы в особых условиях распространения новой коронавирусной инфекции наравне с другими медицинскими работниками, отказ в осуществлении стимулирующих выплат приводит к дискриминации; полагает зависимость осуществления стимулирующих выплат только от наименования должности работника в трудовом договоре ставит других работников, фактически выполняющих ту же работу, в менее выгодное положение.

Как следует из материалов дела, ответчик ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России является федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Федерального медико-биологического агентства, и не подведомственно органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, правила, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и от 12 апреля 2020 года № 484, в отношении ответчика не применяются.

Вместе с тем, приказом ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106 утверждены порядок и условия осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией и лицам, работающим в усиленном режиме в связи с принимаемыми мерами по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации.

Средства на осуществление денежных выплат стимулирующего характера предоставляются ФМБА России из федерального бюджета (п. 2 порядка).

Согласно п. 3 данного порядка, выплаты стимулирующего характера устанавливаются, в том числе младшему медицинскому персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.

Приказом ФМБА России от 06 мая 2020 года № 139 утвержден порядок осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским работникам медицинских организаций ФМБА России, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.

Средства на осуществление денежных выплат стимулирующего характера предоставляются ФМБА России из федерального бюджета и направляются на обеспечение в апреле – октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях ФМБА России и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 (п. 2 порядка).

В соответствии с п. 4 данного порядка выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, в следующих размерах:

а) оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи – 25 тыс. рублей в месяц;

б) оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу – 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу – 25 тыс. рублей в месяц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 утверждены Правила осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 – 2021 годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлены ежемесячные в период с 01 ноября 2020 года по 31 декабря 2021 года специальные социальные выплаты за нормативную смену конкретным категориям работников, к которым относятся:

а) оказывающие медицинскую помощь (участвующие в оказании, обеспечивающие оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19):

врачи, оказывающие скорую медицинскую помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании скорой медицинской помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание скорой медицинской помощи, выездных бригад скорой медицинской помощи;

фельдшеры (медицинские сестры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, средний медицинский персонал, участвующий в оказании медицинской помощи в стационарных условиях, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, средний медицинский персонал, участвующий в оказании первичной медико-санитарной помощи, младший медицинский персонал, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях;

врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал патологоанатомических бюро и отделений медицинских организаций, проводящих (обеспечивающих проведение) патологоанатомические исследования, связанные с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

водители машин выездных бригад скорой медицинской помощи, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

члены летных экипажей воздушных судов санитарной авиации, в том числе занятые в организациях, предоставляющих транспортные услуги, при осуществлении медицинской эвакуации пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19);

б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал, не оказывающие медицинскую помощь по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), но контактирующие с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при выполнении должностных обязанностей.

Из изложенного следует, что предусмотренные ими выплаты производятся конкретным указанным в данных нормативных правовых актах категориям работников (медицинским работникам и иным, прямо перечисленным категориям работников). При этом приказ ФМБА России от 06 мая 2020 года № 139 вообще распространяется только на работников медицинских организаций ФМБА России, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).

Как указано выше, должность, занимаемая истцом, не относится к младшему медицинскому персоналу, тем более к медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19).

В ФГБУЗ ЦМСЧ № 58 ФМБА России на основании приказов и.о. обязанности начальника вводилось структурное подразделение «Отделение для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с соответствующим штатом работников. В числе указанных работников уборщики служебных помещений не поименованы.

        Принимая во внимание изложенное, оснований считать, что истец имеет право на получение выплат, установленных приказами ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106, 06 мая 2020 года № 139, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, не имеется.

То обстоятельство, что работодателем за июль 2020 года истцу производились выплаты за напряженность и особые условия труда в связи с работой в условиях пандемии COVID-19, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствует о наличии у истца права на получение спорных выплат, условия осуществления которых определены соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами ФМБА России. Доводы стороны истца о том, что выплаченная сумма за июль 2020 года не соответствует размеру выплат, установленному вышеназванными приказами ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106 и от 06 мая 2020 года № 139, основанием для отмены решения суда являться не могут, учитывая, что предметом рассмотрения суда вопрос о неправильности исчисления суммы надбавки за июль 2020 года, не являлось, а, кроме того, указанная надбавка, выплаченная на основании приказа работодателя от 07 октября 2020 года №1337-п, согласно данному приказу и пояснениям стороны ответчика, выплачена по усмотрению работодателя на основании Коллективного договора, действующего у работодателя, не относится к выплатам стимулирующего характера, осуществляемым за счет средств, доведенных учреждению в рамках целевой субсидии на основании приказа ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106.

Ссылки стороны истца на то, что право на льготы, установленные вышеназванными приказами и постановлением зависит не от наименования должности, а от выполняемой работы, значение имеет факт выполнения обязанностей младшего медицинского персонала, не основаны на нормах вышеназванных приказов и постановления, которыми предусмотрено, что такие выплаты производятся конкретным указанным в данных нормативных правовых актах категориям работников при выполнении ими определённой работы, ими не предусмотрена возможность осуществления выплат стимулирующего характера любым лицам, выполняющим определенные функции вне зависимости от занимаемой ими должности.

        Более того, следует учесть, что в отделении сердечно-сосудистой хирургии ответчика пациенты с новой коронавирусной инфекцией находились лишь в июне 2020 года, таких пациентов было два, лечение таким пациентам в данном отделении не оказывалось, сразу при выявлении данного заболевания они переводились в специализированное отделение для лечения пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). Сведения о том, что именно истец привлекалась для обеспечения условий для оказания медицинской помощи таким пациентам, в материалах дела не содержится. Таким образом, материалами дела не подтверждается, что при выполнении должностных обязанностей истец в июне 2020 года обеспечивала выполнение условий для оказания медицинской помощи пациентам с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней права на получение выплат для младшего медицинского персонала, предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415, от 12 апреля 2020 года № 484, от 30 октября 2020 года № 1762, приказами ФМБА России от 13 апреля 2020 года № 106 и от 06 мая 2020 года № 139, возложении на ответчика обязанности предоставить в уполномоченный орган сведения о ее работе в особых условиях за весь период работы с вредными условиями труда в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762, взыскании недоплаченной заработной платы, у суда первой инстанции не имелось. Соответственно, правильным является решение суда и об отказе в удовлетворении требований о взыскании убытков, компенсации за нарушение сроков выплаты, взыскании компенсации морального вреда как производных от вышеназванных основных требований.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного судом решения, поскольку каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, они не содержат. Данные доводы, приводимые в суде первой инстанции при разрешении дела, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают и по существу сводятся к иной оценке установленного судом.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области                               от 03 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Заляжной М.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.И. Хмара

Судьи                                    Е.М. Бланару

Т.В. Попова

33-6110/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заляжная Мария Васильевна
Ответчики
ФГБУЗ ЦМСЧ №58 ФМБА РОССИИ
Другие
Архангельское отделение Фонд а социального страхования Российской Федерации
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Попова Татьяна Васильевна
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
19.08.2021Передача дела судье
07.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2021Передано в экспедицию
18.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее