РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 июля 2017 года город Воркута
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего Старовойтовой Н.Г.
при секретаре Шелыгиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1479/2017 по иску Кучма Л.А. к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права быть заявителем на получение жилищных субсидий, признании отказа незаконным, обязании признать имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья,
установил:
Кучма Л.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что супруг истца Кучма Г.А. был поставлен на очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты с даты подачи заявления ... и включен в общереспубликанские списки по категории «работающие»; на основании заявления Кучма Г.А. от ... распоряжением администрации г. Воркуты от ... очередь была переведена на истца, инвалида 2 группы, с той же датой постановки на учет- ... по категории «инвалиды», Кучма Л.А. с составом семьи 5 человек включена в общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на ...-.... Однако Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК, ссылаясь на отсутствие у истца необходимого общего стажа работы в РКС как на ..., так и на ..., отказало Кучма Л.А. в выдаче сертификата, чем нарушило ее права. Кучма Л.А. просит признать за ней право быть заявителем на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с сохранением даты постановки на учет ..., признать незаконным отказ Минстроя Республики Коми в признании перевода очереди на получение сертификата выпуска для приобретения жилья за пределами МО ГО «Воркута» с Кучма Г.А. на Кучма Л.А. с ..., обязать ответчиков признать истца имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами МО ГО «Воркута» по категории «инвалиды» с датой подачи заявления Кучма Г.А. с ....
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 17.10.2016 № 123 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми переименовано в Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (Минстрой Республики Коми).
Истец Кучма Л.А. в судебное заседание не явилась.
Представитель истца по доверенности и ордеру, а также третьего лица Кучма Г.А. по ордеру Черниогло С.И. в судебном заседании исковые требования своей доверительницы поддержал по указанным основаниям.
Ответчики администрация МО ГО «Воркута», Минстрой Республики Коми в представленных суду письменных возражениях иск не признали, полагая его необоснованным, просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Третьи лица Кучма Г.А., Кучма С.Г., Кучма Е.С. в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кучма Г.А. и Кучма Л.А. состоят в зарегистрированном браке с ... (свидетельство о заключении брака II-ШЗ ... от ...) (...).
... Кучма Г.А. на имя генерального директора ОАО «Шахта Воргашорская» было оформлено заявление о поставке на очередь на получение жилья за пределами города Воркуты, с составом семьи 5 человек (...).
... Кучма Л.А. на имя Главы администрации подано заявление о постановке её на очередь на получение жилья за пределами города Воркуты с составом семьи 5 человек (л.д.26).
Из поквартирной карточки по адресу г. Воркута, ... следует, что в указанной квартире зарегистрированы собственник Кучма Г.А., ...., жена Кучма Л.А., ... сын Кучма С.Г., ... с ...; внучка Кучма Е.С., ... с ... по настоящее время, а также были зарегистрированы сын Кучма В.Г., ... с ... по ...; невестка Кучма Л.Г., ... с ... по ...; племянник Мишин А.Н., ... с ... по ...; внук Кучма Д.В., ... с ... по ...,; невестка Кучма И.М., ...., с ... по ... (...).
... Кучма Г.А. обратился с заявлением к Главе МО г. Воркуты о переводе очереди на получение жилья на жену Кучма Л.А.- инвалида II группы (...).
Решением общественной жилищной комиссии администрации МО «Город Воркута» № 14 от 09.04.2004, утв.распоряжением Главы МО ГО «Воркута» № 559 от 09.04.2004 на основании заявления Кучма Г.А. от ... его очередь на получение жилья была переведена на жену Кучма Л.А.- инвалида II группы (л.д.36 -39).
... Кучма Л.А. обратилась с заявлением к Главе МО ГО «Воркута» о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что в соответствии с Постановлением Правительства №153 от 21.03.2006 относится к категории «инвалид II группы, выезжающий из РКС», состоит в очереди с ... ш. Воргашорская, состав семьи- супруг Кучма Г.А., сын Кучма С.Г. (...).
Письмом от 07.08.2013 №11-13-13/5442 Минархстрой Республики Коми уведомил Кучма Л.А. и администрацию МО ГО «Воркута» об отказе в выдаче сертификата с датой постановки на учет 10.07.1997 и 15.10.1997 в связи отсутствием у Кучма Л.А. необходимого стажа работы в РКС
Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» № 43 от 15.11.2013, утв. постановлением АМО ГО «Воркута» № 3511 от 28.11.2013 Кучма Л.А. была снята с учета на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в связи с отсутствием необходимого стажа работы в РКС на дату полдачи заявления, на основании ст. 1 ФЗ от 25.10.2002 №125-ФЗ, о чем истцу был уведомлен ... исх.... (...).
13.11.2013 Кучма Г.А. обратился с заявлением в администрацию МО ГО «Воркута» о восстановлении его в списках граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с д.п.з. ..., включении в категорию «пенсионеры», т.к. Кучма Л.А. отказано в выдаче сертификата в связи с отсутствием стажа в РКС на 10.07.1997 (...).
Того же числа Кучма Г.А. обратился с заявлением к Главе МО ГО «Воркута» о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», указав что в соответствии с Постановлением Правительства ... от ... относится к категории граждан, выезжающих из РКС, состоит в очереди (дата не указана), состав семьи: супруга Кучма Л.А., ... сын Кучма С.Г., ...., внучка Кучма Е.С., ...., Кучма И.М. (...).
Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» № 44 от 22.11.2013, утв. постановлением АМО ГО «Воркута» Кучма Г.А. включен в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с датой подачи первоначального заявления 10.07.1997 по категории «пенсионеры», признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательство по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, о чем уведомлен ... исх. ... (...).
Кучма Л.А. полагает, что у нее имеется право на постановку в очереди с 10.07.1997 поскольку на эту дату у нее имелся необходимый 10-летний стаж РКС и инвалидность 2 группы. Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2002 года № 125-ФЗ и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
В соответствии со ст. 1 указанного Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (в ред. до 01.01.2012).
Проверяя наличие у Кучма Л.А. права на постановку на учет для получения жилищной субсидии с д.п.з. 10.07.1997 по категории «инвалиды», суд исходит из следующего.
На момент постановки на учет 10.07.1997 в очередь Кучма Г.А. и Кучма Л.А. как члена его семьи на получение жилищной субсидии, действовали Федеральный закон от 17.08.1996 №116-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья», которые предусматривали, что право на получение жилищной субсидии имеют лица, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 10 лет. Распределение производилось на основании численности пенсионеров, инвалидов и безработных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом степени труднодоступности районов и их климатических условий.
Согласно записям в трудовой книжке Кучма Г.А., ...., заведенной 05.05.1969, у него на дату постановки на очередь 10.07.1997 имелся требуемый в соответствии с действующим на тот момент законодательством стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 10 лет (непрерывная трудовая деятельности в г. Воркуте с 17.11.1984 по 13.04.2000, уволен в связи с выходом на пенсию), с 25.07.1994 Кучма Г.А. является пенсионером по старости (удостоверение № 041376 от 29.08.1994).
По данным трудовой книжки Кучма Л.А. её трудовой стаж за период работы в районах Крайнего Севера с 20.08.1985 и по 02.01.1996 на дату постановки на учет супруга Кучма Г.А. составил 07 лет 10 мес. 21 день, включая период безработицы с 13.11.1996 по 29.12.1996 (справка о временной безработице, засчитываемой в трудовой стаж от 07.12.1999 исх. №01-09/10922). С 22.06.2000 Кучма Л.А., .... является получателем пенсии по инвалидности 2 группы (удостоверение №063260 от 17.07.2000) (...). Данные обстоятельства истец не оспаривал.
Из справки МСЭ-2001 №2561499, выданной 21.06.2004 следует, что Кучма Л.А., ... 21.06.2004 повторно установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (...).
В очереди на получение жилищной субсидии истец с 10.07.1997 состояла в составе семьи своего супруга Кучма Г.А. по категории «пенсионеры», которая в настоящее время не переселяется; по категории инвалиды 2 группы не стояла, данных о наличии инвалидности на эту дату не представила.
Таким образом, истец не имела право состоять на учете на получение субсидии с датой постановки на учет 10.07.1997 как заявитель из-за отсутствия необходимого общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на эту дату- не менее 10 лет, а также не имеет право состоять в очереди по категории «инвалиды» с д.п.з. 15.10.1997 на получение жилищной субсидии по тем основаниям, что инвалидность 2 группы у нее наступила только в 2000 году.
Законодательством не предусмотрен перевод очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья с одного гражданина, на другого, поскольку право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей неразрывно связано с личностью гражданина, обратившегося за получением социальной выплаты. Постановка истца в очередь имеющих право на получение социальной выплаты с даты постановки на очередь супруга ущемит права иных очередников.
Стаж работы истца в РКС на дату постановки Кучма Л.А. на очередь 15.10.1997 также составляет менее 10 лет- 7 л. 10 мес. 21 дн., соответственно оснований для постановки на учет Кучма Л.А. с составом семьи у неё также не имелось.
Вопреки доводам искового заявления применение к спорным правоотношениям законодательства, введенного в действие впоследствии, не основано на законе.
При установленных обстоятельствах у администрации МО ГО «Воркута» отсутствовали правовые основании для постановки на учет Кучма Л.А. с д.п.з. 15.10.1997, в связи с чем истец применительно к подп. «г» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 879 10.12.2002, подлежит снятию с учета на переселение за пределы районов Крайнего Севера.
Согласно п. 20 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 № 780) в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета. Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат для приобретения жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях.
Право истца быть включенной в списки на получение жилищного сертификата не нашло своего подтверждения. При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным отказа Минархстроя Республики Коми (ныне Минстроя Республики Коми) от 07.08.2013 в выдаче Кучма Л.А. сертификата для приобретения жилья, обязания ответчиков признать истца имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории «инвалиды» с датой подачи заявления супруга Кучма Г.А.-с 10.07.1997, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Кучма Л.А. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы в Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2017 года.
Председательствующий Н.Г. Старовойтова