РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск-Сахалинский 16 ноября 2020 года
Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Волчкова Г.Г.,
с участием истца Суханова А.В.,
представителя ответчика - администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Баранова Е.А.,
представителя ответчика - комитета по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» Мухортовой А.В.,
представителя ответчика - финансового управлению ГО «Александровск-Сахалинский район» Царевой С.М.,
при помощнике судьи Грибоедовой А.В., секретаре судебного заседания Судакове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-213/2020 по исковому заявлению Суханова Алексея Владимировича к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», комитету по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район», финансовому управлению ГО «Александровск-Сахалинский район» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием органов местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
В Александровск-Сахалинский городской суд Сахалинской области 05.08.2020 года поступило исковое заявление Суханова А.В. к администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», комитету по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район», финансовому управлению ГО «Александровск-Сахалинский район», в котором истец просит суд взыскать с Финансового управления ГО «Александровск - Сахалинский район» за счет казны муниципального образования ГО «Александровск - Сахалинский район» компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 (три миллиона) рублей, а также взыскать с Комитета по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск - Сахалинский район» компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 (два миллиона) рублей.
В обоснование исковых требований Суханов А.В. указал, что 06.02.2020 г. он обратился с заявлением от 20.12.19 г. к вице-мэру ГО «Александровск - Сахалинский район», председателю комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими и постановку на учёт как нуждающихся в жилом помещении ФИО1, в котором просил сообщить ему о предпринятых мероприятиях в связи с отсутствием у него жилья для проживания в зимний период. Ответ именно на данное обращение от вице-мэра либо администрации ГО он по сути не получил.
03.06.2020 г. он обратился к мэру городского округа ФИО3 с заявлением от 02.06.20 г. о создании межведомственной комиссии для признания непригодным для проживания дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Через 3 недели в приёмной Администрации ГО, ему сообщили что 03.06.20 г. данное заявление отдали в приёмную КУМСа. 03.07.20 г. он опять подал в администрацию района аналогичное заявление, но ответа на него так и не получил до сих пор от администрации! И от КУМСа тоже не получил ответа. Сведений о внутренних передвижениях моего обращения тоже не получал.
Только 24.07.2020 г. за исх. № от имени председателя МВК ГО «Александровск - Сахалинский район» ФИО2 на его имя был дан ответ на обращение от 03.07.20 г.
С 03.06.20 г. по 24.07.20 г. прошло почти два месяца. За это время его краткое по сути обращение ни администрация района ни КУМС не удосужились рассмотреть в срок, установленный законом. Внутренние бюрократические проволочки его как гражданина РФ не интересуют совсем.
Он уверен, что письмо от 24.07.20 г. появилось только после того, как 22.07.20 г. он обратился с соответствующим заявлением к городскому прокурору и только после того, как администрация района и КУМС получили копии моего искового заявления.
Только обращение в надзорный орган и в суд вынуждают органы местного самоуправления исполнять свои прямые обязанности!
Подобным бездействием администрация ГО и КУМС ГО нарушают его права: право на жилище, гарантированное ст. 40 Конституции РФ, право на рассмотрение моего обращения (ст. 2 ФЗ «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»).
Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ об обращениях граждан гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Согласно ч.1 ст. 12 данного закона письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Срок рассмотрения его вышеназванного обращения не продлялся, об этом он не уведомлялся; о том, что мои заявления были переданы для рассмотрения другому органу, он также не извещался.
Считает, что именно в данном случае признавать в судебном порядке сам факт бездействия будет излишним, так как ответчики нарушили сроки рассмотрения его обращений, установленных законом и им поданы заявления в прокуратуру для привлечения их к административной ответственности за не рассмотрение обращений.
Неправомерным бездействием (не предоставление ответа, в срок, установленный законом) ответчиков ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и физических страданиях. Его нравственные страдания обусловлены тем, что его жизненная позиция заключалась в безусловном доверии решениям принятым представителями власти. По его мнению, авторитет служащих органа МСО должен быть безупречен. Руководителями служб и подразделений органа МСО должны являться высокообразованные лица, имеющие необходимые навыки и опыт работы с безупречной репутацией. Однако обратное повергло его в шок. Он утратил веру в законность и безусловный авторитет муниципальной власти в нашем районе. В результате противоправных действий должных лиц органа МСО он был лишен права на нормальное существование в обществе. Данный факт говорит о полном безразличии, невежественности, попросту хамстве, со стороны должностных лиц муниципального образования по отношению к правам граждан. Мотивы незаконного поведения органа МСО, при нарушении моих прав установить невозможно. Он всего лишь просил о создании межведомственной комиссии для признания непригодным для проживания дома. Отсутствие здравого смысла в действиях должностных лиц органов МСО, при их бездействии ещё более его угнетает, причиняя невосполнимый нравственный урон и нравственные страдания.
Кроме того, у него имеется опасное заболевание: фибрилляция предсердий, постоянная форма тахисистолический вариант. 13.02.20 г. он обратился в отделение скорой медпомощи за помощью, так как у меня сильно болело сердце.
10.07.20 г. на фоне сильнейшего переживания по поводу не решения жилищного вопроса, имеющейся волокиты он опять обратился в отделение скорой помощи с аналогичным симптомом.
Иными словами, своим бездействием в оказании помощи по жилищному вопросу ответчики причинили ему сильный вред физическому здоровью.
Помимо этого, просит учесть, что все события происходили на фоне коронавируса и самоизоляции. То есть, попросту своим бездействием его могли убить, ведь коронавирус негативно влияет именно на сердечников!
А с учётом того, что он являемся почётным донором России и сдает кровь для нуждающихся людей, подобные переживания на фоне коронавируса имеют для него роковое значение.
В Александровск-Сахалинский городской суд 07.10.2020 года поступило исковое заявление Суханова А.В. с измененными исковыми требованиями, согласно которым в резолютивной части исправлена ошибка в имени и отчестве истца, а именно правильно указано о необходимости взыскания морального в пользу Суханова Алексея Владимировича.
В судебном заседании истец Суханов А.В. настаивает на исковом заявлении по основаниям, изложенным в нем. Дом, в котором он зарегистрирован (<адрес>) в 2018 году рухнул в силу своей ветхости. Он обратился в КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» с просьбой о постановке на учёт как нуждающегося в жилом помещении. Его признали малоимущим 06.09.2019 и поставили на учёт как нуждающегося в жилье. Он собрал все документы согласно перечню и отдал их 20.12.2019 в КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район». К вице-мэру ФИО1 в письменной форме с заявлением от 20.12.2019 он обратился 06.02.2020. Заявление приняли, зарегистрировали, но ответ на обращение так и не получил. Затем обратился с заявлением к мэру 03.06.2020, приложил к нему акт обследования. Ответ получил 24.07.2020 только на повторное обращение от 03.07.2020 года. У него прихватило сердце, подорвало здоровье, он переживал из-за неопределённого положения в жизни. Никто не думал, где он будет жить, как. Из-за долгого рассмотрения его заявлений, у него резко ухудшилось здоровье. Ему было страшно. Он обращался за медицинской помощью 13.02.2020 в связи с тем, что его «обрадовали», что он 358 в очереди. Также он обращался в скорую медицинскую помощь 10.07.2020 в связи с тем, что ему не предоставляли жилье. Он на ногах перенёс инфаркт. На нервной почве из-за переживаний по поводу предоставления ему жилья у него появилось заболевание «Разноцветный лишай».
Представитель ответчика - администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» Баранов Е.А., не согласился с исковыми требованиями, дополнительно суду пояснил, что в судебном заседании истцом не представлено доказательств, того, что он действительно испытал, какие либо моральные и нравственные страдание в связи с не предоставлением ему ответов на его обращения в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район». Заявление Суханова А.В. зарегистрированное 06.02.2020 года адресованное вице мэру ФИО1, последним было принято у заявителя Суханова А.В. и передано без составления сопроводительных документов и извещения заявителя в КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» ФИО4. На обращение Суханова А.В. от 06.02.2020 года администрация ГО «Александровск-Сахалинский район» ответ не давала. Заявление Суханова А.В. зарегистрированное 03.06.2020 года адресованное мэру ГО «Александровск-Сахалинский район» ФИО3., также администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» не рассмотрено и ответ заявителю дан не был.
Представитель ответчика - комитета по управлению муниципальной собственностью ГО «Александровск-Сахалинский район» Мухортова А.В., не согласилась с исковыми требованиями, дополнительно суду пояснила, что в судебном заседании истцом не представлено доказательств, того, что он действительно испытал, какие либо моральные и нравственные страдание в связи с не предоставлением ему ответов на его обращения в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район». Заявление Суханова А.В. зарегистрированное 06.02.2020 года адресованное вице мэру ФИО1, действительно было принято сотрудником КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» ФИО4, от вице мэра ФИО1, без составления сопроводительных документов и извещения заявителя. Сотрудник ФИО4 в настоящее время уволена, она не может предоставить документов подтверждающих факт рассмотрения заявления Суханова А.В. от 06.02.2020 года КУМС ГО «Александровск-Сахалинский район» и направлении ему ответа. Однако Суханову А.В. председателем КУМС был дан ответ № от 12.02.2020 года на аналогичное его обращение от 20.12.2019 года, и он был проинформирован о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика - финансового управлению ГО «Александровск-Сахалинский район» Царева С.М., не согласилась с исковыми требованиями, дополнительно суду пояснила, что в судебном заседании истцом не представлено доказательств, того, что он действительно испытал, какие либо моральные и нравственные страдание в связи с не предоставлением ему ответов на его обращения в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район». Финансовое управление является исполнителем судебных актов по обращению взысканий на средства бюджета городского округа.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны муниципального образования.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. (ст.1101 ГК РФ)
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В судебном заседании установлено, что 06.02.2020 года зарегистрованно письменное обращение Суханова А.В. в администрации ГО «Александровск-Сахалинский район», датированное 20.12.2019 года, адресованным вице-мэру, председателю комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими и постановку на учёт как нуждающихся в жилом помещении ФИО1
В нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение Суханова А.В. зарегистрированное 06.02.2020 года, датированное 20.12.2019 года, администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения не рассмотрено и мотивированный ответ заявителю не дан.
Далее Суханов А.В. 03.06.2020 года обратился в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район», с письменным заявлением, датированным 02.06.2020 года, адресованным мэру ГО «Александровск-Сахалинский район» ФИО3.
Указанное заявление, также в нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения не рассмотрено и мотивированный ответ заявителю не дан.
Председателем межведомственной комиссии ГО «Александровск-Сахалинский район» ФИО2 рассмотрено лишь повторное обращение Суханова А.В. от 03.07.2020 года поданное по аналогичному вопросу, по результатам рассмотрения которого дан ответ 24.07.2020 года №.
Суд делает вывод о том, что доводы Суханова А.В. в части незаконного бездействия администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» по не рассмотрению, в нарушение ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», его обращений зарегистрированных 06.02.2020 года и 03.06.2020 года, являются обоснованными.
В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинён вред.
Абзацем 2 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
В судебном заседании установлено, что согласно ответу заместителя главного врача ГБУЗ «Александровск-Сахалинская ЦРБ» от 06.10.2020 года Суханов А.В. состоит на учете у врача кардиолога с 18.05.2009 года с диагнозом «Артериальная гипертензия 2 степени», с 14.02.2018 года с диагнозом «ИБС. Фибриляция предсердий постоянная форма, нормосистолический вариант. Приобретенный порок сердца. Хроническое легочное сердце.» осмотрен кардиологом 28.08.2020 года.
Согласно справок фельдшера ГБУЗ «Александровск-Сахалинская ЦРБ» от 14.02.2020 года и 19.07.2020 года Суханов А.В. обращался за медицинской помощью 13.02.2020 года и 10.07.2020 года диагноз: ИБС ФП тахистолический вариант. (л.д.18-19, 21)
Анализируя предоставленные доказательства суд приходит к выводу о том, что у Суханова А.В. действительно имеется заболевание сердца, и ситуация по не рассмотрению администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» его обращений могла негативно повлиять на его самочувствие.
Однако суд учитывает, что Суханов А.В. обращался за медицинской помощью 13.02.2020 года, то есть до истечения месячного срока рассмотрения его обращения от 06.02.2020 года, предусмотренного ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Суханов А.В., также обращался за медицинской помощью 10.07.2020 года, в то время как срок рассмотрения его обращения от 03.06.2020 года истек 03.07.2020 года, в этот же день им подано повторное обращение в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обращения Суханова А.В. за медицинской помощью 13.02.2020 года и 10.07.2020 года не связаны с переживаниями о не рассмотрении его обращений и бездействием органов местного самоуправления, а являются следствием его общего состояния здоровья и болезни сердца.
С учетом обозначенных правовых норм и положений ст. 53 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для компенсации Суханову А.В. причиненного морального вреда в результате бездействия органов местного самоуправления.
Положением о финансовом управлении ГО «Александровск-Сахалинский район» утвержденного решением Собрания ГО «Александровск-Сахалинский район» №182 от 07.09.2018 года п.3.28 предусмотрено, что финансовое управление осуществляет функции по исполнению судебных актов по обращению взысканий на средства бюджета городского округа, в порядке установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч.4 ст.242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Так как выявленные нарушения при рассмотрении обращений Суханова А.В. ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» допущены администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район», взыскание морального вреда следует производить с финансового управления ГО «Александровск-Сахалинский район» за счет средств бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район».
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, суд исходит из характера перенесенных истцом нравственных страданий, связанных с бездействием органов местного самоуправления, учитывает обстоятельства, свидетельствующие об объёме и степени страданий истца, а именно: обращения адресованы в администрацию ГО «Александровск-Сахалинский район», в которых истец просит решить его жилищную проблему; наличие у Суханова А.В. заболевания сердца, и ситуация по не рассмотрению администрацией ГО «Александровск-Сахалинский район» его обращений негативно повлияла на его самочувствие; отсутствие доказательств о негативных последствиях наступивших для Суханова А.В., связанных с утратой доверия решениям принятым представителями власти; отсутствие тяжких и необратимых последствий для здоровья истца в связи с бездействием органов местного самоуправления.
Суд учитывает при определении размера морального вреда, наличие недостатков, связанных с рассмотрением обращений Суханова А.В. со стороны администрации ГО «Александровск-Сахалинский район» и соответственно переживаниями истца в связи данными обстоятельствами.
Суд также при определении размера морального вреда учитывает, что бездействие органов местного самоуправления рассмотрению обращений Суханова А.В. имело длительный характер вызывало у него отрицательные эмоции.
Суд при определении компенсации размера морального вреда, взыскиваемого с ответчика, суд критически оценивает доводы истца о том, что заболевание «Разноцветный лишай» установленный справкой врача дерматовенеролога от 18.06.2020 года, вызван бездействием органов местного самоуправления по не рассмотрению обращений Суханова А.В., поскольку каких-либо доказательств данным утверждениям истцом в судебном заседании не представлено.
О назначении судебных (медицинской, психологической) экспертиз стороны не ходатайствовали.
Точное денежное выражение компенсации морального вреда не определено законом. Размер компенсации морального вреда должен отвечать принципам разумного и справедливого вознаграждения реально пережитых нравственных страданий реабилитированного лица, исходя из фактических обстоятельств конкретного случая и индивидуальности личности. Компенсация морального вреда не может являться средством необоснованного обогащения потерпевшего.
В этой связи суд считает, что истец не представил суду достоверных и достаточных в совокупности доказательств такого исключительного характера и столь значительной степени причинённых ему страданий, которым действительно соответствовала бы денежная компенсация, требуемая от органа местного самоуправления, в размере 3 000 000 рублей и 2 000 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, с учётом изложенного, суд считает, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда в размере 3 000 000 рублей и 2 000 000 рублей является чрезмерно завышенным и подлежит снижению.
Исходя из требований разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика финансового управления ГО «Александровск-Сахалинский район» в пользу истца Суханова А.В. компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
По мнению суда, именно данный размер компенсации морального вреда соответствует требованиям ст.ст. 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации о разумности и справедливости, соразмерен характеру причиненного морального вреда, с одной стороны – не приведёт к неосновательному обогащению истца, с другой – максимально возместит причинённый моральный вред и вполне компенсирует истцу негативные последствия, вызванные бездействием органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд взыскивает с финансового управления ГО «Александровск-Сахалинский район» судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Суханова Алексея Владимировича удовлетворить частично.
Взыскать с финансового управления городского округа «Александровск-Сахалинский район» за счет средств бюджета городского округа «Александровск-Сахалинский район» в пользу Суханова Алексея Владимировича в порядке компенсации морального вреда, причиненного незаконным бездействием органов местного самоуправления 10000 (десять тысяч) рублей.
Взыскать с финансового управления городского округа «Александровск-Сахалинский район» за счет средств бюджета городского округа «Александровск-Сахалинский район» в пользу Суханова Алексея Владимировича расходы понесенные по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Александровск-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17.11.2020 года.
Судья – подпись
Верно
Судья Г.Г. Волчков
Судья Александровск-Сахалинского
городского суда Сахалинской области Г.Г. Волчков