Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№ 2 – 15/2024
с. Армизонское 31 января 2024 г.
Армизонский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Рахимовой Л.А.,
при секретаре Григорьевой М.В.,
с участием помощника прокурора <адрес> Мехонцевой А.А.,
ответчика Самойлова С.М., его представителя – адвоката ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Самойлову Сергею Михайловичу о возложении обязанности устранить нарушения,
у с т а н о в и л:
Тюменский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Самойлову С.М. о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области обращения с отходами. Требования мотивированы тем, что Департаментом недропользования и экологии <адрес> (далее - Департамент) в рамках рассмотрения обращения гражданина РФ, подтверждены сведения о размещении отходов животноводства: навоз крупного рогатого скота перепревший (код ФККО - № навоз крупного рогатого скота свежий (код ФККО - №) на земельном участке по адресу: <адрес>, правообладателем которого является Самойлов С.М. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ Самойлову С.М. объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения выезда установлено, что земельный участок не очищен от отходов животноводства. В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 42 ЗК РФ просит обязать Самойлова С.М. произвести очистку земельного участка от отходов производства и потребления в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик Самойлов С.М., его представитель – адвокат ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, в суд поступила телефонограмма с ходатайством о рассмотрении дела без его участия.
В возражениях указывают, что он собственником земельного участка не является, земельный участок используется для личного подсобного хозяйства, навоз относится к иному имуществу, принадлежащему на праве собственности гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, которого лишить его не могут.
Представители третьего лица администрации <адрес> муниципального района, администрации <адрес> сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела не обращались, возражений не представили.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 1 и частью 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. При этом размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
В силу требований ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, утопления, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Департаментом ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр водоохранной зоны водного объекта <данные изъяты> в районе <адрес> <адрес> <адрес>, в ходе которого зафиксировано место размещения отходов производства и потребления на почве (навоз крупнорогатого скота перепревший (л.д. 9-13).Согласно справке администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> проживает Самойлов С.М. с членами семьи (л.д. 22).
Земельный участок по адресу: <адрес> Тюменской относится к категории земель населенных пунктов и предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ по данному адресу имеется хозяйство: птицы 4 головы, КРС – 6 голов (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ Самойлову С.М. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а именно указано соблюдать требования ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву), которое им получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15, 29-30).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом проведено выездное обследование по адресу: <адрес> и выявлено нарушение обязательных требований в части размещения отходов производства и потребления на почве (л.д. 16-21).
Как пояснил ответчик Самойлов С.М. в судебном заседании, земельный участок используется им и его семьей для личного подсобного хозяйства, где они содержат крупный рогатый скот для личного потребления производимой сельскохозяйственной продукции.
Из справки администрации <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с земельного участка по <адрес> постоянно вывозятся отходы жизнедеятельности животных (перегной) на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, используется как органической удобрение.
Исходя из положений ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещения отходов).
Земля является важнейшим ресурсом для жизнедеятельности всего человечества, поэтому соблюдение требований законодательства при осуществлении деятельности по владению и пользованию землей, является гарантией соблюдения интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, регулируются положениями Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» № 112-ФЗ от 07.07.2003.
Согласно п. 1 ст. 4 указанного закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (пункт 2).
В соответствии со ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды» загрязнением окружающей среды является поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Отравление или заражение окружающей среды связано с поступлением в нее токсичных веществ, способных нарушить экологическое равновесие, привести к уничтожению живых организмов, порче земельных, водных и других ресурсов.
Какого-либо заключения по результатам лабораторных испытаний проб почвы спорного земельного участка, подтверждающего обнаружение загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв либо иное негативное воздействие на земли и почвы, что обусловлено присутствуем навоза крупного рогатого скота, необходимости устранить с территории навоз крупного рогатого скота и проведения на данном земельном участке агротехнических мероприятий, суду не представлено.
К административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, Самойлов С.М. не привлекался.
При осуществлении мероприятий по государственному контролю в области охраны окружающей среды в отношении Самойлова С.М. выявлено, что отходы потребления (навоз крупного рогатого скота), образующийся в процессе содержания скота, размещается непосредственно на почве на территории частного домовладения, земельный участок имеет ограждение и иные сооружения, то есть в пределах используемого им для личного подсобного хозяйства земельного участка, попадание загрязняющих веществ на почву, что приводит к загрязнению земельных ресурсов, поверхностных сточных вод и создает угрозу загрязнения окружающей среды, не доказано.
Отсутствие неблагоприятных последствий, в обязательном порядке следующих за нарушением требований закона, нивелирует такие требования.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства путем очистки земельного участка от отходов производства и потребления (навоза), суд считает не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тюменского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Самойлову Сергею Михайловичу о возложении обязанности устранить нарушения, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Армизонский районный суд Тюменской области.
Председательствующий Л.А. Рахимова