УИД 01RS0№-74 к делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> «09» февраля 2022 года
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего – судьи Рамазановой И.И.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании права собственности отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Майкопский городской суд Республики Адыгея с исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>» о признании права собственности отсутствующим.
В обосновании своих требований указала, что является наследником умершего ФИО5 Она обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на долю квартиры, расположенную по адресу: <адрес>. Однако получен отказ, поскольку у наследодателя отсутствует зарегистрированное право собственности на вышеуказанное имущество, оно зарегистрировано за Муниципальным образованием «<адрес>» Республики Адыгея. При этом, собственниками данной квартиры, начиная с 1993 года, являлась она со своим мужем ФИО5, отчуждение иным лицам ими не производилось.
Просила признать зарегистрированное за Муниципальным образованием «<адрес>» Республики Адыгея право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствующим.
В ходе судебного разбирательства, ненадлежащий ответчик Администрация МО «<адрес>» заменен на надлежащего ответчика Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>».
В судебное заседание истец ФИО1, не явилась, представлено письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель истца ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» ФИО4 возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, считает, что оснований для погашения записи о праве собственности не имеется.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, ФИО7 и ФИО8 не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как видно из материалов гражданского дела, в Едином государственном реестре недвижимости имеется запись о том, что собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование «<адрес>» Республики Адыгея.
В соответствии с положениями части 5 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ранее возникшие права на объекты недвижимости могут быть подтверждены документом либо копией документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом, устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
При этом в соответствии с частями 3 - 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество; государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права; государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права.
Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
Согласно справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 и ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
До настоящего времени спорная квартира находится в фактическом пользовании истца ФИО1, другой собственник ФИО5 умер.
Как указано в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в Российской Федерации осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом в соответствии со статьей 56 названного кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Суд считает, что стороной ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» не представлено никаких доказательств, подтверждающих основание возникновения за Муниципальным образованием «<адрес>» Республики Адыгея права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Представителем ответчика также не представляется возможным указать основание возникновения права на недвижимое имущество, что пояснено в судебном заседании.
Кроме того, не имеется документов, указывающих, что спорное недвижимое имущество было признано выморочным либо бесхозяйным.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, судом не установлено факта отчуждения собственниками ФИО1 и ФИО5 своего имущества другим лицам, отказе их от права собственности, или утраты права собственности в иных случаях, предусмотренных законом, то есть прекращения права собственности.
При таких обстоятельствах, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд полагает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании права собственности отсутствующим, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Муниципального образования «<адрес>» Республики Адыгея на квартиру, площадью 63.1 кв.м., кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Рамазанова И.И.