ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 июля 2020 года по делу № 33-9092/2020 (2-524/2020)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей Индан И.Я., Свистун Т.К.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курятниковой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Поляковой Е.Ю. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о признании незаконным решения,
по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан – ФИО3 на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан
от дата,
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Индан И.Я., судебная коллегия
установила:
Полякова Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии. В обоснование требований указала, что
дата обратилась в Пенсионный фонд с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением Пенсионного фонда №...
от дата ей было отказано в назначении пенсии связи с отсутствием требуемого стажа, ее специальный стаж составил 27 лет 7 месяцев 27 дней, из специального стажа исключен период прохождения интернатуры в качестве врача-интерна и работы в должности врача-офтальмолога с дата по дата в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком. Кроме того, в специальный стаж не засчитаны периоды нахождения в служебных командировках.
Просила отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан №... от дата, обязать зачесть в стаж, дающий право на установление досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период прохождения интернатуры в качестве врача-интерна
с дата по дата, период работы в должности врача-офтальмолога с дата по дата в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение», периоды нахождения в служебных командировках с дата по дата, с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата и назначить досрочную страховую пенсию
с дата.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата постановлено: отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан №...
от дата в части не включения в стаж Поляковой Е.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан зачесть в стаж Поляковой Е.Ю., дающий право на установление досрочной страховой пенсии по старости, периоды прохождения интернатуры в качестве врача-интерна с дата по дата и работы в должности врача-офтальмолога
с дата по дата в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение», периоды нахождения в служебных командировках с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан назначить Поляковой Е.Ю. досрочную страховую пенсию с дата.
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в адрес Республики Башкортостан – ФИО3 просит об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения.
В силу требований ст. 327.1 ГПК Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, дата Полякова Е.Ю. обратилась к ответчику с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако решением №...
от дата ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста. Страховой стаж составил 26 лет 3 месяца 6 дней, стаж на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью составил 27 лет 7 месяцев 27 дней
(л. д. 14-16).
При этом, из специального стажа истца исключены: период работы
с дата по дата в качестве врача-интерна в интернатуре по специальности «Офтальмология», с дата по дата в должности врача-офтальмолога в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, а представленные страхователем индивидуальные сведения на работника не содержат кода особых условий труда; периоды нахождения в служебных командировках: с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата,
с дата по дата, с дата
по дата, с дата по дата, поскольку не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ
от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в РФ».
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период прохождения интернатуры в качестве врача-интерна, период работы в должности врача-офтальмолога в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение» и периоды нахождения в служебных командировках подлежат включению в специальный стаж. При этом, суд правильно указал, что врач-интерн в период интернатуры выполняет те же функции, что и врач, работающий по своей специальности, а интернатура - это обязательная одногодичная последипломная подготовка для выпускников медицинских институтов с целью получения ими квалификации врача-специалиста, период прохождения интернатуры включается в страховой стаж. Изменение наименования учреждения на МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение», в котором работала
Полякова Е. Ю., не повлияло на характер работы и трудовые функции истца в должности врача-офтальмолога. Периоды нахождения в служебных командировках подлежат включению в специальный стаж, поскольку на их время сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим Законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781
от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от дата №..., во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1, 8, 9, 14, 16 названного Положения).
Согласно Приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 года № 669 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)» врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 377, должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, а поименована среди должностей врачей, специалистов с высшим медицинским образованием.
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным названным Приказом, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (п. 3.3 Положения).
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 августа 1997 года № 43, предусмотрен раздел 2.1 «Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием», где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что период прохождения интернатуры врачами-специалистами может быть засчитан в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста. Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения ФИО5 обязанностей врача-офтальмолога при прохождении ею интернатуры в спорный период времени.
Суд данные обстоятельства проверил.
Так, в соответствии с трудовой книжкой серии AT-V №...
с дата Полякова Е.Ю. зачислена для прохождения интернатуры по офтальмологии в Абаканское поликлиническое объединение согласно приказу №...-к от дата; дата в связи с окончанием интернатуры переведена врачом-офтальмологом офтальмологического отделения с оплатой по 11 разряду ЕТС согласно приказу №...-к от дата; на основании распоряжения комитета по управлению имуществом Администрации адрес №...
от дата считать название МУЗ Абаканское поликлиническое объединение утратившим силу с дата наименованием лечебного учреждения считать МУЗ Абаканская городская поликлиника
(л. д. 23-26).
Согласно Справке №... от дата, выданной ГБУЗ Республики Хакасия «Абаканская городская клиническая поликлиника», ФИО5 проходила в течение полного рабочего дня интернатуру по специальности «Офтальмология» в должности врача-интерната
с дата (приказ №...-к от дата), работала в течение полного рабочего дня в должности врача-офтальмолога
с дата (приказ №...-к от дата)
по дата (приказ №...-к от дата) в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение». Изменения в Устав были внесены и зарегистрированы регистрационной палатой дата №..., учреждение стало – Муниципальное учреждение здравоохранения «Абаканская городская поликлиника». На основании Устава и Свидетельства о Государственной регистрации от дата Муниципальное учреждение здравоохранения «Абаканская городская поликлиника» переименовано в Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения адрес «Абаканская городская клиническая поликлиника». На основании Постановления Правительства Республики Хакасия
от дата №... Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения города «Абаканская городская клиническая поликлиника» (л. д. 17-18).
Те же сведения указаны в архивной справке №...
от дата, выданной ГБУЗ РХ «Абаканская МКБ» (л. д. 62).
Таким образом, факт выполнения ФИО5 функциональных обязанностей врача-офтальмолога при прохождении ею интернатуры подтверждается документально.
Касательно доводов апелляционной жалобы о том, что работа в МУЗ «Абаканское поликлиническое объединение» не подлежала включению в специальный стаж, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком, судебная коллегия, отклоняя их, учитывает следующее.
В п. 9 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений поименованы поликлиники всех наименований.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений, указания на их профиль и ведомственную или территориальную принадлежность при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Суд первой инстанции правильно применил приведенные выше нормативные положения, регулирующие спорные отношения, и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», дал оценку доводам истца о том, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Абаканское поликлиническое объединение» является медицинским учреждением здравоохранения и период работы в данном учреждении в должности врача подлежит включению в специальный стаж.
Доводы ответчика о том, что периоды нахождения в служебных командировках не могут включаться как специальный стаж основаны на неверном толковании норм материального права, гарантирующих право на социальное обеспечение и получение досрочной трудовой пенсии, поскольку в периоды нахождения в командировке трудовой договор с истцом не расторгался, за ним сохранялось место работы в соответствии со ст. 168 ТК Российской Федерации, выплачивалась средняя заработная плата, из которой производились необходимые отчисления. Кроме того, ответчиком не оспаривается, что в спорный период нахождения в служебных командировках Полякова Е.Ю. работала в должности и учреждении, подлежащем включению в специальный стаж в связи с медицинской деятельностью.
Поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию, с учётом периодов признанных судом подлежащими включению в специальный стаж, а также с учетом периода, включенного Пенсионным фондом, продолжительностью 27 лет 7 месяцев 27 дней, у Поляковой Е.Ю. на момент обращения в Пенсионный фонд (дата) возникло право на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм материального и процессуального права, и не содержат оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в адрес Республики Башкортостан – ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: |
О.В. Алексеенко И.Я. Индан Т.К. Свистун |
Справка: федеральный судья Фархутдинова Ф.Ф.