Решение по делу № 2-125/2022 от 02.03.2022

    Дело 2-125/2022                                            66RS0060-01-2022-000093-33

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    13 мая 2022 года                пгт. Шаля Свердловской области

    Шалинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Порубовой М.В.

    при секретаре Чикуновой Е.С.,

    с участием представителя истца Н., действующего по доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Н.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, включении периода работы в специальный стаж,

    УСТАНОВИЛ:

        ДД.ММ.ГГГГ П.Н.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения обратилась в Управление пенсионного фонда в городе Первоуральске по Свердловской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании пп.20 ч. 1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

    ДД.ММ.ГГГГ решением Управления пенсионного фонда в городе Первоуральске (межрайонное) П.Н.А. в установлении пенсии отказано в связи с не наступлением срока установления пенсии. Ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, принятый к зачету, определено 25 лет 01 месяц 13 дней лечебной деятельности, страховой стаж составляет 27 лет 11 месяцев 01 день.

    Считая отказ в установлении пенсии незаконным, П.Н.А. обратилась в суд с иском, оспаривая периоды из раздела II и III решения.

    Истец просит принять в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости досрочно в связи с работой с тяжелыми условиями труда, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 00 месяцев 05 дней) в должности фельдшера Шалинской ЦГБ, т.к. находилась на курсах подготовки медицинских специалистов по проведению предсменных, предрейсовых послерейсовых и текущих медицинских осмотров и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 02 месяца 06 дней) в должности медицинской сестры в яслях-саду , т.к. на момент работы в указанной должности ясли-сад относились к учреждениям здравоохранения в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Кроме того, данный период работы должен быть исчислен с применением льготы 1 год за 1 год и 3 месяца, т.к. работа осуществлялась в сельской местности (в поселке городского типа).

    Данные требования были поддержаны в ходе судебного заседания истцом П.Н.А. и ее представителем Н., действующим по доверенности.

        Участвуя ранее в судебном заседании истец П.Н.А. суду пояснила, что имеет средне-специальное образование, обучалась в Свердловском медицинском училище Свердловской железной дороги с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работала медицинской сестрой в яслях-саду . В ее обязанности входило: первичный осмотр ребенка перед вакцинацией, вакцинация, осмотр детей в течении дневного сна, на прогулках, проверка качества пищи, меню, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в детском саду, составление отчетов в Шалинскую ЦГБ, находилась в подчинении Шалинской ЦГБ. В период работы фельдшером в шалинской ЦГБ, находилась на курсах подготовки по вопросам проведения предрейсовых медицинских осмотров. По окончании обучения выдано свидетельство, а на период обучения оформлялась командировка, выплачивались командировочные. Всю трудовую деятельность осуществляла в сельской местности (поселке городского типа), начиная с пгт. <адрес> и продолжает работать фельдшером Сылвенского ФАП ГАУЗ СО «Шалинская ЦГБ». Считает, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» она имеет, так как у нее есть необходимый стаж работы.

    Данные доводы поддержаны ее представителем Н.

        Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области, будучи извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, направив письменные возражения относительно исковых требований (л.д. 29-43). В своем отзыве ответчик считает Решение УПФР в городе Первоуральске от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии по старости считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении иска отказать, дело просит рассмотреть в отсутствии представителя ответчика. Отказ в назначении досрочной пенсии связан с тем, что у П.Н.А. отсутствует необходимый льготный стаж на работах с тяжелыми условиями труда. На дату обращения 03.03.2021 льготный стаж составил 25 лет 01 месяц 13 дней лечебной деятельности, страховой стаж составил 27 лет 11 месяцев 01 день, поэтому право на досрочную пенсию по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у нее наступит не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

    Исследовав материалы дела, выслушав истца и ее представителя, суд пришел к следующему.

    Статьей 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и положений международных правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Одной из процессуальных гарантий права на судебную защиту в целях правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел являются нормативные предписания части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Границы предмета доказывания определяются предметом (конкретным материально-правовым требованием к ответчику) и основанием иска (конкретными фактическими обстоятельствами, на которых истец основывает свои требования), право на изменение которых принадлежит только истцу.

    В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

      Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

      Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

    Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

    Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости - 4 октября 2017 г.).

    По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

    Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

    В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

    Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

      Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:…лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

      Частью 1.1. вышеуказанной статьи Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

      Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.2015, предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В силу подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношения), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 28 вышеназванного Закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Истец просит период работы с 01.04.1993 по 06.06.1993 в должности медицинской сестры в яслях-саду № 110 включить в специальный медицинский стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год и 3 месяца, поскольку работала в сельской местности.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, а также действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", Постановлению Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" такое право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах не предусмотривалось. Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты соответственно не включены.

    Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Исходя из материалов дела, судом установлено, что в спорный период работы истца действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры только в лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждениях (раздел II).

Согласно указанному Постановлению, пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать: б) врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах (I).

     Согласно указанному части 1 раздела II указанного выше Перечня, детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады относились к лечебно - профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям.

    Таким образом, период работы истца в должности медсестры ясли-сада ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам, а также до вступления в силу постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953 (введенного в действие с 01.10.1993), нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что работа истца в спорный период дает право на пенсию за выслугу лет.

Довод ответчика о том, что работа истца протекала не в учреждении здравоохранения, а в образовательной организации суд находит несостоятельным, поскольку согласно представленному ответу отдела архивов Службы управления делами Свердловской железной дороги (л.д. 67), ясли-сады Свердловской железной дороги переименованы в государственные дошкольные образовательные учреждения – детские сады Свердловской железной дороги с 1997, на основании приказа начальника отдела учебных заведений Свердловской железной дороги УН от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до этого момента ясли - сад не являлся образовательным учреждением.

    Кроме того, в период работы истца в должности медицинской сестры в ясли-саду , действовал также приказ Министерства просвещения СССР от 31 декабря 1971 года N 103 "Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений", которым были предусмотрены должности медицинской сестры в ясельных группах и воспитателя в дошкольных группах, также приказ Министерства просвещения РСФСР от 22 марта 1977 года N 53, которым переведены должностные наименования работников и специалистов в соответствие с номенклатурой должностей, а именно: должность "медсестра" в ясельных группах в должность "воспитатель".

    Согласно ч. I раздела I вышеуказанного Перечня, воспитатели детских садов и обьединенных ясли-садов также включены в указанный Перечень лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет.

     Таким образом, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в яслях-саду подлежит включению в специальный трудовой стаж.

    Относительно требований истца о включении указанного периода работы с специальный трудовой стаж с применением льготы - 1 год работы за 1 год и 3 месяца, суд пришел к следующему.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Таким образом, при исчислении продолжительности стажа истца на соответствующем виде работы применяются: за период с 1 января 1992 года до 1 января 2002 года - правила и нормы Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 по выбору застрахованных лиц к периодам работы, указанным в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:

Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

Как следует из п. 5 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", в котором были поименованы: врачи и средний медицинский персонал лечебно - профилактических учреждений независимо от наименования должности; врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

При этом абз. 2 пункта 2 указанного постановления установлено, что работникам здравоохранения, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Вместе с тем, в пункте 3 названного постановления указано на сохранение за другими работниками учреждений здравоохранения условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Данный пункт 3 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 утратил силу с 1 октября 1993 года на основании постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 953.

Таким образом, учитывая, что занимаемая П.Н.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность медсестры яслей-сада входила в Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, т.к. объединенные ясли-сады относились к лечебно-профилактическим учреждениям, то к периоду работы истца до 1 октября 1993 года (дата признания утратившим силу пункта 3 названного постановления) не подлежат применению правила, установленные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, согласно которым (п. 5 положения о порядке исчисления стажа для назначения стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения), если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статья 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Таким образом, после 1 ноября 1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке).

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце седьмом пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года.

На основании вышеизложенного, работа истца в сельской местности независимо от того, что она проходила только в сельской местности, может быть засчитана в стаж работы в льготном порядке (1 года как 1 год и 3 месяца) в период с 1 октября 1993 года и до 1 ноября 1999 года. До 1 октября 1993 года такая работа истца могла быть засчитана в льготном исчисления (1 месяц как 1,2 месяца) только при наличии смешанного стажа.

Исходя из сведений трудовой книжки истца, работа П.Н.А. (Лобановой – до брака) проходила в поселке городского типа – <адрес>.

Таким образом, из материалов дела следует, что пенсионный орган, принимая обжалуемое истцом решение от ДД.ММ.ГГГГ , верно зачел период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении.

    Поскольку действовавшее в период работы в должности медицинской сестры ясли-сада пенсионное законодательство, до 1 октября 1993 года, предусматривало возможность включения указанного стажа в стаж, связанный с лечебной деятельностью в календарном исчислении, то оснований для исчисления стажа в льготном исчислении 1 месяц как 1, 2 месяца, а также 1 год как 1 год и 3 месяца при указанных обстоятельствах не имеется, требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Истец просит период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Шалинской ЦГБ включить в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно представленным материалам дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила подготовку по вопросам проведения предсменных, предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров в количестве 36 часов, о чем указано в свидетельстве Министерства здравоохранения Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ выданное к диплому СТ281067 (л.д. 13).

    В указанный период согласно данным трудовой книжки, а также сведениям работодателя истец работала в Муниципальном учреждении «Шалинская центральная городская больница» по должности фельдшера Сылвенского фельшерско-акушерского пункта (л.д. 14-17, 20-21).

     Согласно представленной ГАУЗ СО «Шалинская ЦГБ» справке, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на курсах повышения квалификации на основании Приказа -п от ДД.ММ.ГГГГ в течении 5 дней. (л.д. 70).

    В указанный период времени истцу начислялась заработная плата, в том числе командировочные расходы, о чем свидетельствуют данные лицевого счета ГАУЗ СО «Шалинская ЦГБ» (л.д. 71).

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе и для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в указанный период истец не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд РФ. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора для медицинских работников и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков.

    Исходя из представленных в деле доказательств, П.Н.А. в течение полного рабочего дня находилась на курсах повышения квалификации, прослушала курсы обучения, по итогам обучения ей было выдано свидетельство, за период нахождения на курсах истец получала заработную плату, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. В спорный период истец не увольнялась из учреждения, продолжала там работать, за ней сохранялось ее рабочее место, должность, средний заработок, работодателем производились необходимые страховые отчисления. Истец была направлена на курсы повышения квалификации на основании приказа руководителя в целях повышения ее квалификации, для усовершенствования навыков работы, с целью использования полученных знаний и навыков в дальнейшей работе.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.

Таким образом, исковые требования в данной части о включении периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по должности фельдшера Шалинской ЦГБ в период прохождения последней подготовки по вопросам проведения медицинских осмотров в специальный трудовой стаж подлежат удовлетворению.

    Итого, специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, принятый судом составил 02 месяца 11 дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 02 месяца 06 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно 00 месяцев 05 дней).

Учитывая стаж лечебной деятельности П.Н.А., принятый Управлением пенсионного фонда 25 лет 01 месяц 13 дней, а также принятый в ходе судебного заседания 02 месяца 11 дней, то стаж лечебной деятельности составит 25 лет 03 месяца 24 дня, страховой стаж соответственно 28 лет 01 месяц 12 дней.

Исследовав все доказательства в совокупности, суд считает необходимым решение Отделения ПФР по Свердловской области № 210732/21 от 16.11.2021 признать незаконным в части не включения периодов работы в должности медицинской сестры в яслях-саду с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера Сылвенской ФАП Шалинской ЦГБ в специальный стаж признать частично незаконным в оспариваемой части.

Из разьяснений, изложенных в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006» следует, что если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

С учетом продолжительности периодов, включенных пенсионным органом в стаж необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, а также судом на дату обращения истца в пенсионный орган, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, составил 25 лет 01 месяц 13 дней, с учетом требуемой продолжительности 25 лет.

Поскольку требуемая продолжительность специального стажа 25 лет приобретена истцом ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ- 3 месяца 24 дня), то с учетом положений п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.12.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения пенсий», учитывая положения ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» суд приходит к выводу о том, что у истца возникло право на назначение страховой пенсии по старости досрочно с 09.05.2022 (09.11.2020 + 24 месяца- 6 месяцев).

Учитывая, что требования о назначении страховой пенсии по старости досрочно истцом не заявлены, то суд считает необходимым разьяснить истцу о возникновении такого права обращения в Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области с 09.05.2022.

    Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

        Исковые требования П.Н.А. к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о включении периодов работы в специальный стаж - удовлетворить частично.

    Решение Государственного учреждения – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе П.Н.А. в установлении пенсии признать незаконным в оспариваемой части.

    Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области:

    - принять П.Н.А. к зачету в стаж, дающий право на получение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    В остальной части исковые требования П.Н.А. оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Решение изготовлено в окончательной форме 24.05.2022.

    Председательствующий:                     М.В. Порубова

2-125/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пряничникова Наталья Александровна
Ответчики
Отдел Пенсионного фонда РФ по Свердловской области
Другие
Новоселов Олег Валентинович
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Порубова Марина Валерьевна
Дело на странице суда
shalinsky.svd.sudrf.ru
02.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2022Передача материалов судье
11.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.03.2022Предварительное судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
24.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.06.2022Дело оформлено
13.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее