Судья: Хараман Е.П. Дело № 21-755/2016
РЕШЕНИЕ
Республика Крым г. Симферополь 22 декабря 2016 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Павловский Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе председателя правления Садоводческого потребительского кооператива «Орарий» Тюлькиной Т.В. на решение судьи Судакского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года, которым рассмотрена жалоба на постановление о назначении административного наказания № 19/2016/1 от 27 апреля 2016 года в отношении
Садоводческого потребительского кооператива «Орарий», ОГРН 1149102127690, юридический адрес: <адрес>,
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
Постановлением и.о. главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Судака, и.о. начальника отдела надзорной деятельности по г. Судаку УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Понамаренко В.В. № 19/2016/1 от 27 апреля 2016 года Садоводческий потребительский кооператив «Орарий» (далее СПК «Орарий») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, председатель правления СПК «Орарий» Тюлькина Т.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление.
Решением судьи Судакского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года постановление и.о. главного государственного инспектора по пожарному надзору г. Судака, и.о. начальника отдела надзорной деятельности по г. Судаку УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Понамаренко В.В. № 19/2016/1 от 27 апреля 2016 года оставлено без изменений, жалоба СПК «Орарий» без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, председатель правления СПК «Орарий» Тюлькина Т.В., обратилась с жалобой, в которой просит решение судьи Судакского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года и постановление № 19/2016/1 от 27 апреля 2016 года отменить и прекратить производство по делу. В обоснование заявленных требований указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что СПК «Орарий» является владельцем только проездов, поскольку не имеет в пользовании иного имущества, а проезды по своей сути являются противопожарными минерализованными полосами. Отмечает, что все земельные участки, кроме проездов, площадок для сбора мусора и для стоянки автомашин находятся в пользовании конкретных членов кооператива – садоводов. Считает, что в материалах дела нет ни одного доказательства наличия сухой растительности на находящихся в пользовании СПК «Орарий» проездах, площадках для хранения мусора и автостоянках. В соответствии с действующим законодательством, если пожарный пост расположен на расстоянии, обеспечивающим прибытие пожарной машины в срок до 20 минут пожарные водоемы не обязательны. Кроме того СПК «Орарий» имеет два котлована для сбора воды, что подтверждается фотоснимками.
В судебном заседании представитель СПК «Орарий» Тюлькина Т.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон № 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Из материалов дела следует, что 13 апреля 2016 года на основании распоряжения (приказа) заместителя начальника отдела надзорной деятельности по г. Судаку УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым Понамаренко В.В. от 30 марта 2016 года № 5 с целью выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 02.02.2016 № АХ-П4-471, а также подготовке объектов и территории городского округа Судак к летнему пожароопасному сезону 2016 года проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в отношении СПК «Орарий» по адресу: <адрес>, в районе <адрес>.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе установлено, что:
- в СПК «Орарий» отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом 18 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 (далее Правила), что является нарушением п. 2 Правил;
- на территории СПК «Орарий» отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре, что является нарушением п. 16 Правил;
- на территории СПК «Орарий» отсутствует источник противопожарного водоснабжения, что является нарушением ст. 6, 62 Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.06.2008 № 123-ФЗ, п. 4.3 Ведомственных строительных норм 43-85** (п. 5.3 Ведомственных строительных норм 43-85), п. 5.9* Строительных норм и правил «Планировка и застройка территории садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» СНиП 30-02-97*, п. 5.9, п. 8.5 Свода правил 53.13330.2011 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 № 849 и введенного в действие с 20.05.2011, п. 4.1 Свода правил 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» утвержденного и введенного в действие приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178;
- СПК «Орарий» не обеспечен переносной мотопомпой, что я ляется нарушением п. 4.3 Ведомственных строительных норм 43-85** (п. 5.3 Ведомственных строительных норм 43-85), п. 5.9* Строительных норм и правил «Планировка и застройка территории садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» СНиП 30-02-97*, п. 5.9 Свода правил 53.13330.2011 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 № 849 и введенного в действие с 20.05.2011;
- территория СПК «Орарий» не очищена от сухой растительности (в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами (жилыми и не жилыми зданиями и сооружениями), что является нарушением п. 77 Правил;
- на территории кооператива, граничащей с лесничеством, не предусмотрена защитная противопожарная минерализованная полоса, а также не проведены другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах, что является нарушением п. 77 Правил;
- на территории общего пользования СПК «Орарий» не предусмотрена сторожка (для круглосуточной охраны и своевременного обнаружения чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров на территории СПК «Орарий», и принятие необходимых мер реагирования на них), что является нарушением п. 4.15 Ведомственных строительных норм 43-85**, п. 5.5*, п. 8.17 Строительных норм и правил «Планировка и застройка территории садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» СНиП 30-02-97*, п. 5.5, п. 8.16 Свода правил 53.13330.2011 «Планировка и застройка территории садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2010 № 849 и введенного в действие с 20.05.2011.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 13 апреля 2016 года № 5 (л.д. 13 - 17).
На основании выявленных нарушений 13 апреля 2016 года в отношении СПК «Орарий» составлен протокол об административном правонарушении № 19/2016/1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
13 апреля 2016 года СПК «Орарий» выдано предписание № 5/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
27 апреля 2016 года постановлением № 19/2016/1 СПК «Орарий» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначение административного наказания в виде предупреждения.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 названного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Закон № 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Факт нарушения требований пожарной безопасности СПК «Орарий» подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 19/2016/1 от 13 апреля 2016 года; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки СПК «Орарий»; актом проверки от 13 апреля 2016 года № 5, в котором установлены нарушения СПК «Орарий» требований пожарной безопасности; объяснениями граждан состоящих в СПК «Орарий»; фото материалом; постановлением № 19/2016/1 от 27 апреля 2016 года и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доказательств отсутствия указанных нарушений не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выводы судьи о доказанности состава административного правонарушения являются мотивированными. Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что СПК «Орарий» не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований пожарной безопасности. Доказательств того, что СПК «Орарий» принимало какие либо действия направленные на устранение указанных нарушений не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, виновность СПК «Орарий» в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Ссылка жалобы на то, что основная часть членов кооператива являются собственниками земельных участков и домов не свидетельствует о незаконности решения судьи. Исходя из характера установленных нарушений требований пожарной безопасности, они касаются не отдельных собственников имущества или граждан - членов кооператива, а относятся в целом к указанному объединению граждан и не могут быть устранены отдельным гражданином, а подлежат устранению СПК «Орарий».
Доводы жалобы о том, что в отношении СПК «Орарий» не могут быть применены строительные нормы и правила «Планировка и застройка территории садоводческих объединений граждан, здания и сооружения» СНиП 30-02-97*, основаны на неправильном толковании закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание. Устранение казанных нарушений пожарной безопасности возможно, и не требует изменений конструкций зданий и изменения планировки самого кооператива.
Несогласие СПК «Орарий» с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств само по себе не может служить основанием для отмены вынесенных по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу решений, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных решений не усматривается.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Судакского городского суда Республики Крым от 17 октября 2016 года оставить без изменения, жалобу председателя правления СПК «Орарий» Тюлькиной Т.В., без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Е.Г. Павловский
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>