Решение по делу № 33-1882/2022 от 30.05.2022

Судья Мох Е.В.                                                                             дело № 2-2555/2017 г.

                                                    (первая инстанция)

                                                                                              дело № 33-1882/2022 г.

                                                                                      (апелляционная инстанция)

                             АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    30 июня 2022 года                                                               г. Севастополь

    Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего – судьи Григоровой Ж.В.,

    судей – Донсковой М.А., Устинова О.И.,

    при участии секретаря – Бойко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Севастополе апелляционную жалобу представителя Лаврентьева В.В. – Кузьменко И.В. на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора – войсковой части 90935 в интересах Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управлением имущественным отношений» Минобороны России к Лепиховой Л.А. , Лаврентьеву В.В. , третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, признании недействительным кадастровый учет земельного участка, аннулировании записи в государственном кадастре недвижимости, истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании права собственности отсутствующим,

заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В.,

                                                УСТАНОВИЛА:

Военный прокурор – войсковая часть 90935 в интересах Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации обратился в суд с иском к Лепиховой Л.А. и просил признать недействительным государственный акт на право собственности серии                  ЯИ , выданный ответчику ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> и признать недействительным кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о земельном участке, а также истребовать указанный земельный участок из чужого незаконного владения ответчика, признав право собственности Лепиховой Л.А. на него отсутствующим. В обоснование заявленных требований иска указано, что в ходе проведенной военной прокуратурой проверки было установлено, что государственный акт серии ЯИ , выданный ДД.ММ.ГГГГ на имя ответчика на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес> был выдан в нарушение действующего законодательства, поскольку распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -Р земельный участок Лепиховой Л.А. не выделялся. Указанным распоряжением было дано разрешение СТ «Шхуна» на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га, расположенного в районе СТ «Шхуна» для обслуживания существующей скважины. Земельный участок, площадью 4,48 га, в состав которого входит спорный земельный участок Лепиховой Л.А., согласно технической документации по инвентаризации земельных участков, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации, находится на территории военного городка , расположенного по адресу                             <адрес>. 2. Военный городок использовался государством Украина для размещения Военно-медицинского клинического центра Крымского региона на основании Соглашения между Украиной и Россией о параметрах раздела Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, был отнесен к категории земель обороны. Решения об изъятии земель земельного участка, расположенного в                          <адрес> из состава обороны соответствующими органами исполнительной власти не принималось и не согласовывалось. Таким образом, передача спорного земельного участка площадью 0,0925 га по <адрес> в <адрес>, расположенного на территории военного городка по <адрес> в <адрес> ответчику для индивидуального дачного строительства является незаконной. ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны Российской Федерации обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес> с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий и из полученного ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в связи с наложением земельных участков, переданных в частную собственность и учтенных в ГКН, представленная схема не может быть согласована, а потому в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий было отказано. Таким образом, неправомерное предоставление земельного участка в собственность стороннему лицу причинило ущерб экономическим интересам Министерства обороны Российской Федерации.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от                   12.12.2017 г. исковые требования удовлетворены частично, из незаконного владения Лепиховой Л.А. в пользу Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации истребован земельный участок площадью 0,0925 га, расположенный по адресу <адрес>.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 26.09.2019 г. указанное решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.12.2017 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении иска отказано.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Четверного кассационного суда общей юрисдикции от 25.06.2020 г. апелляционное определение от 26.09.2019 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Севастопольский городской суд.

При новом апелляционном рассмотрении, 22.10.2020 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и привлек к участию в дело в качестве соответчика Лаврентьева В.В.

Истец на данной стадии разрешения дела, изменив исковые требования, просил признать недействительным выданный Лепиховой Л.А. государственный акт на право собственности на спорный земельный участок и признать право собственности Лаврентьева В.В. на него отсутствующим.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 12.08.2021 г. решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12.12.2017 г. отменено, по делу принято новое решение об отказе истцу в иске.

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Четверного кассационного суда общей юрисдикции от 12.04.2022 г. указанное апелляционное определение от 12.08.2021 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение суда апелляционной инстанции.

Обжалуя решение суда первой инстанции, апеллянт Лаврентьев В.В. ссылался на незаконность и ошибочность выводов суда относительно истребования спорного земельного участка, а также что распоряжение о предоставлении в частную собственность спорного земельного участка вынесено неуполномоченным лицом, поскольку материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок на момент его предоставления относился к землям общественной застройки и выбыл из собственности города Севастополя на основании ненормативного акта, который не был отменен или оспорен в установленном порядке. Также, апеллянт полагал незаконным отказ суда в применении срока исковой давности и считал, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим истцом по делу.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

    В соответствии с п. 3 Решения Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города - героя Севастополя», деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским советом.

    Согласно ст. 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 г. № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

    В соответствии со ст. ст. 81, 116 ЗК Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, либо по результату аукциона.

    В силу ст. 324 ГК Украины земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, установленных Конституцией Украины. Аналогичная норма содержится в ст. 214 ГК РФ.

    Согласно ст. 20 ЗК Украины изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц осуществляется по инициативе собственников земельных участков в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины. В соответствии с ч.2 ст. 149 ЗК Украины изъятие земельных участков осуществляется с согласия землепользователей на основании решений Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной республики Крым, местных государственных администраций, сельских, поселковых, городских Советов в соответствии с их полномочиями.

    В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

    Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

    Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Севастопольской городской государственной администрацией на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р Лепиховой Л.А. был выдан государственный акт серии ЯИ на право собственности на земельный участок, площадью 0,0925 га, расположенный по адресу: <адрес>.

    Из истребованного судом из архивного фонда Севастопольской городской государственной администрации за 2010 год распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ -р установлено, что данным распоряжением дано разрешение СТ «Шхуна» на разработку проекта землеустройства на выделение земельного участка, расположенного в районе СТ «Шхуна» для обслуживания существующей скважины, а также приложены документы, послужившие основанием для принятия данного распоряжения.

    Письмом ГКУ «Архив города Севастополя» подтверждено, что в документах архивного фонда Главного управления земельных ресурсов в г. Севастополе, переданных на хранение в ГКУ «Архив города Севастополя», кадастрового дела на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, а также документов, послуживших основанием для выдачи государственного акта, не имеется.

    Также, из материалов дела следует, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ было дано разрешение ОК «ДСК «Пирамиза» на разработку единого комплексного проекта отведения земельного участка площадью 1,2 га для индивидуального дачного строительства в районе профилактория ТОВ «Лазурь» с технической документацией по землеустройству по установлению границ индивидуальных дачных участков в натуре на местности с дальнейшей их передачей в частную собственность                  гражданам – членам ОК «ДСК «Пирамиза» (т.2 л.д. 41).

    В материалах дела содержится копия распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта землеустройства по отведению земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) для индивидуального дачного строительства в районе профилактория ООО «Лазурь» обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «Пирамиза» (т. 2 л.д. 45). В соответствии с приложением к распоряжению Лепихова Л.А. являлась членом ОК «ДСК «Пирамиза» (т. 2 л.д. 46а). ДД.ММ.ГГГГ ей на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от                    ДД.ММ.ГГГГ -р в частную собственность был передан земельный участок, площадью 0,0925 га, расположенный по адресу <адрес>. Акт зарегистрирован в книге записей регистрации государственных актов о праве собственности на землю и о праве постоянного пользования землей, договоров аренды земли                                       (том 2 л.д. 26).

    ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи Лепиховой Л.А. указанный земельный участок был отчужден Лаврентьеву В.В. Сведений о регистрации земельного участка за Лаврентьевым В.В. материалы дела не содержат.

    Обращаясь в суд с данным иском, истец ссылался на то, что земельный участок передан Лепиховой Л.А. в нарушение норм действовавшего законодательства, на момент передачи его в собственность он входил в состав военного городка , который использовался государством Украина для размещения Военно-медицинского клинического центра Крымского региона и находился в введении Министерства обороны Украины и распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.                -РП был передан в федеральную собственность Министерства обороны Российской Федерации.

    В соответствии с Соглашением между Украиной и Российской Федерацией «О параметрах раздела Черноморского флота» от ДД.ММ.ГГГГ (приложение ) указанный военный городок находился в ведении Министерства обороны Украины. Военный городок использовался государством Украина для размещения Военно-медицинского клинического центра Крымского региона, недвижимое имущество военного городка являлось государственной собственностью Украины.

В соответствии с п. 6 решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ «О статусе города-героя Севастополя» государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -р «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» передано безвозмездно из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность недвижимое имущество, в том числе военный городок , расположенный по <адрес>, площадью 4,48 га.

В п. 3 вышеуказанного Распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -р Минобороны России предложено обеспечить осуществление подготовки документации, необходимой для постановки передаваемого имущества на кадастровый учет и регистрации прав на него, иных фактических и юридических действий.

До передачи в федеральную собственность военный городок использовался государством Украина для размещения Военно-медицинского клинического центра Крымского региона, недвижимое имущество военного городка являлось государственной собственностью Украины, что установлено Приложением к Соглашению между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства.

В силу п. 2 вышеуказанного Порядка, безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации подлежит передаче имущество, в том числе, к фактическому использованию которого вооруженные силы Украины, а также организации и учреждения, подведомственные (подчиненные) Министерству обороны Украины, приступили до вступления города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 вышеуказанного Порядка, право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта.

Недвижимое имущество военных городков, в том числе земельный участок военного городка общей площадью 4,4800 га, расположенный по адресу <адрес>, в соответствии с п. 22 акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ к распоряжению Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РП «О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность» передано в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Крымское ТУИО» Минобороны России. Согласно примечанию к указанному акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ военные городки передаются в федеральную собственность единым имущественным комплексом.

В силу ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

Согласно п. 1 ст. 133 ГК РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Таким образом, военный городок представляет собой единый недвижимый комплекс, раздел которого (или выделение его части) невозможен в силу закона.

Из материалов дела достоверно следует, что законным владельцем земельного участка военного городка являлось государство Украина, участок находился в пользовании ВМС Украины, в последующем в установленном законом порядке земельный участок передан в собственность Российской Федерации, которой в регистрации права собственности на него препятствует наличие зарегистрированного права на спорный земельный участок, входящий в состав земельного участка военного городка.

Из имеющегося в материалах дела экспертного заключения -С от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что спорный земельный участок ответчика входит в территорию военного городка (л. 29 экспертного заключения). Также, следует вывод эксперта, что спорный земельный участок с кадастровым по адресу <адрес> образовался из земельного участка военного городка , расположенного по адресу <адрес>, площадью 4,48 га, территория которого была определена в 2004 г.

Более того, земельный участок военного городка являлся предметом межправительственных соглашений по порядку пребывания Черноморского флота на территории Украины, полномочия по распоряжению спорным земельным участком у Севастопольского городского Совета отсутствовали.

При таких обстоятельствах, исходя из того, что земельный участок под военным городком входит в единый недвижимый комплекс, правом распоряжения которым органы местного самоуправления не обладали, законность возникновения у Лепиховой Л.А. права собственности на спорный земельный участок отсутствовала.

В силу того, что исковые требования истцом на стадии апелляционного производства были изменены и они являются законными и обоснованными, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об удовлетворении иска и признании недействительным выданного Лепиховой Л.А. ДД.ММ.ГГГГ государственного акта на право собственности на земельный участок площадью 0,0925 га, расположенный по адресу <адрес> и признании отсутствующим право собственности на него у ответчика Лаврентьева В.В.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

                                               ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от                                 12 декабря 2017 года отменить и постановить по делу новое решение, которым:

иск Военного прокурора – войсковой части 90935 в интересах Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения «Крымское территориальное управлением имущественным отношений» Минобороны России к Лепиховой Л.А. , Лаврентьеву В.В. , третьи лица: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и признании права собственности отсутствующим удовлетворить.

Признать недействительным выданный Лепиховой Л.А. ДД.ММ.ГГГГ государственный акт на право собственности на землю серии АЯ , площадью 0,0925 га, расположенный по адресу <адрес>.

Признать отсутствующим право собственности Лаврентьева В.В. на земельный участок, расположенный на землях обороны, расположенный по адресу <адрес>, общей площадью 0,0925 га и зарегистрированный в государственном кадастре под кадастровым номером , кадастровой стоимостью 1 022 855,75 руб.

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 04.07.2022 г.

Председательствующий:                                                 Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                                М.А. Донскова

                                                                                            О.И. Устинов

33-1882/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ФГКУ Крымское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ
Военный прокурор-войсковая часть 90935
Министерство обороны Российской Федерации
Ответчики
Лепихова Людмила Анатольевна
Другие
Галанцев Георгий Вадимович
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Кузьменко Игорь Владимирович
Лаврентьев Виталий Васильевич
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Правительство города Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Григорова Жозефина Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
30.05.2022Передача дела судье
30.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2022Передано в экспедицию
30.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее