Судья Яковлев А.Ю. Гражданское дело № 2-3039/2022
УИД 21RS0025-01-2022-002850-77
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2023 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Агеева О.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Гладких Е.Ф. к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности назначить, произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Московского районного суда города Чебоксары от 21 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вассиярова В.А., судебная коллегия
установила:
Гладких Е.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки», Учреждение), в котором, после уточнения исковых требований (л.д. 67) просила: возложить на ответчика обязанность назначить, произвести перерасчёт и выплатить компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.04.2016 по 31.12.2021.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с достижением возраста 80 лет с апреля 2016 года Гладких Е.Ф. не оплачивала взносы на капитальный ремонт по квартире (адрес), принадлежащей ей на праве собственности, в которой она зарегистрирована и проживет одна, полагая что освобождена от уплаты таких взносов.
После того, как истцу стало известно о том, что компенсация по уплате взносов на капитальный ремонт ей не предоставляется, и образовалась задолженность по оплате таких взносов в размере 25714, 96 руб., 24 января 2022 года Гладких Е.Ф. эту задолженность погасила.
По заявлению истца от 25.01.2022 о назначении компенсации по оплате взносов на капитальный ремонт 31.01.2022 ответчик принял решение о назначении такой компенсации с 01.01.2022, в выплате компенсации за период, предшествующий 01.01.2022 истцу отказано письмом ответчика от 07.04.2022 №02-696. Между тем, по смыслу действующего правового регулирования спорных правоотношений, ограничений на выплату компенсации за прошедший период не имеется.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Гладких Е.Ф. и её представитель адвокат Михайлов А.В. просили удовлетворить исковые требования, представитель ответчика Иванова О.Р. их не признала, представители третьих лица Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики в суд не явились.
21 октября 2022 года Московским районным судом города Чебоксары принято решение, которым исковые требования удовлетворены. На КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» возложена обязанность назначить Гладких Е.Ф. компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 апреля 2016 года, произвести перерасчёт и выплатить компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в пределах социальной нормы площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики, за период с 1 апреля 2016 года по 31 декабря 2021 года. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить судебное постановление, повторно излагая доводы об отсутствии оснований для удовлетворения иска ввиду того, что действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений порядком предоставления компенсаций предусматривался заявительный характер назначения указанной меры социальной поддержки. По мнению ответчика, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об обязанности Учреждения информировать истца о мерах социальной поддержки в 2016 году и не учел, что по состоянию на 31.12.2021 у истца имелась задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт. Спорная компенсация назначается без предъявления документов с первого числа месяца достижения гражданином возраста 80 лет только в случае, если он уже являлся получателем указанной компенсации. Учитывая, что истец в 2016 году в Учреждение с заявлением о предоставлении компенсации не обращалась, такая компенсация с 01.04.2016 не могла быть ей назначена.
Выслушав объяснения представителя ответчика Ивановой О.Р., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, истца и её представителя адвоката Михайлова А.В., просивших обжалуемое судебное постановление оставить без изменения, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из свидетельства о государственной регистрации права ... от 24.12.1999, выписки из лицевого счета, выданной Обществом с ограниченной ответственностью «...» 25.01.2022, судебной коллегией установлено, что Гладких Е.Ф., (дата) года рождения, являясь единоличным собственником жилого помещения, зарегистрирована и проживает по адресу: (адрес), иных лиц, зарегистрированных и проживающих по указанному адресу, не имеется (л.д. 4, 26).
В соответствии со справкой о задолженности по лицевому счету ... (адрес: город (адрес) собственник Гладких Е.Ф.), выданной Некоммерческой организацией «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» 01.07.2022, в период с января 2015 года по декабрь 2021 года Гладких Е.Ф. взносы на капитальный ремонт по своей квартире в полном объеме не носила, что привело к образованию задолженности, оплаченной последней в январе 2022 года (л.д. 47-49).
Из материалов дела также следует и судом первой инстанции установлено, что 23 декабря 2020 года Гладких Е.Ф. обращалась к ответчику с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, решением ответчика от 15.01.2021 в удовлетворении заявления было отказано (л.д. 107-108).
Истец Гладких Е.Ф. имеет удостоверение «Ветеран труда», 28 июля 2020 года ей выдано удостоверение серии ..., в соответствии с которым она имеет право на меры социальной поддержки, установленные Законом Чувашской Республики «О детях войны», а также свидетельство серии ... о праве на получение мер социальной поддержки в соответствии с законами Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда», «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» (л.д. 37).
Суд также установил, что Гладких Е.Ф. является получателем ежемесячной денежной выплаты и денежной компенсации в размере 50% стоимости предоставления абоненту в пользование абонентской линии (проводной линии) сети телефонной связи на основании п.п.8 п.1 ст. 3 Закона Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда».
По заявлению от 25.01.2022, ответчиком было принято решение №5235 от 31.01.2022 о назначении Гладких Е.Ф. компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании Закона Чувашской Республики от 8 апреля 2016 года №14 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в размере 215, 49 руб. в месяц с 1 января 2022 года бессрочно (л.д. 24, 27).
После принятия такого решения, Гладких Е.В. вступила в переписку с ответчиком.
Указывая на то, что 24 января 2022 года она осуществила в пользу НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» денежную выплату в размере 24714, 96 руб., со ссылкой на положения Закона Чувашской Республики от 8 апреля 2016 года №14 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», в своём заявлении от 21 марта 2022 года Гладких Е.В. просила Учреждение произвести перерасчет и выплатить ей компенсацию по уплате взноса на капитальный ремонт за период с даты начала действия упомянутого закона (с 01.04.2016) по декабрь 2021 года (л.д. 7).
В порядке рассмотрения обращения Гладких Е.В., Учреждение разъяснило первой порядок назначения компенсации, сообщив, что с заявлением о назначении компенсации истец впервые обратилась 25 января 2022 года и по её заявлению принято решение о назначении компенсации с 1 января 2022 года, т.е. с первого числа месяца подачи соответствующего заявления (л.д. 8).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ... года Гладких Е.Ф. достигла возраста 80 лет, т.е. на 1 апреля 2016 года обладала правом на меру социальной поддержки в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 100% взносов. Суд также исходил из того, что действующее законодательство Чувашской Республики позволяет назначить, произвести перерасчёт и выплатить истцу компенсацию расходов на уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.04.2016 по 31.12.2021. Суд отметил, до достижения восьмидесятилетного возраста Гладких Е.Ф. уже являлась получателем мер социальной поддержки, т.е. Учреждение располагало документами, в том числе, о возрасте Гладких Е.Ф. Ответчик в установленном порядке истца Гладких Е.Ф. о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах, которыми она обладала, не проинформировал.
Доводы апелляционной жалобы не могут изменить правовую судьбу принятого по делу решения в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Частью первой статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 ЖК РФ в редакции, действовавшей на 1 января 2016 года).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 ЖК РФ, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 этого кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вступившим в силу с 1 января 2016 года, статья 169 ЖК РФ была дополнена частью 2.1 следующего содержания: «Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов».
С 1 января 2019 года часть 2.1 статьи 169 ЖК РФ действует в следующей редакции: «Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов».
Таким образом, с 1 января 2016 года федеральным законодательством определены категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размеры этой компенсации.
Согласно ст. 1 Закона Чувашской Республики от 08.04.2016 №14 (ред. от 28.04.2021) «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» в соответствии с ЖК РФ при уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется компенсация расходов на его уплату следующим категориям граждан в Чувашской Республике, в том числе: одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов; одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
В соответствии со ст. 3 Закона Чувашской Республики от 08.04.2016 №14 компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, на одно жилое помещение по месту жительства при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению.
Согласно ст. 3.1 Закона Чувашской Республики от 08.04.2016 №14 информация о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 5 Закона Чувашской Республики от 08.04.2016 №14 настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2016 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27.04.2016 №153 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан в Чувашской Республике (далее Порядок №153).
В соответствии с п. 1.12. названного Порядка №153(в редакциях, действовавших до 14.12.2022) компенсация назначается с 1 числа месяца подачи заявления. При обращении до 1 января 2017 года компенсация назначается с 1 апреля 2016 года, но не ранее возникновения права на компенсацию.
С 14.12.2022 п.1.12 Порядка №153 изложен в следующей редакции «Компенсация назначается с первого числа месяца подачи заявления. В случае, если гражданин получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда», Законом Чувашской Республики «О ветеранах труда Чувашской Республики», при достижении им возраста семидесяти лет компенсация назначается гражданину без подачи заявления при соблюдении условий статьи 1 Закона Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме». Отдел Центра предоставления мер социальной поддержки не позднее чем через три рабочих дня со дня вынесения решения о назначении компенсации гражданам, указанным в абзаце втором настоящего пункта, уведомляет гражданина о назначении компенсации способом, позволяющим определить факт и дату направления уведомления. При достижении гражданином, являющимся получателем указанной компенсации, возраста восьмидесяти лет компенсация в размере ста процентов назначается с первого числа месяца достижения гражданином возраста восьмидесяти лет без предъявления документов, указанных в пункте 1.9 настоящего Порядка (Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.12.2022 № 689)
Пункт 1.9. Порядка №153 как в действующей в настоящее время редакции от 14.12.2022, так и в предшествующих редакциях начиная с 27.04.2016, содержит положение о том, что для предоставления компенсации гражданин лично, или через лицо, уполномоченное им на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, или через законного представителя представляет в отдел социальной защиты населения Центра предоставления мер социальной поддержки по месту жительства заявление о назначении компенсации по установленной форме.
П. 1.14. Порядка №153 как в действующей в настоящее время редакции от 14.12.2022, так и в предшествующих редакциях начиная с 27.04.2016, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении компенсации, такими основаниями являются: обращение за компенсацией лиц, не относящихся к категориям граждан, указанных в статье 1 Закона Чувашской Республики «О социальной поддержке отдельных категорий граждан по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме»; пользование правом на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по иным основаниям, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики; наличие у гражданина подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В соответствии с частью 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 461-ФЗ) гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления: с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия); с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации; при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно части 2 указанной статьи порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 6.9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 18 Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года № 1994, в соответствии с настоящими Правилами гражданину предоставляется: а) следующая персонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события: перечень мер социальной защиты; перечень назначенных гражданину мер социальной защиты; статус рассмотрения обращения гражданина; б) следующая неперсонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события: порядок, условия и способы получения мер социальной защиты; меры социальной защиты, предоставляемые гражданину на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования; перечень документов, необходимых для получения мер социальной защиты; сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты; иная информация, необходимая для решения задач по информированию граждан в соответствии с настоящими Правилами.
Истец в исковом заявлении и своих объяснениях последовательно указывала на то, что в связи с достижением восьмидесятилетнего возраста перестала оплачивать вносы на капитальный ремонт, полагая, что в связи с возрастом освобождена от оплаты таких взносов. Образовавшуюся задолженность по оплате таких взносов, как препятствие для назначения ей компенсации, выплатила в полном объеме.
С учетом заявленных истцом исковых требований, её доводов, возражений на них ответчика и подлежащих применению норм материального права юридически значимыми обстоятельствами по делу, помимо прочего, являются обстоятельства того, обращалась ли Гладких Е.Ф. ранее января 2022 года к ответчику с целью предоставления меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг, была ли предоставлена истцу полная информация об условиях назначения и предоставления меры социальной поддержки, в том числе о праве на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что истец предоставила доказательства обращения к ответчику ранее января 2022 года по вопросу предоставления меры социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность по доказыванию законности отказа в предоставлении такой поддержки, а также надлежащего информирования об условиях назначения и предоставления меры социальной поддержки лежит на ответчике, последний таких доказательств не представил, доводы последнего о том, что невозможно принять решение о назначении истцу компенсации в отсутствие соответствующего заявления истца, до января 2022 года истец с таким заявлением не обращалась, являются несостоятельными.
Судебная коллегия также принимает во внимание преклонный возраст истца (87 лет), обстоятельства того, что от своих прав на получение компенсации она не отказывалась, полагала, что в связи с возрастом освобождена от оплаты взносов на капитальный ремонт, что и привело к образованию задолженности по оплате таких взносов, оплаченных ею в установленном порядке.
Отсутствие конкретной правовой нормы, регламентирующей порядок информирования граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах на дату достижения истцом возраста 80 лет (как указывалось выше, ст. 5.2 частью 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 461-ФЗ), на что указывается в апелляционной жалобе ответчика, само по себе не свидетельствует о том, что у последнего с момента достижения истцом возраста 80 лет и в связи с вступлением в силу Закона Чувашской Республики от 08.04.2016 №14 отсутствовала обязанность по информированию истца о существующих мерах социальной поддержки при оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с положениями устава Учреждения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики 21.03.2014 №629, (являющегося общедоступным, размещен на официальном интернет-сайте Учреждения https://shuv-centr.soc.cap.ru//) основной целью деятельности Учреждения является выполнение государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (п. 2.2. устава), предметом деятельности Учреждения является способствование реализации прав граждан, в том числе пожилого возраста, на защиту и помощь со стороны государства, улучшения социально-экономических условий их жизни, показателей социального здоровья и благополучия (п. 2.3.), для реализации такой деятельности Учреждение обязано организовать разъяснительную и информационную работу среди населения по вопросам, входящим в компетенцию учреждения (п. 2.4.11.).
Действующее в настоящее время правовое регулирование не ставит принятие решения о назначении спорной компенсации в зависимость от личного обращения с подобного рода заявлением при условии того, что гражданин получает ежемесячную денежную выплату в соответствии с Законом Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда», получение такой выплаты в соответствии с п.п.8 п.1 ст. 3 указанного закона истцом в ходе судебного разбирательства установлено, и не содержит запрета на перерасчет такой компенсации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке представленных доказательств, при этом они не могут являться основанием для отмены принятого по делу решения суда. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары от 21 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий Агеев О.В.
Судьи Александрова А.В.
Вассияров А.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 января 2023 года.