Дело №а-4689/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
08 ноября 2019 года <адрес>
Нальчикский городской суд КБРв составе председательствующего Тхазаплижевой Б.М.,
рассмотрев РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ упрощенного (письменного) производства административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес>-Балкарской Республики РІ интересах неопределённого РєСЂСѓРіР° лиц граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций Рѕ признании информационного материала, распространяемого РІ сети Рнтернет запрещённым Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, возложении обязанности РїРѕ ограничению доступа Рє информационному материалу,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
ДД.РњРњ.ГГГГ РІ Нальчикский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ КБРпоступило заявление РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° <адрес>-Балкарской Республики РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рє Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере СЃРІСЏР·Рё, информационных технологий Рё массовых коммуникаций Рѕ признании информационного материала, распространяемого РІ сети Рнтернет РќР° интернет сайте СЃ адресом https://www.pseudology.org/Pobeda/Rukovodstvo_Partizan_1987a.pdf запрещённым Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, возложении обязанности РїРѕ ограничению доступа Рє информационному материалу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.
Прокуратурой <адрес>-Балкарской Республики РІ С…РѕРґРµ мониторинга информационно-телекоммуникационной сети Рнтернет установлено, что РЅР° указанном WEB ресурсе размещена информация РїРѕРґ названием «Руководство РїРѕ ведению партизанской войны», главного разведывательного управления СЃ грифом «Для служебного пользования».
РќР° основании изложенного, административный истец РїСЂРѕСЃРёР» признать информацию, распространяемую посредством сети В«Рнтернет», размещенную РЅР° указанном WEB ресурсе, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; возложить РЅР° административного ответчика обязанность РІ течение 15 дней СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу ограничить доступ Рє информации, размещенной РЅР° указанном WEB ресурсе.
В судебное заседание прокуратура <адрес>, будучи надлежаще извещенной о времени и месте его проведения, своего представителя не направила.
От административного ответчика в суд поступили письменные объяснения, в которых, по существу подтверждая обоснованность доводов административного истца, он полагает возможным удовлетворить заявленные требования и просит о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В связи с изложенным, в соответствии с требованиями части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) вынесено определение суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) регламентировано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Положениями действующего законодательства РЅРµ предусмотрен досудебный РїРѕСЂСЏРґРѕРє признания информации, размещенной РЅР° обозначенном сайте сети "Рнтернет", запрещенной Рє распространению РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, что исключает возможность выбора РёРЅРѕРіРѕ СЃРїРѕСЃРѕР±Р° защиты нарушенных прав Рё получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Основанием для предъявления в суд заявления по делу являются обстоятельства, установленные в ходе проведения прокурорской проверки, нарушающие требования действующего законодательства, а также права и интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц; указанная информация способствует эффективному вовлечению в противоправную деятельность новых сторонников, в том числе, несовершеннолетних, пропагандирует жестокость, насильственные и иные противоправные действия как способ достижения поставленных целей.
РР· письменных объяснений Управления Роскомнадзора РїРѕ КБРследует, что РЅР° интернет сайте СЃ адресом https://www.pseudology.org/Pobeda/Rukovodstvo_Partizan_1987a.pdf информация находится РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе Рё побуждает неопределённый РєСЂСѓРі лиц Рє действиям, нарушающим законодательство.
РљСЂРѕРјРµ того, эта информация запрещена Рє распространению посредством сети В«Рнтернет» так как эта информация представляет СЃРѕР±РѕР№ перевод руководства разработанного генеральным штабом вооруженных СЃРёР» Швейцарии Рё был издан Главным разведывательным управлением СЃ грифом «Для служебного пользования».
Согласно положений Приказа Министра РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ N 170 РћР± утверждении Рнструкции РїРѕ делопроизводству РІ Вооруженных Силах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации размножение служебных документов СЃ пометкой "Для служебного пользования", разработанных РІ РІРѕРёРЅСЃРєРѕР№ части или поступивших РІ РІРѕРёРЅСЃРєСѓСЋ часть РёР· РґСЂСѓРіРёС… сторонних организаций, Рё изготовление выписок РёР· РЅРёС… допускаются только СЃ письменного разрешения командира (начальника) подразделения, подготовившего (получившего РЅР° исполнение) служебный документ, Рѕ чем делается запись РЅР° последнем листе сопроводительного документа или экземпляра документа, РЅРµ имеющего сопроводительного РїРёСЃСЊРјР°.
Распространение в открытом доступе указанной информации может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Кроме того, в Руководстве по ведению партизанской войны содержит информацию по изготовлению капсул с ядом, по организации террора.
Между тем, согласно ст.ст. 2, 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под терроризмом понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
При этом Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные изготовление оружия (ст. 223).
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Поскольку распространение информации с грифом «Для служебного пользования», а также содержащей руководство по использованию оружия, установлению террора запрещено законодательством, за распространение такой информации предусмотрена ответственность, следовательно указанная в административном иске информация должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Также установлено, что посещение указанного сайта СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕ, РЅРµ требует предварительной регистрации Рё пароля, информация РЅР° сайте распространяется бесплатно, СЃСЂРѕРє пользования неограничен, какое-либо ограничение РЅР° передачу, копирование Рё распространение данной информации отсутствует. Ознакомиться СЃ содержанием сайта, скопировать информацию РІ электронном варианте может любой Рнтернет-пользователь, для этого РЅРµ требуется специальных познаний.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 15 указанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации, согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона №149-ФЗ устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 15.1 Федерального закона в„– 149-ФЗ РІ целях ограничения доступа Рє сайтам РІ сети В«Рнтернет», содержащим информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Согласно С‡. 2 СЃС‚. 15.1 Федерального закона в„– 149-ФЗ РІ реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты РІ сети Рнтернет, содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено; доменные имена Рё (или) указатели страниц сайтов РІ сети Рнтернет, содержащих информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено.
Основанием для включения РІ реестр указанных сведений является, РІ том числе, вступившее РІ законную силу решение СЃСѓРґР° Рѕ признании информации, распространяемой посредством сети Рнтернет, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено (С‡. 5 СЃС‚. 15.1 Федерального закона в„– 149-ФЗ).
Предоставление доступа Рє информации СЃ использованием информационно- телекоммуникационных услуг сетей, РІ том числе сети В«Рнтернет», содержащей сведения Рѕ деяниях, Р·Р° совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность: незаконное изготовление взрывного устройства является распространением запрещенной информации.
Признание СЃРїРѕСЂРЅРѕР№ информации, размещенной РЅР° названном Рнтернет-сайте, информацией, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено, направлено РЅР° защиту конституционного строя, нравственности, Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЏ, прав Рё законных интересов РґСЂСѓРіРёС… лиц, Рё необходимо для включения РІ единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов РІ сети В«Рнтернет» Рё сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты РІ сети В«Рнтернет», содержащие информацию, распространение которой РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации запрещено».
Оценивая избранный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРј СЃРїРѕСЃРѕР± защиты права, СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что защита неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц путем признания распространенной РІ сети Рнтернет информации запрещенной РїСЂРё невозможности установить Рё привлечь РІ дело лицо, распространившее такую информацию, РЅР° что ссылается заявитель, РЅРµ только РЅРµ исключается, РЅРѕ Рё возможна путем рассмотрения дела РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ административного судопроизводства, итоговым результатом которого, РІ случае удовлетворения заявления, Р±СѓРґСѓС‚ обязательные РІ силу закона действия компетентного органа РїРѕ включению сведений РІ Единый реестр Рё запрещению Рє распространению.
РџРѕ делам Рѕ признании указанной информации размещенной РІ сети Рнтернет, запрещенной Рє распространению РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения РЅР° таком сайте РІ сети Рнтернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной РІ сети Рнтернет, запрещенной.
Р’ соответствии СЃ Рї. 44 Указа Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ стратегии национальной безопасности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– главными направлениями обеспечения государственной Рё общественной безопасности являются усилия роли государства РІ качестве гаранта безопасности личности Рё прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (РІ том числе, РІ информационной среде), коррупции, терроризма Рё экстремизма, распространения наркотиков Рё Р±РѕСЂСЊР±С‹ СЃ такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности Рё правопорядка СЃ гражданским обществом, повышение доверия граждан Рё правоохранительной Рё судебной системам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, эффективности защиты прав Рё законных интересов Р¤РРћ1 граждан Р·Р° рубежом, расширение международного сотрудничества РІ области государственной Рё общественной безопасности.
Наличие РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе РЅР° Рнтернет-ресурсе РїРѕ названному электронному адресу указанных материалов нарушает права неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц.
Распространение материалов РЅР° Рнтернет-ресурсе РїРѕ указанному электронному адресу РїСЂРё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРј доступе может нанести вред неопределенному РєСЂСѓРіСѓ лиц.
При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания обозначенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административное исковое заявление прокурора <адрес>-Балкарской Республики удовлетворить.
Признать информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, информационный материал «Руководство по ведению партизанской войны», размещенный по адресу: https://www.pseudology.org/Pobeda/Rukovodstvo_Partizan_1987a.pdf
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КБРв течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу ограничить доступ к информации, размещенной на интернет странице https://www.pseudology.org/Pobeda/Rukovodstvo_Partizan_1987a.pdf распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий Б.М.Тхазаплижева