Дело № 2-7227/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.12.2017 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Лемперт И.Н.,
при секретаре Девяшиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амзаракова А.П. к УФСИН России по Республике Хакасия об оспаривании решения комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и восстановлении в очереди для ее получения,
с участием истца Амзаракова А.П., его представителя по доверенности Макарова А.В.,
представителя ответчика УФСИН России по РХ Сутормина М.В., действующего на основании доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Амзараков А.П. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по РХ о признании незаконным решения изложенного в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ в части касающейся отмены решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Амзаракова А.П. для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 4-х человек, обязании восстановить истца в очереди на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по состоянию на день вынесения решения о снятии его с учета. Также просил взыскать судебные расходы на оформление нотариальной доверенности на представителя – 1700 руб., услуги представителя – 10000 руб., уплате госпошлины – 300 руб.
Мотивируя тем, что он являлся старшим прапорщиком внутренней службы уголовно-исполнительной системы, младшим инспектором 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РХ. ДД.ММ.ГГГГ на основании его рапорта и комплекта документов, истец был поставлен на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен со службы по выслуге лет. В ДД.ММ.ГГГГ истцом по почте получено письмо с выпиской из протокола заседания Комиссии УФСИН России по РХ № от ДД.ММ.ГГГГ, которым было отменено решение № от ДД.ММ.ГГГГ по причине нехватки необходимых документов в учетном деле истца. Ссылаясь на положения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, считал указанное решение незаконным, поскольку документы были представлены истцом в полном объеме, он был поставлен на учет, комиссия его не уведомила об имеющихся недостатках, тем самым нарушила его право на доработку пакета документов.
В судебном заседании истец, его представитель по доверенности Макаров А.В. исковые требования поддержали в полном объеме, приведя в обоснование доводы, изложенные в иске, просили удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по РХ Сутормин М.В. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал довоы письменного отзыва на иск. Дополнительно пояснил, что в рамках противодействия коррупции была проведена проверка личных дел сотрудников УФСИН России по РХ ранее поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В ходе проверки выяснилось, что при постановке на учет в ДД.ММ.ГГГГ Амзараковым А.П. не был представлен полный пакет обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 369. Указывал, что ничто не мешает Амзаракову А.П. собрать полный пакет документов, вновь подать рапорт на постановку на учет по спорной социальной выплате, причем какой-либо очередности при постановке на учет не имеется, комиссия рассматривает документы, представленные сотрудником (бывшим сотрудником), направляет документы в <адрес>, где уже рассматривается вопрос о предоставлении спорной социальной выплаты. Считал расходы на услуги представителя чрезмерно завышенными. Просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства Амзараков А.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в УФСИН по РХ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 6 указанной статьи).
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
В п. 5 Правил закреплен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого.
Согласно п. 7 вышеназванных Правил, на основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в УФСИН России по РХ был подан рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с приложением документов.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией УФСИН России по РХ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, Амзараков А.П. был поставлен на учет для получения единовременной выплаты (состав семьи 4 человека, нормативная площадь 72 кв.м.).
К рапорту Амзаракова А.П. в ДД.ММ.ГГГГ были приложены следующие документы: копия паспорта Амзаракова А.П., копия паспорта ФИО1, копии свидетельства о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; копии свидетельств о регистрации по месту жительства ФИО2 и ФИО3; копия свидетельства государственного пенсионного страхования Амзаракова А.П.,; копия послужного списка амзаракова А.П.; копия свидетельства о заключении брака; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с места жительства сотрудника и членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (на ФИО1: справка от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту регистрации: <адрес> справка с места регистрации от ДД.ММ.ГГГГ № в перод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>, выписка из домовой книги о принадлежности жилого помещения ФИО4; на Амзаракова А.П.: справка от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>; на ФИО2 - выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>; на ФИО3 - выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес>); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и членов его семьи жилых помещений: уведомления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ на Амзаракова А.П., ФИО3, ФИО2, ФИО1 об отсутствии сведений об объектах недвижимости на территории РФ, справка ГУП РХ «УТИ» от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у Амзаракова А.П. в реестре записей сведений о жилом доме или квартире на ДД.ММ.ГГГГ, справка филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 об отсутствии записей об объектах недвижимости на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом при рассмотрении гражданского дела обозревалось учетное дело для получения единовременной социальной выплаты Амзаракова А.П., копии из которого приобщены к материалам дела.
Из учетного дела для получения единовременной социальной выплаты Амзаракова А.П. следует, что в приложенных документах к рапорту отсутствуют следующие документы: выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета либо, документы его заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места регистрации Амзаракова А.П. по адресу: <адрес>; ФИО1 не представлены выписки из домовой книги, копии ФЛС либо, документы их заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места ее регистрации по адресам: <адрес>. Также не представлены ФЛС по адресу: <адрес>.Согласно решению Комиссии УФСИН России по РХ по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью устранения недостатков, выявленных в ходе проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности УФФСИН России по РХ за период ДД.ММ.ГГГГ, в части предоставления копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудников, учтенных как нуждающихся в улучшении жилищных условий, и пересмотр учетных дел сотрудников и пенсионеров УИС, поставленных на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в УФСИН России по РХ, было отменено решение № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Амзаракова А.П., поскольку комиссия установила, что Амзараковым А.П. не представлена выписка из домовой книги, копия финансово-лицевого счета либо, документы его заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места его регистрации по адресу: <адрес>; ФИО1 не представлены выписки из домовой книги, копии ФЛС либо, документы их заменяющие, либо подтверждающие невозможность получения последних с места ее регистрации по адресам: <адрес> Также не представлены ФЛС по адресу: <адрес>. Амзаракову А.П. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Между тем, из абз. «а» п. 5 Правил следует, что предоставляются копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником).
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з» пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и» пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Сторона истца в судебном заседании не отрицала тот факт, что указанные сведения предоставлены не были.
Таким образом, поскольку непредставление полного пакета документов, предусмотренных п. 5 Правил, при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты препятствует определению нуждаемости сотрудника в жилом помещении, суд приходит к выводу, что Амзаракову А.П. обоснованно отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Довод истца, что подкомиссия УФСИН по РХ приняла документы, не указав на неполноту пакета, и направила их в ФСИН России для принятия решения о постановке на учет, суд не принимает во внимание, поскольку после утраты Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № юридической силы, данное обстоятельство не является юридически значимым.
Довод истца о нерассмотрении ответчиком в установленный законом трехмесячный срок заявления о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, также не является основанием для удовлетворения заявленных требований истца, так как не является юридически значимым обстоятельством в рамках заявленных требований, поскольку истцом не заявлены требования о бездействии ответчика. Кроме того, нарушение срока рассмотрения не может является основанием для удовлетворения заявленных требований еще и по тому основанию, что в ходе рассмотрения дела установлено, что истцом не были предоставлены документы, предусмотренные п. 5 Правил, при обращении в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты необходимые для определения его нуждаемости в жилом помещении.
Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещений (далее Порядок формирования и работы комиссий) утвержден Приказом ФСИН РФ № 550 от 16.10.2014.
При этом согласно п. 7 указанного Порядка формирования и работы комиссий в обязанности комиссий не входит сообщение заявителю о допущенных недостатках при подаче заявления. Более того, исходя из положений вышеуказанных Правил и Порядка обязанность по предоставлению соответствующего пакета документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 17 Порядка формирования и работы комиссий комиссия принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России, начальнику территориального органа ФСИН России, образовательной организации ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
Поскольку право на получение единовременной социальной выплаты Амзаракова А.П. не было подтверждено, принятое по заявлению Амзаракова А.П. решение УФСИН России по РХ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной выплаты является законным.
Для восстановления его права на получения единовременной социальной выплаты имеет значение дата принятия сотрудника на учет. Так, в соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет.
Поскольку истцу отказано в признании оспариваемого решения незаконным, то не подлежит удовлетворению и требование истца о восстановлении его на учете (в очереди) для получения единовременной социальной выплаты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, суд обращает внимание, что истец изначально неправомерно поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, следовательно, ссылка истца на решение от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет судом во внимание принята быть не может, поскольку указанное решение противоречит действующему законодательству.
Учитывая, что в удовлетворении иска Амзаракову А.П. отказано, оснований для взыскания на основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ расходов на оплату услуг представителя, иных судебных расходов, суд также не усматривает.
При этом суд отмечает, что УФСИН России по РХ не отказывал истцу в предоставлении единовременной социальной выплаты, в связи с чем, Амзараков А.П. не лишен возможности обращения в комиссию УФСИН России по РХ по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения вновь с приложением предусмотренных п. 5 Правил соответствующих документов.
Обобщая вышеизложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных Амзараковым А.П. требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.