Решение по делу № 2а-580/2019 от 19.02.2019

Дело № 2а-580/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при секретаре судебного заседания Бондаренко И.А., рассмотрев в городе Омске в открытом судебном заседании 19 марта 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, рассмотреть заявление,

    

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с названными административными исковыми требованиями к администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Омским районным судом Омской области частично удовлетворены его административные исковые требования к администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома с отклонением от предельно допустимых параметров. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено сообщение о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. ДД.ММ.ГГГГ уведомление получено административным ответчиком. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного ответчика подано уточнение к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административным истцом предложено внести изменения к параметрам строительства жилого дома для соблюдения строительных и противопожарных норм, предоставлено описание проекта планируемого жилого дома по адресу: <адрес>, а также сопроводительное письмо с приложением пакета документов. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением об оказании помощи для получения разрешения на отклонение от предельно допустимых параметров строительства. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом представлены в адрес административного ответчика предложения (пояснения) по публичным слушаниям в части урегулирования спора с смежными соседями с учетом их требований. ДД.ММ.ГГГГ состоялось рассмотрение заявления административного истца, по результатам которого принято решение об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №. Полагает отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства незаконным. Административным истцом были приняты все усилия для мирового урегулирования спора со смежными соседями. При этом, административный ответчик не выяснил мотивированные причины отказа соседей с доказательствами и обоснованием фактов неблагоприятного воздействия стройки на смежные земельные участки и расположенные на них капитальные объекты. Требования градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил применительно к земельным участкам административного истца, соседей, расположению на участках объектов капитального строительства и хозяйственных построек были рассмотрены поверхностно и не анализировались комиссией. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия в области градостроительной деятельности закреплены за администрацией Омского муниципального района Омской области, в связи с чем, решение комиссии является не правомочным. Кроме того, административный истец полагает, что была нарушена процедура проведения публичных слушаний, при отказе в предоставлении разрешения не указана причина принятия такого решения, не размещена информация схема размещения строительства дома на информационных стендах и сети интернет для ознакомления, протокол не содержит информацию о публикации, заключение по результатам публичных слушаний не содержит сведения о внесенных предложениях и замечаниях, заключение по результатам публичных слушаний не содержит мотивированный отказ организатора публичных слушаний, заключение и постановление по результатам публичных слушаний не опубликованы на сайте, а также не учтены обстоятельства, в соответствии с которыми необходимо выдать разрешение на строительство с отклонением от предельно допустимых параметров. Уточнив административные исковые требования, руководствуясь статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просит признать постановление № об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от 23 января 201 года администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> незаконным. Обязать администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области выдать разрешение на строительство жилого дома с отклонением от предельно допустимых параметров на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к административному исковому заявлению (том 1, л.д. 241-251), пояснив, что земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности, имеет вытянутую форму неблагоприятную для застройки, в связи с чем, требуется получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Место под строительство дома было определено исходя из оптимальной удаленности от близлежащих построек, для соблюдения противопожарных норм смежных земельных участков. С целью мирного урегулирования спора с собственниками смежных земельных участков был подготовлен проект жилого дома. Однако, после ознакомления с проектом заинтересованные лица продолжают возражать против строительства жилого дома. Просил удовлетворить уточненные административные исковые требования, где просил признать незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 23.01.2019 № 10 «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства», возложить на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ и принять по нему решение в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации При этом указав, что готов пойти на уступки в рамках проекта жилого дома.

Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности (том 1, л.д. 175), в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования.

Представитель административного ответчика администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО3, действующая на основании доверенности (том 1, л.д. 177), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что отказ в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства был мотивирован заключением заседания комиссии по землепользованию и застройке Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Кроме того, при принятии решения были учтены возражения смежных землепользователей. Из представленных ФИО1 документов не следовало, что земельный участок является неблагоприятным для застройки. При этом, заявителем не была представлена экспертиза проектной документации для строительства жилого дома. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лицо ФИО5 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица ФИО5 ФИО10 Юлия Олеговна, действующая на основании доверенности (том 2, л.д. 74-75), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лицо ФИО7, ее представитель ФИО8, действующий на основании ордера (том 2, л.д. 68), в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Заинтересованное лицо ФИО9 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще.

Представитель заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2019-4227610, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в кадастровом квартале №, дата присвоения кадастрового номера – ДД.ММ.ГГГГ год, имеющего местоположение: <адрес>, площадью 1404+/-13 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктом с видом разрешенного использования – для размещения дома индивидуальной жилой застройки (том 1, л.д. 160-169).

При этом, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2019-4228602, ФИО1 является собственником здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, имеющего назначение – жилое, наименование – жилой дом, 1971 года постройки. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером № (том 1, л.д. 158).

ДД.ММ.ГГГГ БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» подготовлено техническое заключение по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес>, которым установлено, что объект недвижимости не соответствует строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам, действующим стандартам, является аварийным, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий (том 1, л.д. 32-55).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с заявлением о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, мотивируя узкими параметрами земельного участка, предназначенного под ИЖС (том 2, л.д. 134).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято постановление № об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, адрес (местоположение) земельного участка: <адрес> (том 2, л.д. 13).

Решением Омского районного суда Омской области от 17 августа 208 года частично удовлетворены исковые требования ФИО1 к администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома с отклонением от предельно допустимых параметров. Суд признал незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства». Суд возложил на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ по существу, и принять по нему решение в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 11-18).

Во исполнение решения Омского районного суда Омской области ДД.ММ.ГГГГ администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято постановление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № (том 2, л.д. 97-98).

Информация о проведении публичных слушаний была размещена на официальном сайте администрации сельского поселения (том 2, л.д. 123).

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ФИО1 поступило уточнение к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в котором заявителем предлагается два варианта рассмотрения заявления для соблюдения строительных и противопожарных норм (том 1, л.д. 57-58).

ДД.ММ.ГГГГ состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на основании ранее поступившего заявления ФИО1 По итогу публичных слушаний принято решение до ДД.ММ.ГГГГ предоставить письменные согласия или возражения для вынесения окончательного заключения комиссии (том 2, л.д. 99-101).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось итоговое заседание комиссии по землепользованию и застройке Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по публичным слушаниям, начатым ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № (том 2, л.д. 102-105).

По результатам заседания комиссии по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подготовлено соответствующее заключение (том 2, л.д. 106).

Постановлением администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, адрес (местоположение) земельного участка: <адрес> (том 2, л.д. 107).

Полагая, что отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является незаконным, административный истец обратился в суд с названными исковыми требованиями.

Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.

Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из системного толкования положений частей 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, а также иные вопросы в части градостроительной деятельности на территории сельского поселения относятся к вопросам местного значения муниципального района.

При этом, частью 4 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь названными положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 27 декабря 2017 года между администрацией Омского муниципального района Омской области и администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений на территории Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 196-199).

Таким образом, полномочия в области градостроительной деятельности Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на момент возникновения спорных правоотношений, были закреплены за администрацией сельского поселения.

Из системного толкования положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают, помимо прочего, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Исходя из смысла положений статей 38 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно в отношении объекта капитального строительства, понятие которого приведено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирована частями 3-6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Частью 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в Усть-Заостровском сельском поселении Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 185-188).

Постановлением главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав комиссии и положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 189-195).

Постановлением администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 июня 2017 года № 232 внесены изменения в состав комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 2, л.д. 108-109).

Каких-либо нарушений порядка и процедуры рассмотрения и разрешения заявления ФИО1 о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства суд не усматривает.

Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений представителя административного ответчика, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства послужило заключение о результатах заседания комиссии по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением.

Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Исходя из позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15 октября 2010 года № 931-О-О, следует, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением (поэтому не обязательны для исполнения органом власти); их целью является выявление коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер (то есть значимо мнение только группы лиц); конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, по своей правовой природе, результаты публичных слушаний, оформленные заключением соответствующей комиссии, носят рекомендательный характер, не создающий дополнительных прав и обязанностей, а потому не могут служить мотивацией для принятия соответствующего решения.

При этом, процедура проведения и результаты публичных слушаний не может противоречить действующему законодательству. Комиссия, проводящая публичные слушания, должна действовать строго в соответствии с законом и основывать свое мнение на нормах права.

Кроме того, 01 ноября 2018 года исполняющим обязанности главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в адрес начальника Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области направлена просьба оказать содействие в выдаче заключения о соблюдении требований законодательства Российской Федерации, в части строительных норм и правил, при возведении объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером № (том 2, л.д. 40-41).

Согласно сообщению Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в адрес исполняющего обязанности главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по вопросу соблюдения законодательства при возведении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № возведен цокольный этаж индивидуального жилого дома. При рассмотрении предоставленных документов выявлен факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки (том 1, л.д. 25-26).

Исходя из пояснений представителя административного ответчика администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, данных в ходе судебного заседания, следует, что решение об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства было принято в совокупности с названным сообщением Госстройнадзора Омской области от 10 декабря 2018 года, поскольку заявителем не было представлено заключение по результатам экспертизы проектной документации жилого дома.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

При этом, экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства, о чем имеется прямое указание в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ссылка административного ответчика о необходимости проведения экспертизы проектной документации объекта недвижимого имущества является несостоятельной.

Возражения заинтересованных лиц, являющихся смежными собственниками земельного участка административного истца, относительно выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку носят голословный характер в отсутствие доказательств, обосновывающих факт неблагоприятного воздействия застройки на смежные земельные участки и расположенные на них капитальные объекты недвижимого имущества.

Из части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что одним из обязательных требований принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения является указание причин принятого решения.

Оспариваемое постановление № 10 от 23 января 2019 года «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» было принято в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, утвержденными Решением Совета Омского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Уставом Усть-Заостровского сельского поселения, на основании заявления ФИО1, решения Омского районного суда Омской области от 17 августа 2018 года, с учетом протокола публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, заключения о результатах публичных слушаний от 17 января 2019 года, на основании рекомендаций Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, о чем имеется указание в резолютивной части итогового решения.

Тем самым, как таковых причин, обосновывающих отказ в предоставлении ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, решение главы местной администрации не содержит, что прямо противоречит действующему законодательству, поскольку отказ в отклонении от предельных параметров строительства не может быть произвольным, он должен быть обоснован нормами права, мотивирован ссылкой на закон, на основании которого осуществляется запрет на отклонение от предельных параметров.

При этом, оспариваемое постановление не содержит указания на конкретные нарушения, препятствующие предоставлению административному истцу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, чем нарушает право собственника использовать земельный участок по его целевому назначению.

Административным ответчиком не приведено суду достаточных и бесспорных доказательств соответствия содержания оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

В материалы настоящего административного дела не представлены доказательства того, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке не соответствует требованиям технических регламентов.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).

Учитывая изложенное, отказ администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в предоставлении ФИО1 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, является незаконным, противоречит действующему законодательству в области градостроительства и нарушает права административного истца, поскольку существующие нормы застройки и строительные правила, а также вышеназванные нормы Градостроительного кодекса Российской федерации допускают отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, результат общественных слушаний носит исключительно рекомендательный характер, в то время как обжалуемое постановление не содержит указания на конкретные нарушения, препятствующие предоставлению разрешения, в связи с чем имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Суд не вправе при разрешении спора реализовывать полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления и обязывать выдавать разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства без проверки соблюдения всех иных необходимых условий.

В указанной части, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца будет возложение на орган местного самоуправления обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства».

Возложить на администрацию Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ по существу, и принять по нему решение в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

РЎСѓРґСЊСЏ                                     Р•.Р›. Бессчетнова

    

Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2019 года.

2а-580/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Мандрыгин Николай Сергеевич
Гаврюшенко О.В.
Кустова С.С.
Сидоренко Л.П.
Тимофеева В.И.
Сидоренко В.А.
Администрация Усть-Заостровского с/п ОМР
Тимофеев Валерий Владимирович
Берзиньш П.О.
Суд
Омский районный суд Омской области
Дело на странице суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
19.02.2019Регистрация административного искового заявления
19.02.2019Передача материалов судье
19.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
19.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.03.2019Подготовка дела (собеседование)
05.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2019Судебное заседание
19.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее