Дело № 2а-580/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
РћРјСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ РћРјСЃРєРѕР№ области РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Бессчетновой Р•.Р›. РїСЂРё секретаре судебного заседания Бондаренко Р.Рђ., рассмотрев РІ РіРѕСЂРѕРґРµ РћРјСЃРєРµ РІ открытом судебном заседании 19 марта 2019 РіРѕРґР° административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Р¤РРћ1 Рє администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области Рѕ признании незаконным постановления РѕР± отказе РІ предоставления разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, рассмотреть заявление,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Р¤РРћ1 обратился РІ РћРјСЃРєРёР№ районный СЃСѓРґ РћРјСЃРєРѕР№ области СЃ названными административными исковыми требованиями Рє администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области, указав, что ДД.РњРњ.ГГГГ РћРјСЃРєРёРј районным СЃСѓРґРѕРј РћРјСЃРєРѕР№ области частично удовлетворены его административные исковые требования Рє администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области Рѕ признании незаконным постановления РѕР± отказе РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, возложении обязанности выдать разрешение РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° СЃ отклонением РѕС‚ предельно допустимых параметров. ДД.РњРњ.ГГГГ административным истцом получено сообщение Рѕ проведении публичных слушаний РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства. ДД.РњРњ.ГГГГ уведомление получено административным ответчиком. ДД.РњРњ.ГГГГ РІ адрес административного ответчика подано уточнение Рє заявлению РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ котором административным истцом предложено внести изменения Рє параметрам строительства жилого РґРѕРјР° для соблюдения строительных Рё противопожарных РЅРѕСЂРј, предоставлено описание проекта планируемого жилого РґРѕРјР° РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также сопроводительное РїРёСЃСЊРјРѕ СЃ приложением пакета документов. ДД.РњРњ.ГГГГ административный истец обратился РІ администрацию РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области СЃ заявлением РѕР± оказании помощи для получения разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельно допустимых параметров строительства. ДД.РњРњ.ГГГГ административным истцом представлены РІ адрес административного ответчика предложения (пояснения) РїРѕ публичным слушаниям РІ части урегулирования СЃРїРѕСЂР° СЃ смежными соседями СЃ учетом РёС… требований. ДД.РњРњ.ГГГГ состоялось рассмотрение заявления административного истца, РїРѕ результатам которого принято решение РѕР± отказе РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–. Полагает отказ РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства незаконным. Административным истцом были приняты РІСЃРµ усилия для РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ урегулирования СЃРїРѕСЂР° СЃРѕ смежными соседями. РџСЂРё этом, административный ответчик РЅРµ выяснил мотивированные причины отказа соседей СЃ доказательствами Рё обоснованием фактов неблагоприятного воздействия стройки РЅР° смежные земельные участки Рё расположенные РЅР° РЅРёС… капитальные объекты. Требования градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных РЅРѕСЂРј Рё правил применительно Рє земельным участкам административного истца, соседей, расположению РЅР° участках объектов капитального строительства Рё хозяйственных построек были рассмотрены поверхностно Рё РЅРµ анализировались комиссией. РљСЂРѕРјРµ того, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ полномочия РІ области градостроительной деятельности закреплены Р·Р° администрацией РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё является РЅРµ правомочным. РљСЂРѕРјРµ того, административный истец полагает, что была нарушена процедура проведения публичных слушаний, РїСЂРё отказе РІ предоставлении разрешения РЅРµ указана причина принятия такого решения, РЅРµ размещена информация схема размещения строительства РґРѕРјР° РЅР° информационных стендах Рё сети интернет для ознакомления, протокол РЅРµ содержит информацию Рѕ публикации, заключение РїРѕ результатам публичных слушаний РЅРµ содержит сведения Рѕ внесенных предложениях Рё замечаниях, заключение РїРѕ результатам публичных слушаний РЅРµ содержит мотивированный отказ организатора публичных слушаний, заключение Рё постановление РїРѕ результатам публичных слушаний РЅРµ опубликованы РЅР° сайте, Р° также РЅРµ учтены обстоятельства, РІ соответствии СЃ которыми необходимо выдать разрешение РЅР° строительство СЃ отклонением РѕС‚ предельно допустимых параметров. Уточнив административные исковые требования, руководствуясь статьей 40 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РїСЂРѕСЃРёС‚ признать постановление в„– РѕР± отказе РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РѕС‚ 23 января 201 РіРѕРґР° администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района <адрес> незаконным. Обязать администрацию Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области выдать разрешение РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° СЃ отклонением РѕС‚ предельно допустимых параметров РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>.
Административный истец Р¤РРћ1 РІ судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал РІ полном объеме РїРѕ основаниям, изложенным РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении Рё дополнениях Рє административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению (том 1, Р».Рґ. 241-251), РїРѕСЏСЃРЅРёРІ, что земельный участок, принадлежащий ему РЅР° праве собственности, имеет вытянутую форму неблагоприятную для застройки, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требуется получение разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства. Место РїРѕРґ строительство РґРѕРјР° было определено РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· оптимальной удаленности РѕС‚ близлежащих построек, для соблюдения противопожарных РЅРѕСЂРј смежных земельных участков. РЎ целью РјРёСЂРЅРѕРіРѕ урегулирования СЃРїРѕСЂР° СЃ собственниками смежных земельных участков был подготовлен проект жилого РґРѕРјР°. Однако, после ознакомления СЃ проектом заинтересованные лица продолжают возражать против строительства жилого РґРѕРјР°. РџСЂРѕСЃРёР» удовлетворить уточненные административные исковые требования, РіРґРµ РїСЂРѕСЃРёР» признать незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 23.01.2019 в„– 10 «Об отказе РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства», возложить РЅР° администрацию Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области обязанность рассмотреть заявление Р¤РРћ1 Рѕ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё принять РїРѕ нему решение РІ соответствии СЃ требованиями Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РџСЂРё этом указав, что готов пойти РЅР° уступки РІ рамках проекта жилого РґРѕРјР°.
Представитель административного истца Р¤РРћ2, действующий РЅР° основании доверенности (том 1, Р».Рґ. 175), РІ судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области Р¤РРћ3, действующая РЅР° основании доверенности (том 1, Р».Рґ. 177), РІ судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что отказ РІ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства был мотивирован заключением заседания РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ землепользованию Рё застройке Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области. РљСЂРѕРјРµ того, РїСЂРё принятии решения были учтены возражения смежных землепользователей. РР· представленных Р¤РРћ1 документов РЅРµ следовало, что земельный участок является неблагоприятным для застройки. РџСЂРё этом, заявителем РЅРµ была представлена экспертиза проектной документации для строительства жилого РґРѕРјР°. Просила РІ удовлетворении административных исковых требований отказать РІ полном объеме.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ4 РІ судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ5 РІ судебном заседании участия РЅРµ принимал, Рѕ времени Рё месте рассмотрения административного дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица Р¤РРћ5 Р¤РРћ10 Юлия Олеговна, действующая РЅР° основании доверенности (том 2, Р».Рґ. 74-75), РІ судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ6 РІ судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ7, ее представитель Р¤РРћ8, действующий РЅР° основании ордера (том 2, Р».Рґ. 68), РІ судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Заинтересованное лицо Р¤РРћ9 РІ судебном заседании участия РЅРµ принимал, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен надлежаще.
Представитель заинтересованного лица администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежаще.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Р’ судебном заседании установлено, что согласно выписке РёР· Единого государственного реестра недвижимости РѕР± объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РљРЈР’Р-001/2019-4227610, Р¤РРћ1 является собственником земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РІ кадастровом квартале в„–, дата присвоения кадастрового номера – ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґ, имеющего местоположение: <адрес>, площадью 1404+/-13 РєРІ.Рј., относящегося Рє категории земель – земли населенных пунктом СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – для размещения РґРѕРјР° индивидуальной жилой застройки (том 1, Р».Рґ. 160-169).
РџСЂРё этом, РІ соответствии СЃ выпиской РёР· Единого государственного реестра недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» РїРѕ <адрес> ДД.РњРњ.ГГГГ в„– РљРЈР’Р-001/2019-4228602, Р¤РРћ1 является собственником здания СЃ кадастровым номером в„–, расположенного РїРѕ адресу: <адрес>, имеющего назначение – жилое, наименование – жилой РґРѕРј, 1971 РіРѕРґР° постройки. Здание расположено РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– (том 1, Р».Рґ. 158).
ДД.ММ.ГГГГ БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» подготовлено техническое заключение по результатам обследования жилого дома по адресу: <адрес>, которым установлено, что объект недвижимости не соответствует строительным нормам и правилам, санитарно-эпидемиологическим нормам, действующим стандартам, является аварийным, необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий (том 1, л.д. 32-55).
ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 обратился РІ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РїРѕ подготовке правил землепользования Рё застройки Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области СЃ заявлением Рѕ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства согласно статье 40 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, мотивируя СѓР·РєРёРјРё параметрами земельного участка, предназначенного РїРѕРґ РР–РЎ (том 2, Р».Рґ. 134).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято постановление № об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, адрес (местоположение) земельного участка: <адрес> (том 2, л.д. 13).
Решением РћРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° РћРјСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 17 августа 208 РіРѕРґР° частично удовлетворены исковые требования Р¤РРћ1 Рє администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области Рѕ признании незаконным постановления РѕР± отказе РІ предоставления разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, возложении обязанности выдать разрешение РЅР° строительство жилого РґРѕРјР° СЃ отклонением РѕС‚ предельно допустимых параметров. РЎСѓРґ признал незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ «Об отказе РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства». РЎСѓРґ возложил РЅР° администрацию Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области обязанность рассмотреть заявление Р¤РРћ1 Рѕ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ существу, Рё принять РїРѕ нему решение РІ соответствии СЃ требованиями Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (том 1, Р».Рґ. 11-18).
Во исполнение решения Омского районного суда Омской области ДД.ММ.ГГГГ администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области принято постановление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № (том 2, л.д. 97-98).
Рнформация Рѕ проведении публичных слушаний была размещена РЅР° официальном сайте администрации сельского поселения (том 2, Р».Рґ. 123).
ДД.РњРњ.ГГГГ РІ администрацию Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области РѕС‚ Р¤РРћ1 поступило уточнение Рє заявлению РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ котором заявителем предлагается РґРІР° варианта рассмотрения заявления для соблюдения строительных Рё противопожарных РЅРѕСЂРј (том 1, Р».Рґ. 57-58).
ДД.РњРњ.ГГГГ состоялись публичные слушания РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РЅР° основании ранее поступившего заявления Р¤РРћ1 РџРѕ итогу публичных слушаний принято решение РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ предоставить письменные согласия или возражения для вынесения окончательного заключения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё (том 2, Р».Рґ. 99-101).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось итоговое заседание комиссии по землепользованию и застройке Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по публичным слушаниям, начатым ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № (том 2, л.д. 102-105).
По результатам заседания комиссии по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подготовлено соответствующее заключение (том 2, л.д. 106).
Постановлением администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, адрес (местоположение) земельного участка: <адрес> (том 2, л.д. 107).
Полагая, что отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является незаконным, административный истец обратился в суд с названными исковыми требованиями.
Согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· системного толкования положений частей 1, 3, 4 статьи 14 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 РіРѕРґР° в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ местного значения, РІ том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования Рё застройки, утверждение подготовленной РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ генеральных планов поселения документации РїРѕ планировке территории, выдача разрешений РЅР° строительство (Р·Р° исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, иными федеральными законами), утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, Р° также иные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РІ части градостроительной деятельности РЅР° территории сельского поселения относятся Рє вопросам местного значения муниципального района.
При этом, частью 4 статьи 15 названного Федерального закона предусмотрено, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь названными положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 27 декабря 2017 года между администрацией Омского муниципального района Омской области и администрацией Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирования земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений на территории Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 196-199).
Таким образом, полномочия в области градостроительной деятельности Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, на момент возникновения спорных правоотношений, были закреплены за администрацией сельского поселения.
РР· системного толкования положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, подпункта 9 статьи 1 Рё статей 37 Рё 38 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что предельные (минимальные Рё (или) максимальные) размеры земельных участков Рё предельные параметры разрешенного строительства, установленные РІ градостроительном регламенте, должны соотноситься СЃ видами разрешенного использования земельных участков, поскольку РІРёРґС‹ разрешенного использования являются, РїРѕ сути, видами деятельности, осуществлять которую РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РїСЂРё обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают, помимо прочего, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается (часть 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· смысла положений статей 38 Рё 40 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РІ отношении объекта капитального строительства, понятие которого приведено РІ пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых РЅРµ завершено, Р·Р° исключением некапитальных строений, сооружений Рё неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие Рё РґСЂСѓРіРёРµ).
Получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства возможно при соблюдении требований технических регламентов и ряда процедур, включая рассмотрение этого вопроса на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Процедура получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирована частями 3-6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Частью 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Решением Совета Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об организации и проведении публичных слушаний в Усть-Заостровском сельском поселении Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 185-188).
Постановлением главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден состав комиссии и положение о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 1, л.д. 189-195).
Постановлением администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 июня 2017 года № 232 внесены изменения в состав комиссии по подготовке правил землепользования и застройки Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (том 2, л.д. 108-109).
Каких-либо нарушений РїРѕСЂСЏРґРєР° Рё процедуры рассмотрения Рё разрешения заявления Р¤РРћ1 Рѕ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства СЃСѓРґ РЅРµ усматривает.
Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений представителя административного ответчика, одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства послужило заключение о результатах заседания комиссии по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением.
Тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· позиции Конституционного СЃСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, изложенной РІ Определении РѕС‚ 15 октября 2010 РіРѕРґР° в„– 931-Рћ-Рћ, следует, что публичные слушания РЅРµ являются формой осуществления власти населением (поэтому РЅРµ обязательны для исполнения органом власти); РёС… целью является выявление коллективного мнения либо СЏСЃРЅРѕ выраженных расхождений РІРѕ мнениях, имеющих также коллективный, Р° РЅРµ индивидуальный характер (то есть значимо мнение только РіСЂСѓРїРїС‹ лиц); конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций РїРѕ общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Таким образом, по своей правовой природе, результаты публичных слушаний, оформленные заключением соответствующей комиссии, носят рекомендательный характер, не создающий дополнительных прав и обязанностей, а потому не могут служить мотивацией для принятия соответствующего решения.
При этом, процедура проведения и результаты публичных слушаний не может противоречить действующему законодательству. Комиссия, проводящая публичные слушания, должна действовать строго в соответствии с законом и основывать свое мнение на нормах права.
Кроме того, 01 ноября 2018 года исполняющим обязанности главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в адрес начальника Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области направлена просьба оказать содействие в выдаче заключения о соблюдении требований законодательства Российской Федерации, в части строительных норм и правил, при возведении объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым номером № (том 2, л.д. 40-41).
Согласно сообщению Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в адрес исполняющего обязанности главы Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по вопросу соблюдения законодательства при возведении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № возведен цокольный этаж индивидуального жилого дома. При рассмотрении предоставленных документов выявлен факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки (том 1, л.д. 25-26).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· пояснений представителя административного ответчика администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области, данных РІ С…РѕРґРµ судебного заседания, следует, что решение РѕР± отказе РІ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства было принято РІ совокупности СЃ названным сообщением Госстройнадзора РћРјСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 10 декабря 2018 РіРѕРґР°, поскольку заявителем РЅРµ было представлено заключение РїРѕ результатам экспертизы проектной документации жилого РґРѕРјР°.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при: строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
При этом, экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов индивидуального жилищного строительства, о чем имеется прямое указание в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ссылка административного ответчика о необходимости проведения экспертизы проектной документации объекта недвижимого имущества является несостоятельной.
Возражения заинтересованных лиц, являющихся смежными собственниками земельного участка административного истца, относительно выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не могут быть приняты судом во внимание, поскольку носят голословный характер в отсутствие доказательств, обосновывающих факт неблагоприятного воздействия застройки на смежные земельные участки и расположенные на них капитальные объекты недвижимого имущества.
РР· части 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что РѕРґРЅРёРј РёР· обязательных требований принятия решения Рѕ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или РѕР± отказе РІ предоставлении такого разрешения является указание причин принятого решения.
Оспариваемое постановление в„– 10 РѕС‚ 23 января 2019 РіРѕРґР° «Об отказе РІ предоставлении разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства» было принято РІ соответствии СЃРѕ статьей 40 Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Федеральным законом в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», Правилами землепользования Рё застройки Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области, утвержденными Решением Совета РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района <адрес> в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, Уставом Усть-Заостровского сельского поселения, РЅР° основании заявления Р¤РРћ1, решения РћРјСЃРєРѕРіРѕ районного СЃСѓРґР° РћРјСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 17 августа 2018 РіРѕРґР°, СЃ учетом протокола публичных слушаний РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, заключения Рѕ результатах публичных слушаний РѕС‚ 17 января 2019 РіРѕРґР°, РЅР° основании рекомендаций РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ подготовке правил землепользования Рё застройки Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области, Рѕ чем имеется указание РІ резолютивной части итогового решения.
Тем самым, как таковых причин, обосновывающих отказ РІ предоставлении Р¤РРћ1 разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, решение главы местной администрации РЅРµ содержит, что РїСЂСЏРјРѕ противоречит действующему законодательству, поскольку отказ РІ отклонении РѕС‚ предельных параметров строительства РЅРµ может быть произвольным, РѕРЅ должен быть обоснован нормами права, мотивирован ссылкой РЅР° закон, РЅР° основании которого осуществляется запрет РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров.
При этом, оспариваемое постановление не содержит указания на конкретные нарушения, препятствующие предоставлению административному истцу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, чем нарушает право собственника использовать земельный участок по его целевому назначению.
Административным ответчиком не приведено суду достаточных и бесспорных доказательств соответствия содержания оспариваемого решения требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.
В материалы настоящего административного дела не представлены доказательства того, что отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке не соответствует требованиям технических регламентов.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).
Учитывая изложенное, отказ администрации Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области РІ предоставлении Р¤РРћ1 разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, расположенном РїРѕ адресу: <адрес>, является незаконным, противоречит действующему законодательству РІ области градостроительства Рё нарушает права административного истца, поскольку существующие РЅРѕСЂРјС‹ застройки Рё строительные правила, Р° также вышеназванные РЅРѕСЂРјС‹ Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ федерации допускают отклонения РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства, результат общественных слушаний РЅРѕСЃРёС‚ исключительно рекомендательный характер, РІ то время как обжалуемое постановление РЅРµ содержит указания РЅР° конкретные нарушения, препятствующие предоставлению разрешения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем имеются основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд не вправе при разрешении спора реализовывать полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления и обязывать выдавать разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства без проверки соблюдения всех иных необходимых условий.
В указанной части, надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца будет возложение на орган местного самоуправления обязанности повторно рассмотреть заявление о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Признать незаконным постановление администрации Усть-Заостровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства».
Возложить РЅР° администрацию Усть-Заостровского сельского поселения РћРјСЃРєРѕРіРѕ муниципального района РћРјСЃРєРѕР№ области обязанность рассмотреть заявление Р¤РРћ1 Рѕ выдаче разрешения РЅР° отклонение РѕС‚ предельных параметров разрешенного строительства РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ СЃ учетом уточнений РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ существу, Рё принять РїРѕ нему решение РІ соответствии СЃ требованиями Градостроительного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2019 года.