Дело № 5-845/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 ноября 2018 года город Волгоград, ул. Кузнецова, 65
Судья Краснооктябрьского районного суда <адрес> ФИО7 рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ФИО8 (далее по тексту ГБ ПОУ «ВПТ»), ИНН3435000442, юридический адрес 404130, <адрес>, дата регистрации 21.12.2002г.
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО4 в отношении ГБ ПОУ «ВПТ» составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому в деятельности ГБ ПОУ «ВПТ» выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО10 ФИО3 вину общества в совершении административного правонарушения признал частично, поясняя что деятельность ФИО9 в области обращения с отходами (накопление отходов) осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, что является нарушением ст. 18 Федерального закона об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ, в связи с отсутствии финансирования как из бюджета, так и из внебюджетных средств, при поступлении внебюджетных средств работы по разработке нормативов были оплачены, нормативы разработаны.
Лицо составившее протокол государственный инспектор в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО4 считал что вина ФИО11 во вменяемом правонарушении подтверждается представленными материалами дела, при назначении наказания полагался на усмотрение суда.
Представитель комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> ФИО5 считал что вина ГБ ПОУ «ВПТ» во вменяемом правонарушении подтверждается представленными материалами дела, при назначении наказания полагался на усмотрение суда.
Выслушав представителя ГБ ПОУ «ВПТ» лицо, составившее протокол, представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено, что в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> поступили материалы дела и предостережение Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, выданные ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» «о не допустимости нарушения закона», а именно о недопустимости осуществление хозяйственной деятельности ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения анализа состояния законности в сфере обращения с отходами производства и потребления ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» установлено следующее.
Основным видом деятельности ГБПОУ «Волжский политехнический техникум», зарегистрированного по адресу: 404130, <адрес> является оказание образовательных услуг.
ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» при осуществлении хозяйственной деятельности эксплуатирует здания, находящиеся по адресам 404130, <адрес>: <адрес> и <адрес>, что подтверждается материалами дела.
В результате осуществления деятельности ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» образуются следующие отходы: код по ФККО47110101521 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойств – I класс опасности, код по ФККО 41310001313 отходы синтетических и полусинтетических масел моторных – III класс опасности, код по ФККО 48241501524 светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства – IV класс опасности, код по ФККО 73310001724 мусор от офисных и бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) – IV класс опасности, код по ФККО 73111001724 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) – IV класс опасности, код по ФККО 73339001714 смет с территории предприятия малоопасный – IV класс опасности, код по ФККО – IV класс опасности, код по ФККО 43811911514 тара полиэтиленовая, загрязненная средствами моющими, чистящими и полирующими – IV класс опасности, код по ФККО 43811102514 тара полиэтиленовая, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) – IV класс опасности, код по ФККО 73610002724 отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие – IV класс опасности, код по ФККО 73710001725 отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений – V класс опасности, код по ФККО 73339002715 смет с территории предприятия практически неопасный – IV класс опасности и прочие виды отходов, что подтверждается инвентаризацией отходов и учетами в области обращения с отходами за 1,2,3 кварталы 2018г.
Образующиеся в учреждении отходы помещаются в контейнеры, с целью накопления и вывозятся в соответствии с договорами, заключенными с ООО «Грин Сити» от 25.12.2017г, №-ГС-К; с ООО «ЭкоНормаТранс» от 30.06.2017г. №-ЭНТ-К и №-ЭНК-К, с ООО «ТОРА» от 17.03.2017г. №Л.
Деятельность в области обращения с отходами ГБПОУ «Волжский политехнический техникум», а именно накопление Учреждением отходов производства и потребления подтверждается материалами административного дела.
Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
На основании ст. 18 Федерального закона об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Учреждение не относится к объектам федерального экологического надзора
В соответствии с п. 2.1.3 Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №-п, Комитет устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Приказом Комитета природных ресурсов и экологии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок).
Согласно п. 4,5 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> (далее - Комитет) на основании комплекса обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № (Далее – Методические указания).
В лимиты на размещение отходов не включаются массы (объемы) отходов, предназначенные для:
- накопления (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;
- утилизации и/или обезвреживания.
Из вышеизложенных правовых ФИО1 следует, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) при осуществлении деятельности, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов.
Из материалов дела усматривается, что нормативы образования отходов и лимитов на их размещение ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» утверждены приказом управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> от 16.07.2013г. № на 5 лет.
Срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» истек ДД.ММ.ГГГГг.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении с проведением административного расследования по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» ИНН3435000442, юридический адрес 404130, <адрес>.
В рамках проведения административного расследования по ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» установлено, что деятельность юридического лица сопровождается накоплением отходов производства и потребления, образующихся от деятельности ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» и без установленных нормативов образования отходов.
В ходе осмотра в рамках административного расследования по ст. 8.1 КоАП РФ в отношении ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» установлено, что у ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» имеются четыре контейнерные площадки и семь контейнеров, принадлежащих ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» для накопления отходов, что также подтверждается фото и видео материалом, а также письмами ГБПОУ «Волжский политехнический техникум».
В ходе административного расследования по ст. 8.1 КоАП РФ, установлено что ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, а именно Учреждением осуществляется накопление отходов и данный факт свидетельствует о наличии в деятельности ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» состава административного правонарушения предусмотренного ст. 8.2 КоАПРФ.
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО4 от 12.10.2018г. № прекращено производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Волжский политехнический техникум».
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГ №195-ФЗ (далее КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами установлена ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, определением от ДД.ММ.ГГГГ № государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» ИНН3435000442, юридический адрес 404130, <адрес>.
В рамках административного расследования по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» ИНН3435000442, установлено средняя численность работников ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. составляет 427 человек.
Также, подтверждено справкой от 18.10.2018г., что на балансе ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» находится 11 (одиннадцать) контейнеров для накопления отходов производства и потребления.
В период с сентября 2018г. по августа 2018г. ООО «Грин Сити» вывезено отходов производства и потребления в твердой фазе, в количестве 390 куб.м. по договору №-ГС-К от 25.12.2017г., что подтверждается актами об оказании услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.18г.,№ от 31.07.2018г., № от 31.08.2018г., № от 30.09.2018г.
Кроме того, согласно акта № от 27.02.2018г. ООО «ТОРА» приняло опасные отходы, принадлежащие ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» с целью обезвреживания, в количестве лампы люминесцентные ЛБ, в количестве 700 шт. и лампы энергосберегающие, в количестве 50 шт.
Также, согласно акта выполненных работ № от 08.10.2018г. ООО «ТОРА» приняло от ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» отходы синтетических и полусинтетических масел моторных, в количестве 280 литров.
В рамках административного расследования ДД.ММ.ГГГГг. проведен осмотр контейнерных площадок и контейнеров для накопления отходов производства и потребления, принадлежащих и эксплуатируемых ГБПОУ «Волжский политехнический техникум», что подтверждается материалами административного дела.
В ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что контейнерные площадки и контейнеры ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» предназначенные для накопления отходов производства и потребления, расположены по адресам <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес>. ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» осуществляется накопление отходов производства и потребления.
Срок действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» истек ДД.ММ.ГГГГг.
Приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> нормативы образования отходов и лимитов на их размещение установлены ДД.ММ.ГГГГ, приказом №.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении 23.10.2018г. в 15 час. 30 мин. установлено, что деятельность ГБПОУ «Волжский политехнический техникум» в области обращения с отходами (накопление отходов) осуществлялась в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. без установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>, что является нарушением ст. 18 Федерального закона об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. №89-ФЗ
Указанные действия (бездействия) образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Вина ГБ ПОУ «ВПТ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № (л.д.7-12,т.1) выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.16-22,т.1), уставом ГБ ПОУ «ВПТ» с изменениями (л.д.23-41,т.1 ), приказом № от 16.10.2018г. (л.д.42-44, т.1), протоколом № от 18.10.2018г. (л.д.48-52,т.1) с видеозаписью (л.д.54,т.1), письменными объяснениями ФИО3 (л.д.56,т.1), актами выполненных работ и оказанных услуг (л.д.58-61,т.1), справками ГБ ПОУ «ВПТ» (л.д.62-63, 179-183 т.1), данными учета образовавшихся отходов за 2018г. (л.д.64-147,т.1), письменными объяснениями ФИО6 (л.д.171 т.1), протоколом № от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.172-176,т.1) с записью (л.д.178 т.1), договором №-ГС-К от 25.12.2017г. (л.д.184-190 т.1.), соглашением от 26.12.2017г. (л.д.191-194 т.1), договором №Л от 19.02.2018г. (л.д.195 л.д.1), актами л.д.196-202 т.1), данными учета в области обращения с отходами за 2018г. (л.д.2-168 т.2), выписку из ЕГРЮЛ (л.д.179-184 т.2), служебная записка начальника отдела организации работы в сфере обращения с отходами (л.д.185 л.д.2), Информация Межрайонной природоохранной прокуратуры от 16.08.2018г. (л.д.186-187 т.2), предостережение Межрайонной природоохранной прокуратуры (л.д.188-193 т.2), приказом по ГБ ПОУ «ВПТ» №-к от ДД.ММ.ГГГГг. (л.д.194 т.2), заявление об установлении нормативов (л.д.196 -200 т.2), данными учета в области обращения с отходами за 2017г. (л.д.201-214, л.д.2), инструкцией ГБ ПОУ «ВПТ» по обращению со ртутьсодержащими отходами (л.д.215-217 т.<адрес>), приказом по ГБ ПОУ «ВПТ» №-к от 08.02.2018г (л.д.218), протоколом НОЧУ ДПО « НВЦО» (л.д.220 т.<адрес>), приказом по ГБ ПОУ «ВПТ» №-к от 30.12.2018г (л.д.218,т.2), уведомлением (л.д.224-225 т.2), копиями договором на транспортировку отходов (л.д.1-72 т.3), договором аренды (л.д.73-88 т.3), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.89-95, л.д.3), выпиской из ЕГРН (л.д.96-139 т.3).
Все перечисленные доказательства отвечают требованиям относимости, достоверности и допустимости, предусмотренным ст.26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия ГБ ПОУ «ВПТ» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающим и отягчающих, административную ответственность ГБ ПОУ «ВПТ», в соответствии со ст. 4.2.-4.3. КоАП РФ судом не установлено.
Кроме того, по мнению суда, имеются основания для признания совершенного ГБ ПОУ «ВПТ» административного правонарушения малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, исходя из характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, а также учетом того, что негативных последствий не имелось, нормативы утверждены в предельно сжатый срок, суд считает возможным освободить ГБ ПОУ «ВПТ» от административной ответственности в связи с малозначительностью содеянного.
В соответствии с п.2 ч.1.1 ст. 29.9. КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1. КоАП РФ в отношении ГБ ПОУ «ВПТ» подлежит прекращению, с объявлением устного замечания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2. КоАП РФ в отношении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Волжский политехнический техникум» - прекратить, на основании п.2 ч.1.1 ст. 29.9. КоАП РФ.
Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению «Волжский политехнический техникум» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ – объявить устное замечание в соответствии со ст.2.9. КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток, со дня получения, в Волгоградский областной суд, через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья В.А. Рогозина
Справка: резолютивная часть постановления суда оглашена ДД.ММ.ГГГГг.
Судья В.А. Рогозина