Решение от 02.06.2022 по делу № 2-2539/2022 от 04.05.2022

Дело № 2-2539/2022

Уид 23RS0036-01-2022-004129-69

    Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

    02 июня 2022г.                                                                       г. Краснодар

    Судья Октябрьского районного суда г. Краснодара               Зеленский А.В.,

    при секретаре                                                                    Ревинской Д.М.,

    с участием истца                                Асламова Е.П.,

    представителя ответчика                         Агутиной Ж.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асланова Е. П. к ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Асланов Е.П. обратился в суд с иском к ГУ – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей.

В обоснование требований указано, что истец является инвалидом группы. ДД.ММ.ГГГГ федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы истцу разработана и выдана бессрочно индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПРА), в соответствии с которой запланировано проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению Асланова Е.П. техническим средством реабилитации (далее - TCP), в том числе аппаратом на левую нижнюю конечность 1 раз в год. Обязанность по обеспечению TCP в соответствии с ИПРА возложена на Фонд социального страхования с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Истца проведена медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ), по результатам которой вИПРА от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, указанные в ИПРА к протоколу проведения МСЭ гражданина от ДД.ММ.ГГГГ Бюро — филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России.

Согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендовано TCP в виде аппарата на всю ногу [] с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно. Исполнителем рекомендованного реабилитационного мероприятия определено региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением на заключение индивидуального контракта на обеспечение аппаратом на всю ногу. Однако, до настоящего времени истцу ответчиком аппарат на всю ногу не предоставлен, что и послужило основанием для обращения в суд.

    В судебном заседании истец поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей, так как почти год он находился без аппарата.

    Представитель ответчика Агутина Ж.Н. заявленные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, так как материалы дела не содержат доказательств безусловно подтверждающих ухудшение физического или психического состояния истца, вследствие несвоевременного выделения средств технической реабилитации и причинно-следственной связи между ними.

Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд считает, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Асламов Е.П. является инвалидом группы с детства, что подтверждается справкой МСЭ – , выданной ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы истцу разработана и выдана бессрочно индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее - ИПРА) (копия прилагается), в соответствии с которой запланировано проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению Асламова Е.П. техническим средством реабилитации (далее - TCP), в том числе аппаратом на левую нижнюю конечность 1 раз в год.

Обязанность по обеспечению TCP в соответствии с ИПРА возложена на Фонд социального страхования с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении Истца проведена медико-социальная экспертиза (далее - МСЭ), по результатам которой вИПРА от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, указанные в ИПРА . к протоколу проведения МСЭ гражданина . от ДД.ММ.ГГГГ Бюро — филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России.

Согласно ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендовано TCP в виде аппарата на всю ногу [] с ДД.ММ.ГГГГ - бессрочно.

Исполнителем рекомендованного реабилитационного мероприятия определено региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Асламов Е.П. обратился в государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением на заключение индивидуального контракта на обеспечение аппаратом на всю ногу.

В соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ и на основании рекомендаций действующей ИПР от ДД.ММ.ГГГГ,Асламов Е.П. состоит на учете в Филиале №1 регионального отделения Фонда по обеспечению TCP и ПОИ. Программа разработана «бессрочно».

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Постановления обеспечение инвалидов осуществляется организациями, отобранными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть в результате конкурсных процедур. Поставка необходимых видов изделий производится поставщиком-победителем по результатам проведенных торгов, в рамках действующего Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

26.08.2021    в региональное отделение Фонда поступил пакет документов для заключения индивидуального контракта на выполнение работ по обеспечению Асламова Е.П. аппаратом на всю ногу.

В соответствии с ч.1 ст.9 ФЗ № 181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Согласно п.1 ч.2 ст.9 ФЗ № 181-ФЗ основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включает в себя, в том числе медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение.

В силу части 3 статьи 9 Федерального закона № 181-ФЗ реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами TCP, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Статьей 10 ФЗ № 181-ФЗ закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р (далее - Перечень реабилитационных мероприятий), к реабилитационным мероприятиям относится, в том числе протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.

Согласно пункту 8 Перечня реабилитационных мероприятий к TCP относятся, в том числе протезы и ортезы.

В силу ч.2 ст.11 ФЗ № 181-ФЗ ИПРА является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых; форм и форм собственности.

Частью 3 статьи 11 ФЗ № 181-ФЗ установлено, что ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, TCP и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, TCP и услуг, предоставляемых инвалиду; так и реабилитационные мероприятия, TCP и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Частью 12 статьи 11 ФЗ № 181-ФЗ закреплено, что предусмотренные ИПРА TCP, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

TCP предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч.14 ст.11.1 ФЗ № 181-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федераций от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила обеспечения TCP), обеспечение инвалидов TCP осуществляется в соответствии с ИПРА, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями МСЭ в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил обеспечения TCP обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно TCP и изделиями осуществляется путем:

а)    предоставления соответствующего технического средства (изделия);

б)    оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);

в)    предоставления проезда инвалиду (при необходимости сопровождающему лицу) к месту нахождения организации, указанной в абзаце 2 пункта 5 Правил обеспечения TCP;

г)    оплаты проживания инвалида (при необходимости - сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях;

д)    выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» данного пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации;

е)    формирования электронного сертификата для приобретения технического средства (изделия) и услуги по ремонту технического средства (изделия) с использованием электронного сертификата.

В силу абзаца 1 пункта 4 Правил обеспечения TCP заявление о предоставлении TCP подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

Пунктом 5 Правил обеспечения TCP закреплено, что уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил обеспечения TCP, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет «Единого портал государственных и муниципальных услуг (функций)», о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил обеспечения TCP, одновременно с уведомлением уполномоченный орган.

-    высылает (выдает) инвалиду направление на получение либо изготовление TCP (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида TCP и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида TCP в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил обеспечения TCP, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки; соответствующего TCP должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 Правил обеспечения TCP.

Срок обеспечения инвалида TCP серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида в организацию, в которую выдано направление, а в отношении TCP, изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Таким образом, срок обеспечения TCP, изготавливаемым по индивидуальному заказу с привлечением инвалидов и предназначенных исключительно для личного использования составляет 60 календарных дней.

Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение TCP, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду TCP для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в ИПРА, разработанной федеральным государственным учреждением МСЭ и являющейся обязательной для исполнения.

При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение ИПРА только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от ИПРА в целом или от реализации отдельных ее частей (пункт 18 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.06.2020).

В судебном заседании установлено, что ответчиком в установленный срок TCP истцу не предоставлено.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Ответчик уведомил Истца, что обеспечить его TCP невозможно в связи с отсутствием коммерческих предложений.

11.03.2022    Фондом заключен государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов Краснодарского края, в том числе Асламова Е.П., аппаратами на нижние конечности в 2022 году.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается ответчик, не могут умалять право инвалида на бесплатное обеспечение TCP, назначенных ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.

    Кроме того, в законе отсутствуют основания для освобождения Фонда социального страхования от обязанности предоставить инвалиду TCP.

Указанные обстоятельства привели к лишению инвалида возможности реализовать в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ свои права на обеспечение TCP, предусмотренными его ИПРА.

    Заявляя требования о взыскании компенсации морального вреда, истец указывает, что отсутствие TCP в течении длительного срока, а именно: с марта 2021 года лишили его возможности передвигаться надлежащим образом и бывать на улице, что также негативно сказывается на состоянии его здоровья, при этом у него отсутствуют денежные средства для самостоятельной покупки рекомендованного TCP.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 ГК РФ).

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10, моральный вред, в частности, Может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац 3 пункта 4 Постановления Пленума № 10).

    Таким образом, из анализа правовых норм следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

В статье 151 ГК РФ закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные; блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

В соответствии с п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действиями ответчика при данных обстоятельствах истцу причинены нравственные и душевные страдания, выразившиеся в отсутствии возможности продолжать активную общественную жизнь ввиду не предоставления необходимого TCP.

Вместе с тем, требуемая сумма компенсации морального вреда, по мнению суда, является завышенной.

Исходя из совокупности обстоятельств по делу, учитывая период отсутствия ТСР, личность истца, его возраст, душевные переживания, требований разумности и справедливости, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части и полагает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, в размере 10 000 рублей, полагая что данная сумма эквивалентна причиненному истцу моральному вреду.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ -

2-2539/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Асламов Евгений Павлович
Ответчики
ГУ- Краснодарское региональное отделение Фонда Социального страхования РФ
Суд
Октябрьский районный суд г. Краснодара
Судья
Зеленский Александр Владимирович
Дело на сайте суда
krasnodar-oktybrsky.krd.sudrf.ru
04.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2022Предварительное судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее