№ 33-2952/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ушаковой И.Г.,
судей Душечкиной Н.С., Антонова А.С.
при секретаре Кычевой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 декабря 2024 г. гражданское дело по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области к Сурковой Е.Н. о взыскании незаконно выплаченной ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на решение Кетовского районного суда Курганской области от 2 сентября 2024 г.
Заслушав доклад судьи Антонова А.С., пояснения представителя истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области (далее – ОСФР по Курганской области) обратилось в суд с иском к Сурковой Е.Н. о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам.
В обоснование требований указывало, что с 13 декабря 2021 г. к пенсии С.Н.Ю., <...> рождения, назначена ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, в соответствии с Правилами осуществления ежемесячных выплат, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175. Лицом, осуществляющим уход, является Суркова Е.Н., которая представила сведения в ОПФР по Курганской области о том, что на момент назначения ежемесячной выплаты не работает, в Центре занятости не состоит и предпринимательской деятельностью не занимается, уход за нетрудоспособной С.Н.Ю. осуществляет с 13 декабря 2021 г. В связи с осуществлением Сурковой Е.Н. ухода за нетрудоспособной С.Н.Ю. была установлена ежемесячная выплата с 13 декабря 2021 г. О необходимости сообщения о факте, влекущим прекращение осуществления ежемесячной выплаты, Суркова Е.Н. была извещена. Согласно ответу на запрос ГБУ «Сумкинский дом-интернат» С.Н.Ю. находится на полном государственном обеспечении с 10 декабря 2013 г. по настоящее время. Суркова Е.Н. данные сведения при подаче заявления не сообщила. В результате несвоевременного сообщения Сурковой Е.Н. сведений об указанных обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты, образовалась переплата за период с 13 декабря 2021 г. по 31 августа 2023 г. в сумме 237048 руб. 39 коп., что для ОСФР по Курганской области является ущербом.
Просило суд взыскать с Сурковой Е.Н. в свою пользу незаконно выплаченную ежемесячную выплату, предоставляемую неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в сумме 237048 руб. 39 коп.
Представитель истца ОСФР по Курганской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Суркова Е.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что при обращении в ОСФР по Курганской области специалист активировала портал «Госуслуг» и оформила выплату на ее дочь С.Н.Ю. Она сообщала специалисту, что дочь находится в интернате на государственном обеспечении, подтверждающие справки от нее не потребовали. Специалист пояснила ей, что поскольку она не работает, то ей положена ежемесячная выплата как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом.
Представитель ответчика по доверенности Лушников А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что Сурковой Е.Н. не разъяснялись условия выплаты, в заявлении ее подписи нет, специалисту пенсионного органа ответчик сообщила о том, что ребенок-инвалид находится в интернате. Полагал, что в пенсионный орган также должно было сообщить учреждение, в котором находится ребенок-инвалид С.Н.Ю. Доказательств недобросовестности в действиях Сурковой Е.Н. при получении единовременной денежной выплаты в спорный период, злоупотреблении правом, совершения виновных действий, направленных на введение пенсионного органа в заблуждение с целью получения выплаты, истцом не представлено.
Представитель третьего лица ГБУ «Сумкинский дом-интернат» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве указал, что С.Н.Ю., <...> рождения, является инвалидом I группы, находится в интернате с 10 декабря 2013 г. по настоящее время. Ежегодно ГБУ «Сумкинский дом-интернат» направляет в ОСФР по Курганской области сведения о пенсионерах, состоящих на учете в организации, по состоянию на 1 января текущего года, а также сообщает об изменении списочного состава пенсионеров с указанием причины (основания) прибытия (выбытия) пенсионера не позднее пяти рабочих дней со дня наступления соответствующего обстоятельства.
Представитель третьего лица ПАО Сбербанк в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Кетовским районным судом Курганской области 2 сентября 2024 г. постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований ОСФР по Курганской области к Сурковой Е.Н. о взыскании незаконно полученной ежемесячной выплаты неработающим трудоспособным лицам.
В апелляционной жалобе истец ОСФР по Курганской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что в силу п. п. 13, 19 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. № 397, именно на Суркову Е.Н. возложена обязанность безотлагательно извещать ОСФР по Курганской области о помещении ребенка-инвалида в организацию социального обслуживания. Однако, Суркова Е.Н. данную обязанность не исполнила и продолжила получать ежемесячную выплату, что свидетельствует о недобросовестности ответчика. В результате виновного бездействия Сурковой Е.Н., а именно неисполнения обязанности по сообщению о помещении ребенка-инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, образовалась переплата бюджетных средств за период с 13 декабря 2021 г. по 31 августа 2023 г. в размере 237048 руб. 39 коп.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Суркова Е.Н. просила решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ОСФР по Курганской области по доверенности Уткина В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ответчик Суркова Е.Н. является матерью ребенка-инвалида С.Н.Ю., <...> рождения.
19 декабря 2008 г. С.Н.Ю. впервые установлена инвалидность на срок до 1 января 2010 г., что подтверждается выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, от <...> №.
В последующем С.Н.Ю. неоднократно повторно устанавливалась инвалидность, 10 января 2012 г. повторно установлена инвалидность на срок по 9 августа 2023 г. (достижение совершеннолетия).
Решением ГУ - УПФР в г. Кургане от 29 декабря 2008 г. № на основании заявления законного представителя С.Н.Ю. – Сурковой Е.Н. ей назначена социальная пенсия в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в размере 4 126 руб. 20 коп. на период с 19 декабря 2008 г. по 31 декабря 2009 г.
В соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ГУ - УПФР в г. Кургане 29 декабря 2008 г. принято решение № о назначении С.Н.Ю. ежемесячной денежной выплаты на период с 23 декабря 2008 г. по 31 декабря 2009 г. в размере 1366 руб., в том числе 567 руб. на оплату социальной услуги.
ГУ - УПФР в г. Кургане неоднократно принимались решения о назначении С.Н.Ю. ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в последующие периоды.
Кроме того, Суркова Е.Н. неоднократно обращалась с заявлениями о назначении компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет – дочерью С.Н.Ю. Данная компенсационная выплата назначалась решениями ГУ -УПФР в г. Кургане и прекращалась при поступлении от Сурковой Е.Н. сведений о ее трудоустройстве.
13 декабря 2021 г. Суркова Е.Н. вновь обратилась в ОПФР по Курганской области с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу в связи с уходом за С.Н.Ю., <...> рождения, являющейся ребенком-инвалидом в возрасте до 18-ти лет.
В указанном заявлении отмечено, что Суркова Е.Н. не работает, получателем пенсии не является, пособие по безработице не получает. В п. 4 указано, что лицо, подавшее заявление, предупреждено, в том числе о необходимости в течение 5 рабочих дней извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в частности, о помещении нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания.
При этом указанное заявление подписи Сурковой Е.Н. не содержит.
Распоряжением ОПФР по Курганской области № Сурковой Е.Н. с 13 декабря 2021 г. установлена ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства 1 группы, в размере 11500 руб. с 13 декабря 2021 г. по 31 августа 2023 г.
Решением ОСФР по Курганской области от 13 июля 2023 г. № Сурковой Е.Н. назначена ежемесячная выплата неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом, в размере 11500 руб. с 9 августа 2023 г. на период осуществления ухода.
Материалами дела подтверждается, что С.Н.Ю. с 10 декабря 2013 г. находится в ГБУ «Сумкинский дом-интернат» на полном постоянном социальном обслуживании, о чем ОСФР было извещено письмом от 2 октября 2023 г. № 428, которое поступило 6 октября 2023 г. вход. № 28042.
Решением ОСФР по Курганской области от 10 октября 2023 г. № с 13 декабря 2021 г. ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом (инвалидом с детства I группы), Сурковой Е.Н. была прекращена.
11 октября 2023 г. ОСФР по Курганской области принято решение № об обнаружении и устранении ошибки, допущенной при назначении компенсационной выплаты, в котором указано на неправомерность компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, поскольку ребенок находится на полном государственном обеспечении согласно справке от 2 октября 2023 г. №.
Согласно информации, предоставленной ГБУ «Сумкинский дом-интернат» по запросу суда, С.Н.Ю. с 10 декабря 2013 г. и по настоящее время находится в ГБУ «Сумкинский дом-интернат». На основании постановления Главы Половинского муниципального округа Курганской области от 10 октября 2023 г. № С.Н.Ю. помещена под надзор ГБУ «Сумкинский дом-интернат» в связи с признанием ее недееспособной решением Половинского районного суда Курганской области от 22 августа 2023 г.
В протоколе от 20 октября 2023 г. № Управление выплаты пенсий и социальных выплат ОСФР по Курганской области установило факт излишней выплаты <...> компенсационной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом за период с 13 декабря 2013 г. по 31 августа 2023 г. в сумме 237048 руб. 39 коп.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК Российской Федерации), Положением о Пенсионным фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-I (действовавшим до 1 января 2023 г.), исходил из отсутствия в действиях ответчика Сурковой Е.Н. признаков недобросовестности, не представления истцом доказательств сообщения Сурковой Е.Н. при обращении за назначением компенсационной выплаты недостоверных сведений, а также отсутствия со стороны истца надлежащего контроля с учетом его компетенции и полномочий.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения судебная коллегия соглашается с принятым по делу решением, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами ст. 67 ГПК Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам ст. 1102 ГК Российской Федерации как неосновательное обогащение, в связи с чем судом первой инстанции правомерно к спорным правоотношениям применены нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установленные гл. 60 ГК Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (ст. 1109 ГК Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» (здесь и далее положения Указа приведены в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) установлены с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее – ежемесячные выплаты) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – в размере 10 000 руб.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» (далее – Указ Президента Российской Федерации № 175) предусмотрено, что размер ежемесячных выплат для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В Курганской области размер указанной выплаты с учетом районного (уральского) коэффициента составляет 11500 руб.
Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (п. 4 приведенного Указа).
Согласно п. 5 Указа Президента Российской Федерации № 175 ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 175 Правительством Российской Федерации издано постановление от 2 мая 2013 г. № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», которым утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее – Правила).
В п. 2 Правил (здесь и далее положения Правил приведены в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил).
В соответствии с п. 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В силу п. 5 Правил ежемесячная выплата устанавливается на основании следующих документов (сведений), за исключением случая, предусмотренного пунктом 9(1) настоящих Правил:
- заявление законного представителя ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или заявление инвалида с детства I группы о согласии на осуществление ухода конкретным лицом, а также документ, удостоверяющий его личность. Полномочия законного представителя, являющегося родителем, подтверждаются сведениями, полученными из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, или свидетельством о рождении при отсутствии таких сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (подп. «б»);
- сведения о том, что лицо, осуществляющее уход, не получает пенсию (подп. «в»);
- сведения органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице (подп. «г»);
- сведения об инвалидности, содержащиеся в федеральном реестре инвалидов (подп. «д»);
- сведения, подтверждающие отсутствие факта осуществления работы и (или) иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», лица, осуществляющего уход (подп. «е»).
При этом, орган, осуществляющий выплату пенсии, не вправе требовать представления лицом, осуществляющим уход, сведений, указанных в подп. «в» - «е» и «и» п. 5 настоящих Правил. Эти сведения запрашиваются органом, осуществляющим выплату пенсии, в соответствующих органах в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 7 Правил).
Пунктами 8(2), 10 Правил предусмотрено, что при рассмотрении заявлений, указанных в подп. «а» и «б» п. 5 настоящих Правил, орган, осуществляющий выплату пенсии, осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявлениях и документах, в том числе с использованием Единой государственной информационной системы социального обеспечения и путем запроса в соответствующие органы с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, необходимых для принятия решения об установлении ежемесячной выплаты. Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему документами рассматривается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема.
Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату (п. 9 Правил).
В п. 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является помещение ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме (подп. «д»).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (п. 13 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Такая выплата производится пенсионным органом, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Обращаясь в суд с иском о взыскании незаконно выплаченной ежемесячной денежной компенсации, ОСФР по Курганской области в обоснование исковых требований ссылалось на то, что ответчик Суркова Е.Н. при подаче заявления о назначении выплаты своевременно не сообщила пенсионному органу о факте помещения ребенка-инвалида в специальное учреждение на полное государственное обеспечение.
Между тем, из материалов дела следует, что при подаче заявления об установлении ежемесячной компенсационной выплаты, Суркова Е.Н. представила необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил, в том числе копию трудовой книжки.
В судебном заседании ответчик Суркова Е.В. поясняла, что обращалась в пенсионный орган в целях оформления пенсии по случаю потери кормильца в отношении другого ребенка, однако, специалистом пенсионного органа было предложено посредством портала «Госуслуг» оформить ежемесячную выплату в связи осуществлением ухода за ребенком-инвалидом, поскольку она не была трудоустроена и не получала пособие по безработице. Она сообщала специалисту пенсионного органа о том, что дочь находится в доме-интернате, однако, ей было разъяснено, что пока она не работает, она имеет право на выплату, в случае трудоустройства необходимо поставить пенсионный орган в известность. У нее были истребованы справки об инвалидности и составе семьи, трудовая книжка, другие документы, в том числе о нахождении дочери в ГБУ «Сумкинский дом-интернат», не требовали.
Доказательства, подтверждающие, что при обращении с заявлением об установлении ежемесячной компенсационной выплаты 13 декабря 2021 г. Суркова Е.Н. скрыла информацию о нахождении дочери С.Н.Ю. в ГБУ «Сумкинский дом-интернат», в материалы дела не представлены.
Как следует из свидетельства о регистрации по месту пребывания от 10 сентября 2019 г. № 44 С.Н.Ю. зарегистрирована на период с 16 декабря 2013 г. по 8 августа 2028 г. по месту пребывания по адресу: <адрес>, что соответствует месту нахождения ГБУ «Сумкинский дом-интернат».
Кроме того, на основании п. 111 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. № 545н, вступившим в силу с 1 января 2022 г., ГБУ «Сумкинский дом-интернат» ежегодно предоставляет территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время территориальному органу Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации) сведения о пенсионерах, состоящих на учете в данном учреждении по состоянию на 1 января текущего года.
Ранее обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно истребовать у стационарной организации социального обслуживания сведения о пенсионерах, состоящих на учете в этих учреждениях и организациях, по состоянию на 1 января текущего года, была закреплена в п. 96 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 885н, утратившим силу с 1 января 2022 г.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (далее – Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (п. 2).
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает, в том числе, контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
В силу приведенных норм на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств, для чего предоставлены соответствующие полномочия, в частности по проверке представленных документов и установлению наличия основания для назначения выплат.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что пенсионный орган при надлежащем контроле мог и должен был знать об отсутствии оснований для получения Сурковой Е.Н. ежемесячной выплаты, предоставляемой неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, поскольку мог истребовать информацию о пребывании С.Н.Ю. в ГБУ «Сумкинский дом-интернат» с 10 декабря 2013 г., в связи с чем доводы апелляционной жалобы о недобросовестности Сурковой Е.Н., выразившейся в неисполнении обязанности по извещению истца о помещении ребенка-инвалида в организацию социального обслуживания, признает несостоятельными.
На основании изложенного судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ОСФР по Курганской области о взыскании с Сурковой Е.Н. спорной выплаты, учитывая при этом, что именно на пенсионный орган возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств путем проверки обоснованности предоставления гражданину выплаты.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы по существу направлены на необоснованную переоценку исследованных судом доказательств, не опровергают правильности выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены постановленного по делу решения. Решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 2 сентября 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области – без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 декабря 2024 г.