Дело № 2-40/2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 января 2024 года г. Котово Волгоградской области
Котовский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Попова М.В.
при секретаре судебного заседания Овчаровой Л.М.
с участием прокурора Небеснюк С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Котовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении к разработке и согласованию проекта организации дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Котовского района Волгоградской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении к разработке и согласованию проекта организации дорожного движения.
Указывает, что прокуратурой Котовского района проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрация Попковского сельского поселения Котовского муниципального района, в ходе которой установлен ряд нарушений, связанных со своевременным утверждением и согласованием проектов организации дорожного движения.
В силу п.5, п.19 ч. 1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения в числе прочего, относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проверкой установлено, что проект организации дорожного движения по автомобильным дорогам х. Романов Попковского сельского поселения не утвержден.
Таким образом, в нарушение положений вышеназванного законодательства Администрацией обязанности по утверждению Правил подготовки документации по организации дорожного движения не исполняются.
С целью устранения выявленных нарушений действующего законодательства прокурором района 4 февраля 2022 в адрес главы поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, проекты организации дорожного движения по автомобильным дорогам х. Нижние Коробки Попковского сельского поселения не утвержден и не согласован.
Просит обязать администрацию Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области ИНН 3414015590 КПП341401001 ОГРН 1053478203723 в течении года со дня вступления решения судав законную силу обеспечить подготовку, согласование и утверждение всоответствии с требованиями приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274проекта организации дорожного движения по автомобильным дорогам х. Романов Попковского сельского поселения.
В судебном заседании прокурор Небеснюк С.А. поддержала исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика – глава администрации Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области Ивахнов А.И. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дело в его отсутствие, с иском согласен.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел МВД России по Котовскому району о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, также решают иные вопросы местного значения.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (ч. 2 ст. 13).
В развитие указанной нормы права Волгоградской областной Думой был принят Закон Волгоградской области от 28.11.2014 № 156-ОД «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Волгоградской области».
Согласно ст. 1 данного Закона за сельскими поселениями в Волгоградской области закреплены, в том числе вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, именно на Попковском сельском поселении лежит обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог, находящихся в пределах территории сельского поселения – х. Романов.
Пунктом 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частями 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 были утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения, которые устанавливают требования к проектам и схемам организации дорожного движения.
В силу п. 4 Правил подготовку, согласование и утверждение КСОДД необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с п. 7 Правил Органы местного самоуправления либо организации, осуществляющие разработку КСОДД, представляют КСОДД на согласование в органы и организации, указанные в части 9 статьи 17 Закона об организации дорожного движения, в том числе в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно п. 72 Правил ПОДД должен содержать графические материалы, представленные в виде схем (чертежей) и отображающие существующую дорожно-транспортную ситуацию на территории, в отношении которой осуществляется разработка документации по организации дорожного движения, в соответствии с главой V Правил и графические материалы, представленные в виде схем (чертежей) и отображающие выбор проектных решений по организации дорожного движения в соответствии с главой V Правил, включая схему расстановки ТСОДД, в том числе содержащую: дорожные знаки, линии дорожной разметки, дорожные ограждения, пешеходные ограждения, направляющие устройства, дорожные светофоры, пешеходные переходы в разных уровнях, линии освещения, остановочные пункты маршрутных транспортных средств, пешеходные дорожки, железнодорожные переезды, сигнальные столбики, демпфирующие устройства. Для дорог вне населенных пунктов на схеме расстановки ТСОДД приводятся сведения о контурах плана дороги, графике продольных уклонов, графике кривых в плане, высоте насыпи, расстояниях видимости в прямом и обратном направлении.
В тоже время в судебном заседании установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, проекты организации дорожного движения по автомобильным дорогам поселения не утверждены и не согласованы.
Отсутствие у Администрации Попковского сельского поселения актуального проекта организации дорожного движения препятствует размещению в установленном порядке новых дорожных знаков и разметки с учетом меняющейся дорожной обстановки, средств наружной рекламы и объектов дорожного сервиса, что негативным образом влияет на безопасность дорожного движения на территории городского поселения, а также препятствует полному объективному и всестороннему исследованию судебными органами и органами Госавтоинспекции обстоятельств дорожно-транспортных происшествий и административных правонарушений, имевших место на дорогах муниципального значения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Котовского районного прокурора об обязании администрации Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области обеспечить подготовку, согласование и утверждение в соответствии с требованиями приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274 проекта организации дорожного движения по автомобильным дорогам х. Романов Попковского сельского поселения подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Котовского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области о понуждении к разработке и согласованию проекта организации дорожного движения – удовлетворить.
Обязать администрацию Попковского сельского поселения Котовского муниципального района Волгоградской области ИНН 3414015590 КПП341401001 ОГРН 1053478203723 в течении года со дня вступления решения судав законную силу обеспечить подготовку, согласование и утверждение всоответствии с требованиями приказа Минтранса России от 30.07.2020 № 274проекта организации дорожного движения по автомобильным дорогам х.Романов Попковского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Котовский районный суд Волгоградской области.
Судья М.В. Попов
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2024 г.