Дело №2-500/2022
УИД 21RS0017-01-2022-000654-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шумерля 28 июля 2022 года
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
Председательствующего судьи Сливницыной Н.В.,
при секретаре Нефедовой О.С.,
с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора Денисовой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики об обязании в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в выделе 39 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Минприроды Чувашии,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики с иском об обязании в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу, принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов.
Требования мотивированы тем, что во исполнение п. 3.2 протокола заседания межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения природоохранного, в том числе лесного и водного законодательства при первом заместителе прокурора ЧР от "___" ___________ г., п. 2.6.1 протокола оперативного совещания при прокуроре Чувашии, Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на поднадзорной территории.
В ходе проверки установлено, что на земельных участках лесного участка, расположенного в выделе 39 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Минприроды ЧР с географическими координатами: _____________, на открытой местности расположена несанкционированная свалка площадью около 100 кв.м., состоящая из боя кирпича, бетона.
Несанкционированное размещение отходов в непредусмотренном для этого месте создает угрозу неблагоприятного их воздействия на окружающую среду и среду жизнедеятельности граждан, является нарушением требований природоохранного законодательства.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно п.п. 213-216 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.
Установлено, что территория несанкционированного размещения (складирования) отходов в выделе 39 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Минприроды ЧР, общей площади 100 кв.м., не отвечает вышеуказанным требованиям законодательства.
Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства, санитарных правил и норм создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, здоровью неопределенного круга лиц и могут привести к ухудшению качества окружающей среды.
Тем самым, Министерством природы и экологии Чувашской Республики, на землях которых расположена несанкционированная свалка, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и требования ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, права неопределенного круга лиц - населения, а также лиц временно находящихся на указанной территории (т.е. субъекты, персонифицировать которых невозможно). Бесконтрольность по сбору отходов, может впоследствии являться источником инфекционных заболеваний, т.к. на свалку имеется свободный доступ диких и домашних животных, а также людей.
В связи с изложенным, устранение нарушенных прав неопределенного круга лиц может быть обеспечено только обязанностью Минприроды ЧР принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, в целях очищения захламленной бытовыми отходами территории земель лесного фонда.
Просит:
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в выделе 39 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Минприроды ЧР с географическими координатами: _____________.
Помощник Шумерлинского межрайонного прокурора - Денисова Е.П. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик – представитель Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в судебное заседание не явился. От него имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав помощника Шумерлинского межрайпрокурора, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.11 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
Согласно ч.1 ст.4 Лесного кодекса РФ участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Статьёй 51 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные объекты, а также размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно п. «е» ст.39 Правил санитарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №414 от 29 июня 2007 года, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.
В судебном заседании установлено, что на земельных участках лесного участка, расположенного в выделе 39 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Минприроды ЧР с географическими координатами: _____________, на открытой местности расположена несанкционированная свалка площадью около 100 кв.м., состоящая из боя кирпича, бетона
Данные выводы подтверждаются актом осмотра территории лесного участка от "___" ___________ г. и фототаблицей к нему.
На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Согласно ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии с ч.1,2 ст.51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и повреждённых лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
В силу ч.1 ст.8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений - организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Статьёй 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков пунктом 4 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, лесной участок, на котором находится несанкционированная свалка бытовых отходов, находится в федеральной собственности.
Согласно постановления Конституционного Суда РФ №26-П от 13 октября 2015 года «По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Североуральский городской округ» п.5.1 установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации).
Мероприятия санитарно-оздоровительного характера на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей лесопользователя, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации и утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 во исполнение части 3 данной статьи Правил санитарной безопасности в лесах, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них.
Органы же государственной власти и органы местного самоуправления, согласно части 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляют охрану и защиту лесов в пределах полномочий, определенных в соответствии с его статьями 81 - 84, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации: согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации к ним относятся, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (пункт 4 части 1 и часть 3).
При таких обстоятельствах в силу вышеприведенных указанных норм именно Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики должно организовать охрану и защиту лесных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе от негативного воздействия и загрязнения бытовыми отходами, а при наличии таких загрязнений организовать ликвидацию отходов.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории муниципального образования, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти, а именно к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
При этом бездействие Министерства лесного хозяйства ........................, выразившееся в непринятии мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твёрдых бытовых отходов, противоречит Конституции РФ, требованиям названных Законов, нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.
По правилам ст. 204 ГПК РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Проанализировав указанные выше обстоятельства во взаимосвязи и совокупности, учитывая процессуальные позиции участников процесса, безусловную публичную обязанность ответчика вне зависимости от ссылок на финансовую обеспеченность по исполнению требований закона, учитывая продолжающуюся эксплуатацию опасного объекта, суд считает, что определение срока исполнения обязанности по принятию организационных мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в течение 02 (двух) месяцев со дня вступления в законную силу решения суда не исключит реальное исполнение судебного акта и не повлечет нарушение принципа его исполнимости. Указанный срок исполнения обязанности не является произвольным, соответствует балансу интересов сторон, является необходимым и достаточным для надлежащего исполнения возложенной судебным актом обязанности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в течение 02 (двух) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять организационные меры по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной в выделе 39 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Минприроды ЧР с географическими координатами: _____________.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2022 года