Дело № 2-794/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 сентября 2018 года с. Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ередеевой А.В.
при секретаре Юлуковой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Горно-Алтайского транспортного прокурора к АО «Аэропорт Горно-Алтайск» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском. Доводы иска мотивированы следующим.
Горно-Алтайской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения АО «Аэропорт Горно-Алтайск» законодательства о социальной защите инвалидов, в части обеспечения доступности аэровокзала для маломобильных групп населения (далее МГН), выявлены следующие нарушения. На автостоянке, лестничных маршах, привокзальной площади, платной автостоянке, в здании аэровокзала отсутствует специальное напольное покрытие, определяющее направление движения и приближения к препятствиям, покрытие лестниц не обеспечивает надлежащее сцепление, тактильные напольные указатели перед лестницами отсутствуют, ступени лестниц не имеют антискользящее покрытие. Поручни, расположенные на лестничных маршах между автостоянкой и привокзальной площадью, а также на ступеньках у входа в здание аэровокзала сделаны вровень с лестницей, и не имеют не травмирующее завершение. У кнопки вызова персонала аэропорта, расположенной у шлагбаума нет информационной таблички, выполненной шрифтом Брайля. Въезд на тротуар с привокзальной площади в районе центрального входа в аэровокзал имеет уклон более 1:12. Входные двери в здание аэровокзала не имеют яркую контрастную маркировку. На полу в помещениях аэровокзала отсутствуют тактильные предупреждающие указатели. На служебном КПП, используемом для встречи и провода МГН пандус имеет уклон более 8 градусов. В аэропорту отсутствует амбулифт. Предъявление данного заявления прокурором обусловлено интересами неопределенного круга лиц с ограниченными возможностями, которые могут воспользоваться услугами АО «Аэропорт Горно-Алтай». Нарушение интересов неопределенного круга лиц заключается в не обеспечении доступности аэровокзала для маломобильных групп населения. Срок для устранения выявленных нарушений, истец просит установить на 6 месяцев со момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Горно-Алтайского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Галузин М.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям и доводам изложенным в иске, при этом возражал против установления срока исполнения решения суда в части приобретения амбулифта до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Представитель ответчика АО «Аэропорт Горно-Алтайск» признал требования в части выявленных нарушений, при этом ходатайствовал об установлении срока исполнения решения суда, в части обеспечения АО «Аэропорт Горно-Алтай», специальным подъемным устройством, до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, а также не оспаривается сторонами по делу, на основании решения о проведении проверки от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, и.о. Горно-Алтайского транспортного прокурора, в период с 28 мая по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в АО «Аэропорт Горно-Алтайск» проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.
В ходе указанной проверки, согласно справке, о результатах ее проведения, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, выявлены следующие нарушения:
- на автостоянке, лестничных маршах, привокзальной площади, платной автостоянке, в здании аэровокзала отсутствует специальное напольное покрытие, определяющее направление движения и приближения к препятствиям, покрытие лестниц не обеспечивает надлежащее сцепление, тактильные напольные указатели перед лестницами отсутствуют, ступени лестниц не имеют антискользящее покрытие.
- поручни, расположенные на лестничных маршах между автостоянкой и привокзальной площадью, а также на ступеньках у входа в здание аэровокзала сделаны вровень с лестницей, и не имеют не травмирующее завершение.
- у кнопки вызова персонала аэропорта, расположенной у шлагбаума нет информационной таблички, выполненной шрифтом Брайля.
- въезд на тротуар с привокзальной площади в районе центрального входа в аэровокзал имеет уклон более 1:12.
- входные двери в здание аэровокзала не имеют яркую контрастную маркировку.
- на полу в помещениях аэровокзала отсутствуют тактильные предупреждающие указатели.
- на служебном КПП, используемом для встречи и провода МГН пандус имеет уклон более 8 градусов.
- в аэропорту отсутствует амбулифт.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
В соответствии со ст. 2, 15 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования в том числе воздушным транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
В соответствии со 102 Воздушного кодекса РФ, перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Приказом Министерства регионального развития России от 27.12.2011 № 605 утверждены «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП № 35-01-2001» (далее - Свод правил).
Согласно пункту 4.1.10. Свода правил тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м. до объекта информации или начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т п Ширина тактильной полосы принимается в пределах 0,5 - 0,6 м.
Согласно пункту 4.1.12. свода правил перед открытой лестницей за 0,8 -0,9 М. следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 м. Поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой. Краевые ступени лестничных маршей должны быть выделены цветом или фактурой.
Согласно пункту 5.2.12. Свода правил следует применять различный по цвету материал ступеней лестниц и горизонтальных площадок перед ними. Тактильные напольные указатели перед лестницами следует выполнять по ГОСТ Р 52875.
Пунктом 5.2.10. Свода правил установлено, что завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускаются от 0,27-0, 33 м.) и иметь не травмирующее завершение.
В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно пункту 4.1.8 Свода правил при устройстве съездов с тротуара на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12, а около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 м.
Пунктом 5.1.5. Свода правил прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 мине выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.
В соответствии с пунктом 5.2.3. Свода правил участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Рекомендуется предусматривать световые маячки. Зоны «возможной опасности» с учетом проекции движения дверного полотна должны быть обозначены контрастной цвету окружающего пространства краской для разметки.
Согласно пункту 5.2.13. Свода правил максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5°/о).
В соответствии с пунктом 23 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», в том числе, определяющих сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовая деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, с учетом выполняемых видов работ организация должна быть оснащена спецтранспортом, технологическим оборудованием, инженерно-техническими средствами, а также средствами механизации, взвешивания и транспортировки багажа, в том числе: средствами обслуживания пассажиров-инвалидов.
В силу пункта 4 части 7 статьи 106.1 ВК РФ в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы услуги обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе услуги с использованием специального подъемного устройства (амбулифта).
Амбулаторные автолифты предназначены для транспортировки малоподвижных пассажиров - инвалидов и пассажиров на инвалидных креслах и носилках. Конструктивно амбулаторный лифт состоит из шасси, закрытой поднимающейся кабины, подъемного механизма. Амбулаторные автолифты обеспечивают безопасную посадку малоподвижных пассажиров в самолет с уровня земли для подъема или спуск (высадку).
Согласно п. п. 3, 5 Декларации о правах инвалидов, инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства. Обеспечение инвалидов условиями беспрепятственно пользоваться услугами авиапредприятия не должно ставиться в зависимость от рентабельности переоборудования и наличия денежных средств, необходимых на модернизацию аэровокзалов.
Проанализировав положения вышеприведенных норм права, учитывая установленные обстоятельства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных транспортным прокурором требований. Доводы стороны ответчика о не приспособленности здания аэропорта, отсутствие материальной возможности, основанием к отказу в удовлетворении требований не является, поскольку ответчиком не представлены доказательства об отсутствии технической возможности оснастить действующее здание аэропорта современными специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Поскольку законодателем в целях обеспечения безопасного перелета пассажиров данной категории (в том числе, посадки и высадки) предусмотрено наличие конкретного технического средства (оборудования), его отсутствие, является нарушением установленных законодательством правил. Наличие иных средств обеспечения безопасной посадки и высадки пассажиров с ограничением жизнедеятельности, отсутствие специально предусмотренного устройства (с конкретными техническими характеристиками) не восполняет, в связи с чем требования в части возложения обязанности на ответчиков, обеспечения АО «Аэропорт Горно-Алтайск» специальным подъемным устройством для посадки (высадки) в самолет с уровня земли, маломобильных групп населения, также подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом требований ст. 206 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд с учетом обстоятельств дела, характера возложенной на ответчика обязанности и действий необходимых для исполнения решения суда, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 309 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горно-Алтайского транспортного прокурора к АО «Аэропорт Горно-Алтайск», удовлетворить.
Возложить на АО «Аэропорт Горно-Алтайск» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить терминал аэровокзала АО «Аэропорт Горно-Алтайск» и прилежащую к нему территория следующими устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп граждан:
- оборудовать автостоянку, лестничные марши, привокзальную площадку, платную автостоянку, здание аэровокзала специальным напольным покрытием, определяющим направление движения и приближение к препятствиям;
- оборудовать ступени лестниц терминала аэровокзала антискользящим покрытием;
- оборудовать подходы к лестницам терминала аэровокзала тактильными напольными указателями;
- оборудовать лестничные марши между автостоянкой и привокзальной площадью, ступеньки у входа в здание аэровокзала поручнями, имеющими не травмирующее завершение;
- оборудовать кнопку шлагбаума, для вызова персонала аэропорта, расположенного возле въезда на привокзальную площадь, информационной табличкой, выполненной шрифтом Брайля.
- оборудовать входные двери в здание терминала аэровокзала, яркой контрастной маркировкой;
- привести в соответствие требованиям пункта 5.2.13 Свода правил, пандус, расположенный на служебном КПП терминала аэровокзала, используемом для встречи и провода маломобильных групп населения;
- привести в соответствие требованиям пункта 4.1.8 Свода правил, въезд на тротуар с привокзальной площади в районе центрального входа в терминал аэровокзала.
Возложить обязанность на АО «Аэропот Горно-Алтайск» в срок до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> обеспечить АО «Аэропорт Горно-Алтайск» специальным подъемным устройством, для посадки (высадки) в самолет с уровня земли, маломобильных групп населения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Майминский районный суд Республики Алтай.
Судья А.В. Ередеева
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2018 года.