РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Куйтун 31 августа 2020 г.
Куйтунский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Красногорской Т.П., при секретаре Анохиной Е.В., с участием истца Здота К.В., представителя истца Шафранского Ю.В., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куй- тунскому району» Карнаковой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-289/2020 по иску Здота Константина Васильевича к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, администрации Ленинского сельского поселения, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, установлении факта владения жилым домом на праве собственности в порядке наследования, признании права на получение сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного,
установил:
истец Здот К.В. обратился в суд с иском к министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» о признании незаконным отказа в выдаче сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, установлении факта владения жилым домом на праве собственности в порядке наследования, признании права на получение сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного. В обоснование исковых требований, уточненных в ходе рассмотрения, указано, что 25.03.2020 им было подано заявление и необходимый пакет документов в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» о постановке на учет как пострадавшего от паводка, утратившего жилье, и выдачу свидетельства на получение в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного, располагавшегося по адресу: <адрес>. 09.06.2020 директором ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» было выдано уведомление об отказе министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В уведомлении указана причина отказа - несоблюдение условий предоставления социальной выплаты указанных в п. 6 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (отсутствие права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории Куйтунского района). В устной форме ему было рекомендовано до 30 июня 2020 г. обратится с заявлением в суд для установления факта владения жилым домом на праве собственности в порядке наследования на день введения режима чрезвычайной ситуации. Отказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп. считает незаконным, ущемляющим право на получение свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, и подлежащим отмене по следующим основаниям. Жилой дом вместе с земельным участком, расположенные по адресу: <адрес>, он получил в наследство после смерти своего отца "ТТТ", умершего ДД.ММ.ГГГГ. Фактически наследство после смерти своего отца он принял, но по объективным причинам в установленном законом порядке принятое наследство не оформил, но распоряжался им как своим собственным имуществом. В апреле 2019 года он передал дом для временного проживания своему сыну "МММ". Решением Куйтунского районного суда от 26 декабря 2019 г. по гражданскому делу 2-547/2019 признан факт постоянного проживания "МММ" по адресу: <адрес>. Полагает, что решение Куйтунского районного суда по делу 2-547/2019 от 26.12.2019 полностью доказывает факт владения жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на праве собственности в порядке наследования на день введения режима чрезвычайной ситуации, т.е. на 30.07.2019. Решением Куйтунского районного суда от 23.01.2020 по делу № 2- 62/2020 за ним признано право собственности на земельный участок площадью 3700 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования. 02.03.2020 им в установленном порядке было зарегистрировано в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области право собственности на земельный участок. Право собственности на жилой дом было зарегистрировано 10.03.2020. По состоянию на дату введения режима чрезвычайной ситуации на территории Куйтунского района, т.е. 30.07.2019, он владел жилым домом <адрес> как своим собственным имуществом, приобретенным в порядке наследования. В марте текущего года Куйтунским районным судом было выдано разъяснение о порядке исполнения решения Куйтунского районного суда от 23 января 2020 г. по делу 2-62/2020. Просит суд установить факт владения Здотом Константином Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на праве собственности в порядке наследования на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области; признать незаконным решение Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате наводнения вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-п.; признать право Здота Константина Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение сертификата на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.; обратить решение суда к немедленному исполнению.
Определением суда от 06.07.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Ленинского сельского поселения.
В судебном заседании истец Здот К.В., представитель истца Шафранский Ю.В., действующий в порядке ч. 6 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» Карнакова Г.М., действующая на основании доверенности, разрешение исковых требований об установлении факта владения Здотом К.В. указанным выше жилым домом оставила на усмотрение суда. Возражала против удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, поскольку указанное решение являться законным.
Представитель ответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьева К.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменное возражение, согласно которому просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Ленинского сельского поселения Белинская В.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, администрации Ленинского сельского поселения.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что "ТТТ" на основании договора об индивидуальном жилищном строительстве, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ним и <данные изъяты>, предоставлен земельный участок для возведения жилого дома и для ведения приусадебного хозяйства, по результатам указанного договора "ТТТ" должен был своими силами и средствами возвести жилой дом в <адрес>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права №, "ТТТ" на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> Указанное подтверждается также кадастровым паспортом земельного участка по состоянию на 09.07.2009.
Согласно записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, родителями Здота К.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, являются "ТТТ" и "ЛЛЛ".
Согласно записи акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, "ТТТ", ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа нотариуса Куйтунского нотариального округа "ШШШ" следует, что наследственное дело к имуществу "ТТТ", умершего ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
По сведениям, предоставленным Тулунским производственным участком Иркутского отделения АО Восточно-Сибирский филиал «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, правоустанавливающие документы не зарегистрированы.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 23.01.2020 удовлетворены исковые требования Здота К.В. к администрации Ленинского сельского поселения о признании права собственности в порядке наследования, за Здотом К.В. признано право собственности на земельный участок площадью 3 700 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования. Решение обращено к немедленному исполнению.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Здот К.В. является собственником земельного участка площадью 3 700 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, основанием к регистрации права собственности послужило решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 23.01.2020.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Здот К.В. является собственником жилого дома площадью 40,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, дата регистрации права 10.03.2020, основанием для регистрации права послужило решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 23.01.2020 и технический план здания от 26.01.2020. Кадастровый номер данному жилому дому присвоен 10.03.2020. По состоянию на 20.08.2020 сведений о переходе (прекращении) права на указанный жилой дом зарегистрировано не было.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В силу ст.ст. 1113, 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
В соответствии со ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно положениям ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1). Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4).
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (п. 1). Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства (п. 2).
В силу ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Из разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Согласно п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в п. «в» ст. 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп. а п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 № «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации муниципального образования Куйтунский район № 630-п от 30.07.2019 на территории Куйтунского района введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» с 17 час. 00 мин. 30.07.2019.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п. 1).
Судом установлено, что "ТТТ", умерший ДД.ММ.ГГГГ, владел земельным участком и жилым домом, расположенными по адресу: <адрес>. При этом на дату смерти "ТТТ" в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано его право собственности на указанный выше земельный участок, право собственности на жилой дом зарегистрировано не было.
Истец Здот К.В., являясь сыном умершего "ТТТ" и, соответственно, наследником первой очереди, после смерти своего отца принял ДД.ММ.ГГГГ наследство в виде вышеуказанного дома и земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, в судебном заседании был установлен факт владения истцом Здотом К.В. жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на праве собственности в порядке наследования, в том числе, на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, в связи с чем требования об установлении указанного факта подлежат удовлетворению.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено предоставление социальных выплат на следующие цели:
1) приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации;
2) строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно п. 3 Положения, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Согласно п. 6 Положения, предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Пунктом 10 Положения предусмотрено, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством.
Согласно п. 11 Положения (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 31.03.2020 № 202-пп), в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 30 июня 2020 года обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утвержденный нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина.
Согласно п. 12 Положения, к заявлению о выдаче свидетельства прилагаются следующие документы:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина;
2) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя гражданина, - в случае обращения с заявлением представителя гражданина;
3) паспорт или иные документы, удостоверяющие личность членов семьи, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 1, 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) решение суда об установлении факта постоянного проживания в утраченном жилом помещении - в случае отсутствия у члена семьи постоянной регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) документы, подтверждающие отнесение лица к членам семьи (свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, договор о приемной семье либо решение суда о признании членом семьи);
6) документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченное жилое помещение, если право собственности на утраченное жилое помещение не зарегистрировано, - в случае обращения гражданина, указанного в подпунктах 2, 4 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
7) предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного, - в случае обращения гражданина, в составе семьи которого имеются дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью.
Из акта обследования жилого помещения № от 05.11.2019 и заключения Межведомственной комиссии № от 05.11.2019 следует, что выявлены основания для признания помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.
Постановлением администрации муниципального образования «Куйтунский район» №-п от 26.11.2019, жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания.
20.03.2020 Здот К.В. обратился с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, приложив к заявлению следующие документы: копию паспорта, постановление №-п от 26.11.2019, заключение № от 05.11.2019, акт № от 05.11.2019, копию решения суда от 23.01.2020, копию определения суда от 18.03.2020, копию выписки из ЕГРН от 10.03.2020.
Согласно п. 16 Положения, учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений):
1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской <адрес>, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация»;
2) сведений о признании жилого помещения утраченным;
3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя;
4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении;
5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
7) сведения об учетной норме площади жилого помещения;
8) сведения о пригодности (непригодности) иного жилого помещения для проживания.
Из ответа администрации муниципального образования «Куйтунский район» на межведомственный запрос следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, постановлением администрации МО «Куйтунский район» от 13.12.2019 № 1078-п (с изм. от 16.03.2020 № 255-п) внесен в границы подтопленных зон чрезвычайной ситуации, постановлением МО «Куйтунский район» от 26.11.2019 № 1006-п, жилое помещение признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории муниципального образования «Куйтунский район».
Из ответа ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» следует, что в документах, находящихся на архивном хранении в Учреждении, отсутствуют сведения о правах на объекты недвижимости, зарегистрированных до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» на территории Иркутской области за гр. Здот К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В документах, находящихся на архивном хранении в Учреждении, отсутствуют сведения о объекте недвижимости, расположенном по адресу: <адрес>
Пунктом 17 Положения предусмотрено, что после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
Согласно п. 18 Положения, основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются:
1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением;
2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения;
3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять;
4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Приказом №-п от 15.04.2020 ОГКУ «Управление социальной защиты населения» Здоту К.В. отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с несоблюдением условий предоставления социально выплаты, указанных в п. 6 Положения (отсутствие права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории Куйтунского района). 15.04.2020 Здоту К.В. направлено уведомление о принятом решении.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решение Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате наводнения вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, поскольку оспариваемое решение - приказ №п от 15.04.2020 – принят с соблюдением требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия принявшего его органа, и порядок его принятия; его содержание соответствует правовым актам, регулирующим спорные отношения. Основанием для вынесения указанного выше приказа послужило отсутствие права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская <адрес>, на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2019 года на территории Куйтунского района.
В соответствии с Положением, право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, в целях получения которого гражданин должен обратиться в компетентный орган с предоставлением соответствующих документов, то есть необходимо соблюдение обязательного заявительного порядка, предусмотренного Положением, решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства принимается компетентным органом в установленные сроки, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о признании права Здота К.В. на получение сертификата на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп.
Суд не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, поскольку доказательств, с достоверностью свидетельствующих, что замедление исполнения настоящего решения суда может привести к значительному ущербу для заявителя или оказаться невозможным, истцом суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Здота Константина Васильевича удовлетворить частично.
Установить факт владения Здотом Константином Васильевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, на праве собственности в порядке наследования на день введения режима чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области.
В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Куйтунскому району» об отказе в выдаче сертификата на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате наводнения вызванного сильными дождями, прошедшими в июне- июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-п. Здоту Константину Васильевичу отказать.
В удовлетворении исковых требований о признании права на получение сертификата на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Куйтунского района Иркутской области, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп. Здоту Константину Васильевичу отказать.
В удовлетворении исковых требований об обращении решения суда к немедленному исполнению Здоту Константину Васильевичу отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйтунский районный суд Иркутской области.
Судья Решение не вступило в законную силу