Дело № 2-3188/2024 г. Выборг
УИД 47RS0005-01-2024-002084-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2024 года.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Вериго Н. Б.,
при помощнике Журавлевой Т. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пономарева Владимира Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов военной службы, работы, учебы в страховой стаж для назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Истец Пономарев Владимир Владимирович обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов военной службы, работы, учебы в страховой стаж для назначении страховой пенсии, в котором просил: включить в страховой стаж для назначения ему страховой пенсии по старости период прохождения службы с 05.05.1979 по 20.05.1981, периоды работы с 13.07.1981 по 10.07.1984, период учебы с 01.09.1981 по 18.06.1988, обязать назначить ему страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 21 сентября 2023г. он обратился с заявлением в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СПБ и ЛО, за назначением ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400 от 28.12.2013 и соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.
27 декабря 2023 г. №235422/23 из Отделения он получил решение, которым ему было отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием страхового стажа 13 лет. В обоснование своих доводов ответчик указал, что в представленных им копиях документов - трудовой книжки, военного билета и диплома об образовании, не читается печать, поэтому указанные документы не могут быть приняты к рассмотрению, поэтому в страховой стаж, дающий право на назначении страховой пенсии по старости не учтены следующие периоды: с 05.05.1979 по 20.05.1981 служба по призыву; с 13.07.1981 по 10.07.1984 работа; с 01.09.1981 по 18.06.1988 учеба.
С учетом этого, ответчик посчитал ему трудовой стаж 7 лет 8 месяцев.
На руках у него имеются оригиналы указанных документов, в которых стоят оригинальные оттиски печати, но из-за продолжительного времени эти оттиски плохо видны.
Право гражданина на включение в страховой стаж для начисления пенсии периодов службы, работы и учебы не может быть ущемлено из-за отсутствия документов, а также ненадлежащего их заполнения (оттиск печати не читается), т.к. данная обязанность лежит на работодателе и иных лицах.
Согласно ч.1 ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом, подтверждающим трудовую деятельность человека.
Таким образом, служба, работа и учеба подтверждена достоверными и достаточными доказательствами, указанными в трудовой книжке, военном билете и дипломе, периоды подлежат включению в стаж работы, дающий ему право на назначение пенсии по старости.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, ранее в ходе рассмотрения дела, возражал против удовлетворения требований, представил письменные возражения на иск.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что 21.09.2023 истец обратился к ответчику за назначением страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ и соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019.
Право на страховую пенсию по старости в 2022 году наступает при наличии не менее 13 лет страхового стажа и величины ИПК не ниже 23,4.
Страховой стаж истца на дату обращения 21.09.2023 составил 07 лет 08 месяцев 00 дней.
Ответчиком не включены следующие периоды работы и иной деятельности:
с 05.05.1979 по 20.05.1981, с 13.07.1981 по 10.07.1984, с 01.09.1981 по 18.06.1988, так как данные периоды протекали на территории Республики Казахстан.
Для подтверждения стажа ответчиком были направлены Формуляры «Запрос» о стаже и заработной плате истца в Компетентный орган Республики Казахстан, но на момент вынесения решения о назначении или об отказе в назначении страховой пенсии по старости, ответы на запросы не поступали. Таким образом, спорные периоды не могут быть включены в страховой стаж истца, в связи с отсутствием подтверждающих документов.
На основании представленных документов величина ИПК составила 6,544 (требуется не менее 23,4), что не дает право истцу на назначение страховой пенсии по старости.
Периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 могут быть включены в подсчет страхового стажа только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства.
С 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила).
В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.
При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Закона № 400-ФЗ).
С 01.01.2021 вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее Соглашение ЕАЭС), ст. 7 которого предусмотрено, что каждое государство - член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством, исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений настоящего Соглашения (п. 1). В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства - члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств - членов в соответствии с законодательством каждого из государств - членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 122 утвержден Порядок взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения.
В целях реализации прав трудящихся (членов их семей) компетентные органы государств - членов ЕАЭС обеспечивают взаимодействие путем обмена соответствующими формулярами согласно приложениям к названному Порядку, в том числе в целях подтверждения стажа работы на территории другого государства - члена ЕАЭС после 13.03.1992 и, при необходимости, предоставления дополнительных документов и формуляров, подтверждающих стаж до 13.03.1992 (п. 9 и 10 Порядка взаимодействия).
Поскольку запрашиваемая информация в целях подтверждения соответствующих периодов стажа работы необходима в рамках реализации Соглашения ЕАЭС, к рассмотрению принимается только формуляр «О стаже работы» оформленный в соответствии с Порядком взаимодействия, к которому могут быть приложены подтверждающие документы.
Так, в соответствии с названным Порядком для определения права на пенсию с применением п. 2 ст. 7 Соглашения компетентный орган государства - члена запрашивает формуляр «О стаже работы» у компетентного органа другого государства – члена, на территории которого у трудящегося имеется стаж работы (ч. 9).
Компетентный орган государства - члена, получивший запрос, подтверждает стаж работы либо информирует о невозможности подтверждения стажа путем направления формуляра "О стаже работы" в компетентный орган государства - члена, направившего запрос.
Следовательно, ответственность по подтверждению пенсионных прав (стаж, заработок) возложена на компетентные органы государств - членов ЕАЭС, которым является в данном случае, Республика Казахстан, а способ подтверждения - получение территориальным органом СФР формуляра «О стаже работы» на направленный им формуляр «Запрос».
Из материалов дела также следует, что ответчиком были направлены формуляры «Запрос» в Комитет труда и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и в РГУ Департамент Комитета труда и социальной защиты по Карагандинской области о периодах работы и заработной плате и иной деятельности за периоды: 05.05.1979 по 20.05.1981, с 13.07.1981 по 10.07.1984, с 01.09.1981 по 18.06.1988. На сегодняшний день формуляры «О стаже работы», подтверждающие спорные периоды работы истца, в адрес ответчика не поступали.
Суд полагает, что спорные периоды работы истца не могут быть учтены в стаж, в связи с тем, что страховая пенсия по старости назначается с учетом Соглашения с ЕАЭС от 20.12.2019, согласно которому документы, содержащие сведения о стаже и заработной плате должны быть подтверждены Формуляром государства - участника данного Соглашения, в данном случае Республикой Казахстан.
Кроме того, в отношении периодов страхового (трудового) стажа, имевших место за пределами Российской Федерации, пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с нормами Закона №400-ФЗ, а также с применением Правил № 1015 от 02.10.2014 и нормами Международных Соглашений.
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного Законодательства Российской Федерации, должны предъявлять соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств - участников соглашений.
В качестве документов, подтверждающих страховой стаж и заработок, могут приниматься:
справки, оформленные компетентными учреждениями,
справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями на которых осуществлялась трудовая и иная деятельность,
архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника Соглашения,
формуляры, выданные компетентными органами государств-участников Соглашений;
- документы, содержащиеся в пенсионных делах пенсионеров, на основании которых назначалась и выплачивалась пенсия в период проживания на территории государств-участников Соглашений.
Порядок подтверждения периодов работы и иных периодов, учитываемый в страховой (трудовой) стаж, приобретенных на территории Республики Казахстан (бывшей Казахской ССР) регулируется Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (далее - Соглашение ЕАЭС).
Реализация Соглашения ЕАЭС осуществляется в соответствии с Порядком взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, определяющим правила сотрудничества между компетентными органами государств - членов ЕАЭС.
В целях реализации прав трудящихся компетентные органы государств - членов ЕАЭС обеспечивают взаимодействие путем обмена соответствующими формулярами согласно приложениям к названному Порядку, в том числе в целях подтверждения стажа работы и иных периодов на территории другого государства - члена ЕАЭС после 13.03.1992, и, при необходимости, представления дополнительных документов и формуляров, подтверждающих стаж до 13.03.1992 (пункты 9 и 10 Порядка взаимодействия).
Поскольку запрашиваемая информация в целях подтверждения соответствующих периодов стажа работы необходима в рамках реализации Соглашения ЕАЭС, к рассмотрению должен приниматься формуляр «О стаже работы», оформленный в соответствии с Порядком взаимодействия, к которому могут быть приложены подтверждающие документы.
С 1 января 2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Страховая пенсия состоит из страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В соответствии с ч. 10 ст. 15 указанного Закона № 400-ФЗ при расчете пенсий гражданам, у которых право наступило с 01.01.2015 и позднее, производится расчет страховой части, исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 17Э-ФЗ), а за периоды работы, имевшие место с 01.01.2015, определяется величина индивидуального пенсионного коэффициента в соответствии с ч. 11 ст. 15 Закона № 400-ФЗ.
Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:
СПст = ИПК х СПК,
где СПст - размер страховой пенсии по старости;
ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;
СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, на который рассчитывается страховая пенсия по старости.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК - (ИПКс + ИПКн),
где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого рассчитывается страховая пенсия по старости;
ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;
ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015 года, по состоянию на день, с которого рассчитывается страховая пенсия по старости;
Величина индивидуального пенсионного коэффициента до 01.01.2015 определяется по формуле:
ИПКс = П/СПКк
где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015;
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленный по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015, равная 64 рублям 10 копейкам.
В соответствии со ст. 30 Закона № 173-Ф3 при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Во внимание принимаются обстоятельства, имевшие место до указанной даты, т.е. до 01.01.2002 года.
Расчетный пенсионный капитал определяется по формуле:
ПК=(РП-450 рублей) х Т, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица
РП - расчетный размер трудовой пенсии
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01.01.2002
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости.
Пенсия устанавливается в соответствии с действующим законодательством на основании документов, подтверждающих фактические данные о стаже, заработке до 01.01.2002 и страховых взносах гражданина после 01.01.2002. Занимаемые должности и отрасли, в которых работает гражданин, значения для размера пенсии не имеют.
В соответствии со ст. 13 Закона № 173-Ф3 и ст. 14 Закона № 400- ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 400-ФЗ) подтверждаются на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пономарев В.В. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования 28.02.2016, соответственно, после этой даты страховой стаж может учитываться только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с действующим законодательством расчетный размер пенсии определяется в зависимости от общего трудового стажа и среднего заработка до 01.01.2002.
Между тем, суд отмечает, что в случае удовлетворения судом исковых требований истца о включении в стаж, периодов работы и иной деятельности: с 05.05.1979 по 20.05.1981 - служба по призыву; с 13.07.1981 по 10.07.1984 - работа; с 01.09.1981 по 18.06.1988 - учеба, страховой стаж и ИПК составит: страховой стаж - 14 лет 10 месяцев 18 дней; общий трудовой стаж на 01.01.2002 - 12 лет 08 месяцев 14 дней; общий трудовой стаж с учетом периода учебы - 14 лет 10 месяцев 18 дней; стаж для валоризации - 11 лет 08 месяцев 03 дня; стаж для валоризации с учетом периода учебы - 13 лет 10 месяцев 07 дней. Коэффициент по заработной плате учтен 0,472.
Расчет размера ИПК страховой пенсии по старости на 21.09.2023:
ПК на 01.01.2002 = 0,55 (коэффициент по стажу) * 0,472 (коэффициент по заработной плате) * 1671 (среднемесячная зарплата) = 433,79 (расчетный размер пенсии на 01.01.2002 доведен до минимума) = 660,00 - 450 * 228 (ожидаемый период выплаты пенсии «Т») * 0,59533333 (отношение имеющего трудового стажа, приобретенного на 01.01.2002 14 лет 10 месяцев 18 дней к требуемой продолжительности 25 лет)= 28504,56;
ПК индексированный на 31.12.2014 - 58504,56 * 5,6148.... (коэффициенты индексации с 01.01.2002 по 31.12.2014) = 160047,87 (индексированный РПК) + 36811,01 (ПК валоризации за советский стаж до 01.01.1991 года =13 лет 10 месяцев 07 дней = 23 %)= 196858,88.
Сумма страховых взносов на 31.12.2014 = 0,00 СЧ на 31.12.2014 = (196858,88 + 0,00)/228 = 863,42 ИПК с = 863,42 / 64,10 = 13,470 где 64,10 - стоимость одного балла на 01.01.2015 ИПК н = 0,00,
где ИПКн - сумма баллов, учтенных после 01.01.2015. ИПК суммарный = 13,470
Судом установлено, что право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ и соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 у Пономарева В.В. отсутствует, в связи с отсутствием величины ИПК 23,4 (с учетом зачета спорных периодов ИПК составило бы 13,470).
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Установленные судом обстоятельства истцом не опровергнуты.
Суд полагает, что решение ответчика от 27.12.2023 № 235422/23 является законным и обоснованным, а доводы истца о том, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ необходима только трудовая книжка, являются не обоснованными, противоречат требованиям пенсионного законодательства.
Суд полагает, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих заявленные требования, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Пономарева Владимира Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов военной службы, работы, учебы в страховой стаж для назначении страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н. Б. Вериго
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2024 года.
47RS0005-01-2024-002084-04
Подлинный документ находится
в производстве Выборгского городского суда
Ленинградской области, подшит в деле №2-3188/2024