Судья: Бутырин А.В.
Докладчик: Александрова Л.А. Дело №33-109/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Черных С.В.
судей Александровой Л.А., Зуевой С.М.
при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 07 февраля 2019 года гражданское дело
по апелляционной жалобе представителя мэрии города Новосибирска на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 19 ноября 2018 года
по гражданскому делу по иску Т.Е.С. к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставления жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Александровой Л.А., объяснения истца Т.Е.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Т.Е.С. обратилась в суд с иском к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в соответствующий список, подлежит обеспечению жилыми помещениями. Вместе с тем, жилое помещение до настоящего времени ей не предоставлено.
На основании изложенного, уточнив исковые требования просила обязать Мэрию г. Новосибирска однократно предоставить ей жилое помещение по договору найма в виде квартиры, благоустроенной применительно к условиям города Новосибирска, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения на менее 30 кв.м, общей площади на одного человека.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 19 ноября 2018 года исковые требования Т.Е.С. к мэрии города Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставления жилого помещения удовлетворены.
Суд постановил обязать мэрию города Новосибирска предоставить Т.Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории города Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
С решением не согласен представитель мэрии города Новосибирска, в апелляционной жалобе просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что указывает, что при отсутствии надлежащего финансирования из субъекта РФ по приобретению жилых помещений для детей - сирот, мэрия не может исполнить решение суда без соответствующего финансирования.
Возложение решением суда обязанности на мэрию по предоставлению истцу жилого помещения из специализированного жилищного фонда без возложения на Новосибирскую область обязанности по выделению мэрии города соответствующего объема субвенций для приобретения жилого помещения нарушает права мэрии, поскольку на сегодняшний день дополнительные денежные средства для приобретения жилых помещений детям-сиротам в том числе и на истца, из областного бюджета не поступали.
Кроме того, предоставление истцу жилого помещения вне очереди повлечет нарушение впереди стоящих перед ним такой же категории граждан.
На апелляционную жалобу поступили возражения Правительства Новосибирской области.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1,3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопросы обеспечениям жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Судом установлено, что истец Т.Е.С. относится к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом главы администрации Заельцовского района г.Новосибирска от 11.03.2011 № 276-од истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Из материалов дела усматривается, что сведения о наличии у истца жилого помещения, на которое у нее было право владение, пользование и распоряжения, отсутствуют.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая указанные выше нормы гражданского законодательства и фактически обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав мэрию города предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку с момента включения Т.Е.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, у мэрии возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения за счет средств областного бюджета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на имеющихся в деле доказательствах, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец может быть обеспечена жилым помещением в соответствии со списком при поступлении субвенций из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку обязанность по предоставлению жилого помещения истцу возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования расходов по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору специализированного найма жилого помещения.
Согласно положениям Законов Новосибирской области от 24.11.2014 N 490-ОЗ и от 05.06.2013 N 331-ОЗ обязанность предоставления жилого помещения возложена на Мэрию за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Доводы апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения впереди стоящих перед ним такой же категории граждан повлечет безусловное нарушение их нрав, являются несостоятельными.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
По мнению судебной коллегии, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда города Новосибирска от 19 ноября 2018 года по доводам апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии города Новосибирска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: