<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Дело № 2а-3782/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 04.10.2021
мотивированное: 18.10.2021
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
с участием административного истца Меджидова Д.Ш., его представителя Мухугороева М.А.,
представителя административного ответчика Военного комиссариата г. Махачкалы РД Карабекова К.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Меджидова ФИО7 к Военному комиссариату г. Махачкалы РД и призывной комиссии г. Махачкалы о признании незаконным решения (заключения) Призывной комиссии г. Махачкалы от 21.04.2021 о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о зачислении в запас Вооружённых Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет на основании абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ФИО2 – ФИО5 обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату <адрес> РД и призывной комиссии <адрес> о признании незаконным решения (заключения) Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о зачислении в запас Вооружённых Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет на основании абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
В обоснование иска указывается на то, что решением Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец зачислен в запас по основанию: не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Истец указывает на то, что данное решение принято незаконно, поскольку именно на военный комиссариат возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на осуществление призыва на военную службу, в том числе по своевременному вручению под расписку соответствующих повесток о необходимости явиться на призывной пункт. Согласно позиции Конституционного суда РФ непрохождение военной службы по призыву без законных оснований должно связываться с наличием действий, которые свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу, для пресечения которых действующим законодательством предусмотрены механизмы привлечения к уголовной и административной ответственности. Также КС РФ указывал на то, что суды должны оценивать фактические обстоятельства дела без применения формального подхода. Истец от призыва на военную службу не уклонялся, повестки ему не приходили, он должен нести ответственность в виде ограничения гражданских прав наравне с теми, кто умышленно не проходил военную службу.
Также от истца поступило заявление о восстановлении сроков подачи иска по административному делу. Данное заявление мотивировано тем, что истец при вынесении решения не присутствовал, решение призывной комиссии ему не направлялось.
В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель ФИО5 поддержали заявленный административный иск по изложенным в нем основаниям и просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика Военного комиссариата <адрес> РД по доверенности ФИО6 просил в удовлетворении иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд, а также вследствие того, что основания для выдачи истцу военного билета отсутствуют, воинскую службу он не проходил, отсрочки для ее прохождения не имел.
Надлежаще извещенный административный ответчик Призывная комиссия <адрес> своего представителя на рассмотрение дела не направила, о причинах неявки не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
С учетом надлежащего извещения суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Выслушав представителем сторон, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Административным истцом ФИО2 на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным решения (заключения) Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о признании истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, обязании рассмотреть вопрос о зачислении в запас Вооружённых Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет на основании абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решения призывной комиссии и военного комиссариата могут быть обжалованы в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ.
При этом, согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В судебном заседании было исследовано личное дело призывника, из которого усматривается, что истец проходил медицинскую комиссию, однако информация о том, что по результатам данной медицинской комиссии вынесено какое-либо решение, данное решение направлено призывнику, в личном деле отсутствует. При этом у призывника необходимо было взять расписку о явке на призывную комиссию, либо направить данное решение самому призывнику. Доказательства совершения административным ответчиком вышеуказанных действий суду не представлены, в связи с чем суд приходит к выводу, что заявитель своевременно о принятом решении не извещен, срок обращения в суд не пропущен, административный иск подлежит рассмотрению по существу.
В соответствие с п. 4 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
На призывную комиссию в соответствии с п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствие с пп. «а» п. 1 ст. 22 указанного ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 1.1 ст. 28 указанного ФЗ при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Как следует из материалов административного дела, административный истец ФИО2 уволен в запас на основании абз. 7 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в соответствии с которым запас Вооруженных Сил РФ создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствие с п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, пп. «в» п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 указанного ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, совокупность указанных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по указанному в п. 1.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Такие факты должны иметь место, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец был принят на учёт и состоял на учёте в качестве призывника.
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 ФЗ № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 ФЗ № 53-ФЗ.
На основании п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).
В соответствии со ст. 31 ФЗ № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Согласно ч. 1 ст. 5.1 ФЗ № 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного п. 1 или 4 ст. 20 или п. 1 ст. 20.2 настоящего ФЗ, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Таким образом, обязательным условием вынесения решения о принятии гражданина в запас Вооруженных Сил РФ является медицинское освидетельствование.
При установлении обстоятельств получения административным истцом оспариваемого решения Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обозрение суда было представлено личное дело призывника, в котором имелась медицинская карта о прохождении им медицинского освидетельствования перед принятием вышеуказанного решения.
Между тем, присутствовавший на рассмотрении дела административный истец ФИО2 дал в судебном заседании объяснения, согласно которым на прохождение медицинского освидетельствования в указанный день он не являлся, медицинское освидетельствование не проходил.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Разрешая вопрос о прохождении административным истцом медицинского освидетельствования, суд руководствуется тем, что объяснения самого ФИО2, утверждавшего, что он медицинское освидетельствование не проходил, более существенны, чем имеющаяся в личном деле призывника медицинская карта. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный истец ФИО2 медицинское освидетельствование перед принятием оспариваемого решения Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не проходил, следовательно, данное решение принято без медицинского освидетельствования, что является достаточным основанием для признания решения незаконным и его отмены.
Административным истцом также заявлено требование рассмотреть вопрос о зачислении в запас Вооружённых Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет на основании абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие подтверждения призывником медицинского освидетельствования вопрос о зачислении его в запас Вооружённых Сил РФ как не подлежащего призыву на военную службу по достижении возраста 27 лет на основании абз. 6 п. 1 ст. 28, абз. 6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета, является преждевременным, призывник подлежит направлению на медицинское освидетельствование и принятие решения без указания о том, каким должно быть это решение. В случае, если принятое по результатам медицинского освидетельствования повторное решение административный истец сочтёт незаконным, он вправе обжаловать его в порядке и сроки, установленные КАС РФ.
Таким образом, административный иск ФИО2 подлежит удовлетворению в части признания незаконным решения Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении административного истца ФИО2 в запас как не прошедшего военную службу по призыву (п. 7 ч. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») с обязанием повторно рассмотреть указанный вопрос.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении административного истца ФИО2 в запас как не прошедшего военную службу по призыву (п. 7 ч. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Обязать Призывную комиссию <адрес> и Военный комиссариат <адрес> Республики Дагестан повторно рассмотреть вопрос о зачислении административного истца ФИО2 в запас.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Чоракаев Т.Э.