Судья Зубков Г.А. дело № 33-621 2013
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14.06.2013 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей – Панеш Х.Е. и Сиюхова А.Р.
при секретаре – Пханаевой О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Тисленко О.И. по доверенности Блягоз А.С. на решение Майкопского городского суда от 11.04.2013 года, которым постановлено:
– исковые требования ФИО1 к Администрации МО «Город Майкоп» и министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на его приобретение - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 13.01.2013г., утверждённое распоряжением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 30.01.2013г. № 226-р об отказе в признании Тисленко О.И. нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать Тисленко Оксану Игоревну нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящуюся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и поставить на учет составом семьи 1 человек в администрации муниципального образования «Город Майкоп».
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 - отказать.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителя истца Тисленко О.И. по доверенности Блягоз А.С., поддержавшего доводы жалобы об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении иска, возражения представителя ответчика администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Божковой Ю.В., полагавшей решение суда в обжалуемой части законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Тисленко О.И. обратилась в Майкопский городской суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на его приобретение.
В обоснование иска указала, что решением жилищной комиссии администрация МО «Город Майкоп» ей было отказано в постановке на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на то, что за ней зарегистрирована на праве собственности 1/5 доля <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Считает отказ в постановке на жилищный учет незаконным. При этом указывает, что поскольку она относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то вправе реализовать, предусмотренные законодательством жилищные права. То обстоятельство, что она является собственником 1/5 доли квартиры общей 39, 6 кв.м., не может являться препятствием в постановке на учет и получении субсидии, поскольку ее доля (7,92 кв.м.) в квартире ниже учетной нормы, установленной в МО «Город Майкоп» и равной 10 кв.м.
Просила в судебном порядке восстановить ее нарушенные права, а именно: признать решение комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 16.01.2013г., утверждённое распоряжением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 30.01.2013г. № 226-р незаконным; признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставить на учет составом семьи 1 человек в администрации муниципального образования «Город Майкоп»; включить в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещение в собственность; обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея перечислить администрации муниципального образования «Город Майкоп» субвенцию в размере 787050 рублей для предоставления ей социальной выплаты на приобретение жилого помещения и обязать муниципальное образование «Город Майкоп» предоставить ей за счет перечисленной субвенции социальную выплату для приобретения жилого помещения в указанном размере.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что суд не учел то обстоятельство, что право истицы на жилое помещение возникло в момент подачи заявления о постановке на жилищный учет и о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья, то есть с 27.12.2012 года, поэтому вопрос о выплатах следовало разрешить в соответствии с действовавшим на тот период законодательством.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела истица 27.12.2012 года обратилась в комиссию по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории граждан из числа детей- сирот, оставшуюся без попечения родителей и включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
Комиссия приняла 13.01.2013 года решение, которым отказала в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с тем, что у нее собственности имеется 1/5 доли квартиры общей площадью 39,6 кв.м.
Судом установлено, что мать истицы решением суда от ДД.ММ.ГГГГ года лишена родительских прав, отец умер в ДД.ММ.ГГГГ году.
Таким образом суд, удовлетворяя требования истицы в части постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к правильному выводу об обоснованности ее доводов о наличии оснований для признания ее относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановки на учет граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данная норма в вышеприведенной редакции была введена Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который вступил в действие с 1 января 2013 года.
При этом согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Поскольку истица до 1 января 2013 года не реализовала право на обеспечение жилым помещением, то на нее распространяется действие статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с изменениями, внесенными от 29.02.2012 года.
Согласно названной норме, истица имеет право на дополнительные гарантии на жилое помещение, но не в виде получения денежной субсидии, как она просила, а в виде предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Поэтому в настоящее время не имеется оснований для предоставления истице денежной субсидии на приобретение жилья.
С учетом положений действующего законодательства судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что отказом в иске права истицы нарушены, необоснованными. Указание в жалобе на то, что администрация обязана предоставить истице безвозмездную субсидию на приобретение жилья, сводится к неверному пониманию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства, дал им надлежащую оценку и пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истицы. Данный вывод подробно мотивирован в решении суда, соответствует требованиям действующего законодательства и основан на материалах дела.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 11.04.2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – В.М. Мейстер
Судьи – Х.Е. Панеш
А.Р. Сиюхова
Председательствующий – Мейстер В.М.
Судьи – Панеш Х.Е. и Сиюхова А.Р.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер