УИД: 25RS0033-01-2022-001298-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Черниговка |
16 февраля 2023 года |
Черниговский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Бурик Ю.В.,
при помощнике судьи Бураховиче В.И.,
с участием представителя истца Федерального агенства лесного хозяйства (Рослесхоз) – ГОА, доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального агенства лесного хозяйства к Администрации Черниговского района, к ЛВТ о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком, признании права безвоздмездного пользования земельным участком отсутствующим, прекращении в ЕГРН права безвозмездного пользования земельным участком и снятии с государственного кадастрового учета,
установил:
истец, с учётом уточнения, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Черниговского района, к ЛВТ о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N2, заключенным между Администрацией Черниговского района и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ; признании права безвоздмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 25:22:250001:3370 по договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N2, заключенному между Администрацией Черниговского района и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ отсутствующим; прекращении в ЕГРН права безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 25:22:250001:3370 по договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N5, заключенному между Администрацией Черниговского района и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ; снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:22:250001:3370.
В обоснование указывая, что в нарушение Положения статей 81- 84 Лесного кодекса РФ, которые не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению лесным участками в составе земель лесного фонда и находящихся в федеральной собственности, Администрацией Черниговского района на землях лесного фонда Спасского лесничества Приморского края сформирован земельный участок с кадастровым номером 25:22:250001:3370 с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» и представлен в безвозмездное срочное пользование индивидуальному предпринимателю - главе крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ.
Представитель истца Федерального агенства лесного хозяйства (Рослесхоз) – ГОА в судебном заседании исковые требования, с учётом уточнения поддержал, просил удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика Администрации Черниговского района о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому считает требования Федерального агентства лесного хозяйства подлежащими удовлетворению, поскольку земельный участок площадью 2041915 кв. м с кадастровым номером 25:22:250001:3370, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2500 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, был предоставлен ЛВТ в соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ на основании постановления Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ N305-па.
Предварительно постановлением Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ N197-па была утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет
ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый №.
В связи с тем, что основания для отказа в предоставлении указанного земельного участка отсутствовали, в том числе отсутствовали сведения о том, что данный земельный участок относится к землям лесного фонда и принадлежит Российской Федерации, участок был предоставлен в безвозмездное пользование главе крестьянского (фермерского) хозяйства ЛВТ.
ДД.ММ.ГГГГ с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЛВТ
ЛВТ был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N2.
Договор безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N 2 был зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ номер
государственной регистрации: 25:22:250001:3370-25/004/2018-3.
Согласно заключению о пересечении (наложении) земельного участка с землями лесного фонда земельный участок кадастровый номер
25:22:250001:3370 полностью расположен на землях лесного фонда Спасского лесничества Реттиховского участкового лесничества в квартале N50 выделах 1 (часть), 3 (часть); квартале N56 выделах 1 (часть), 2, 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 9 (часть), 10 (часть), 11 (часть).
При этом граница участка лесного фонда не установлена в
соответствии с требованиями действующего законодательства. В
соответствии с ч.4 ст.6.1. Лесного кодекса РФ границы земель лесного
фонда определяются границами лесничеств.
Поскольку граница участка лесного фонда не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и не была отображена на публичной кадастровой карте, уполномоченным органом при предоставлении участка с кадастровым номером 25:22:250001:3370 главе крестьянского (фермерского) хозяйства ЛВТ не было установлено, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают земли лесного фонда.
В связи с чем, земельный участок с кадастровым номером
25:22:250001:3370 был предоставлен главе крестьянского (фермерского)
хозяйства ЛВТ на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N2.
Ответчик ЛВТ, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, согласно представленного письменного отзыва на исковое заявление считает требования Федерального агентства лесного хозяйства к Администрации Черниговского района Приморского края, ЛВТ о признании недействительным договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ №заключенным между Администрацией Черниговского района индивидуальному предпринимателю - главой крестъянско-фермерского хозяйства ЛВТ и снятии земельного участка с кадастровым номером 25:22:250001:3370 с государственного кадастрового учета законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в
составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с п.4ст.6.1 Лесного кодекса Российской Федерации
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Приказом Рослесхоза от 09.12.2008 N382 установлено количество лесничеств на территории Приморского края и их границы. В частности, из состава Черниговского, Спасского и Спасского сельского лесхозов и на основании материалов лесоустройства создано Спасское лесничество, включающее в себя участковые лесничества: Нововладимировское, Свиягинское, Бельцовское, Спасское, Черниговское, Сибирцевское, Реттиховское, Спасское сельское. Лесохозяйственным регламентом Спасского лесничества Приморского края, утвержденным приказом департамента лесного хозяйства Приморского края 30.l1.2018 N1562 предусмотрено, что Реттиховское участковое лесничество
состоит из 85 лесных кварталов, из которых кварталы N50, 56 отнесены к
эксплуатационным лесам.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное
пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений,
расположенных на землях лесного фонда; проектирование лесных участков на землях лесного фонда; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Указанные полномочия в Приморском крае реализует министерство
лесного и охотничьего хозяйства Приморского края.
Положения статей 81-84 Лесного кодекса РФ не наделяют органы
местного самоуправления полномочиями по распоряжению лесным участками в составе земель лесного фонда и находящихся в федеральной собственности.
Администрацией Черниговского района Приморского края, в нарушение вышеперечисленных норм закона, на землях лесного фонда Спасского лесничества Приморского края сформирован земельный участок с кадастровым номером 25:22:250001:3370 с категорией «земли сельскохозяйственного назначения» и предоставлен в безвозмездное срочное пользование индивидуальному предпринимателю главе крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ № сроком на 5 лет. Договор зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, номер государственной регистрации 25:22:25001:3370-25/004/2018-3.
Право собственности на земли лесного фонда, входящие в состав Спасского лесничества Приморского края, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Росреестра по Приморскому краю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии АА-25 №.
Согласно выписке из государственного лесного реестра и заключению о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером
25:22:250001:3370 земельный участок с кадастровым номером
25:22:250001:3370 полностью расположен на землях лесного фонда Спасского лесничества в квартале № выделах 1 (часть), 3 (часть); квартале № выделах 1 (часть), 2, 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 9 (часть), 10 (часть), 11 (часть). Таким образом, Администрация Черниговского района Приморского края не имела права распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 25:22:250001:3370.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу без своего участия, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которым указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации ограничения (обременения) в виде безвозмездного (срочного) пользования земельным/лесным участком в пользу ЛВТ, в отношении земельного участка местоположение которого установлено примерно в 2500 м по направлению на юго-восток относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, кадастровый №, на основании договора безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010 «О некоторых вопросах,
возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с права собственности и других вещных прав) оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной,
которым не применены последствия ее недействительности, не является
основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, представленные письменные пояснения на исковое заявление, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Федерального закона №301-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу положений частей 1,2 и 4 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» признаются права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также права на участки, возникшие в силу закона. Равным образом признаются и ранее учтенные земельные участки (ч.4 ст.69), к которым относятся и земельные участки лесного фонда.
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств (ч. 4 ст. 6.1 ЛК РФ). Приказом Рослесхоза от 09.12.2008 №382 установлено количество лесничеств на территории Приморского края и их границы. В частности, из состава Черниговского, Спасского и Спасского сельского лесхозов и на основании материалов лесоустройства создано Спасское лесничество, включающее в себя участковые лесничества: Нововладимировское, Свиягинское, Бельцовское, Спасское, Черниговское, Сибирцевское, Реттиховское, Спасское сельское.
Лесохозяйственным регламентом Спасского лесничества Приморского края, утвержденным приказом департамента лесного хозяйства Приморского края 30.11.2018 №1562 предусмотрено, что Реттиховское участковое лесничество состоит из 85 лесных кварталов, из которых кварталы №50, 56 отнесены к эксплуатационным лесам.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда; проектирование лесных участков на землях лесного фонда; ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации. Указанные полномочия в Приморском крае реализует министерство лесного и охотничьего хозяйства Приморского края.
Положения статей 81-84 Лесного кодекса РФ не наделяют органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению лесным участками в составе земель лесного фонда и находящихся в федеральной собственности.
В нарушение указанных норм, Администрацией Черниговского района на землях лесного фонда Спасского лесничества Приморского края
сформирован земельный участок площадью 204915,00 кв. м с кадастровым номером 25:22:250001:3370, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 2500 м от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Постановлением Администрации Черниговского района от ДД.ММ.ГГГГ N197-па была утверждена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет
ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ с главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЛВТ
ЛВТ был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком N2.
Договор безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ N 2 был зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ номер
государственной регистрации: 25:22:250001:3370-25/004/2018-3.
Право собственности на земли лесного фонда, входящие в состав Спасского лесничества Приморского края, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Росреестра по Приморскому краю выдано свидетельство о государственной регистрации права серии АА-25 N980817.
Согласно выписке из государственного лесного реестра и заключению о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 25:22:250001:3370, представленными министерством лесного и охотничьего хозяйства Приморского края, земельный участок с кадастровым номером 25:22:250001:3370 полностью расположен на землях лесного фонда Спасского лесничества в квартала N50 выделах 1 (часть), 3 (часть); квартале N56 выделах 1 (часть), 2, 3 (часть), 5 (часть), 6 (часть), 7 (часть), 8 (часть), 9 (часть), 10 (часть), 11 (часть).
В силу положений части 7 статьи 1 Закона N218-ФЗ государственный
кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона N218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Снятию с кадастрового учета подлежат: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 части 1 ст.26 Закона N218-ФЗ); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка; государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (п. 14, 15 ст. 41 Закона N218-ФЗ); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п. 3 ст. 70 Закона N218-ФЗ); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч. 7 ст. 72 Закона N218-ФЗ).
Из вышеприведенных положений следует, что данный закон прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.
В иных случаях, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения права возможны лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно части 1 статьи 166 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ч. 1 ст. 167 ГК РФ).
Частью 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 09.01.1998 №1-П лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно разъяснениям Верховного суда РФ, изложенным в пункте 4
постановления Пленума от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об
использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
О заключении между Администрацией и Предпринимателем оспариваемого договора Рослесхоз узнал из обращения министерства лесного и охотничьего хозяйства Приморского края от 29.07.2022 №38/6397, поступившего 29.07.2022 в Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.
Таким образом, установленный статьей 181 Гражданского кодекса РФ срок
давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной Рослесхозом соблюден.
Рослесхозом в лице территориального органа - Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу - в адрес Администрации Черниговского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ направлено предложение о принятии мер по восстановлению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений путем расторжения Договора и снятия земельного участка с кадастровым номером 25:22:250001:3370 с государственного кадастрового учета.
Согласно ответу Администрации Черниговского муниципального района от 03.10.2022 N4672 меры по восстановлению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в установленный срок не приняты.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) индивидуальный предприниматель - глава крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Фактически спорный земельный участок находится наземляхлесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации. Защиту, в том числе в судебном порядке имущественныхправи законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, согласно подпункту 5.20.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 N1223 (вступил в силу 18.10.2017), от имени Российской Федерации осуществляетРослесхоз.
На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, судпризнаетисковыетребования Рослесхоза подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ЛВТ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Федерального агенства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействительным договор безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенным между Администрацией Черниговского района и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского
хозяйства ЛВТ;
признать право безвоздмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 25:22:250001:3370 по договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Администрацией Черниговского района и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ отсутствующим;
прекратить в ЕГРН право безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 25:22:250001:3370 по договору безвозмездного пользования земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному между Администрацией Черниговского района и индивидуальным предпринимателем - главой крестьянско-фермерского хозяйства ЛВТ.
снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 25:22:250001:3370.
Взыскать с ЛВТ в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Черниговский районный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2023 года.
Председательствующий Ю.В. Бурик