Дело № 2а-1416/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре Абдуллаевой Э.Б., с участием представителя административного истца –адвоката Абдуразакова К.М., представителя ответчика Управления Росреестра по РД Рамазановой Д. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Абдуразакова К.М. в интересах Юсупова А.А. к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения(действия) об отказе во включении сведений о квартире в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, обязании включении сведений,
УСТАНОВИЛ:
Абдуразаков К.М. в интересах Юсупова А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения(действия) об отказе во включении сведений о квартире в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, обязании включении сведений.
Иск мотивирован тем, что согласно протоколу совместного заседания профкома и администрации СУОР-3 ПТСО «Дагестанпроектсрой» от 21 февраля 1990 года, Юсупову А.А. была передана для проживания квартира №<адрес>) г.Махачкалы.
08 декабря 1995 года данная квартира была передана Юсупову А.А. в собственность администрацией Кировского района г.Махачкалы о чем был составлен договор передачи жилого помещения в собственность.
Согласно выписке из адресного реестра г.Махачкалы от 27.11.2020г. <адрес> переименована в ул.Мирхзабекова, в связи с чем его квартира №12 в данное время находится по адресу: г.Махачкалаул.Мирзабекова дом №60. В конце 2020 года он обращался в Управление Росреестра по РД с заявлением о включении сведений о его квартире №12 по ул.Мирзабекова дом 60 в Единый государственный реестр регистрации недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
21 декабря 2020гю он получил уведомление об отказе во включении сведений о его квартире №12 по ул.Мирзабекова дом №60 в Единый государственный реестр недвижимости.
Данное решение органов власти считает незаконным. 30 лет Юсупов А.А. владеет и пользуется и распоряжается своей квартирой №12 по улюОрджоникидзе дом №60 г.Махачкалы, она находится в его собственности на законном основании, спора по этому поводу ни с кем не имеется.
На основании ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ, в данном случае таким актом является договор передачи жилого помещения в собственность гражданина.
Просит суд признать незаконным решение(действий) Управления Росреестр по РД от 21 декабря 2020 года об отказе во включении сведений о его квартире №<адрес>) г.Махачкалы в Единый государственный реестр недвижимости, обязать Управление Росреестр по РД включить сведения о его вышеуказанной квартире в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В судебном заседании представитель истца Абдуразаков К.М. требования иска поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика Управление Росреестра по РД Рамазанова Д.Ф., требования иска не признала, просила в его удовлетворении отказать, по основаниям указанным в оспраивемом уведомлении об отказе от 21.12.2020г.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.46 Конституции РФ решения и действия(бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, то есть нарушение прав истца и сроки обращения в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно Федеральному закону «О государственной регистрации недвижимости» за № 218-ФЗ с 02.01.2017 года полномочия по осуществлению кадастрового учета переданы государственным регистраторам Управления Росреестра по РД.
Согласно ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О государственной регистрации недвижимости», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (редакция от 31.07.2020)»О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;(п.8)
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (редакция от 31.07.2020) «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством РФ и случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством РФ должностных лиц.
Согласно оспариваемому уведомлению об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 21 декабря 2020 Управления Росреестр по РД №КУВД-001\2020-28514792\1 в соответствии с ч.8 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» уведомляют об отказе во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенномобъекте недвижимости помещения, расположенного по адресу: РД, г.Махачкалаул.Орджоникидзе 60 кв.12, на основании документов представленных в орган регистрации прав с заявлением от 11 декабря 2020 г. №КУВД-001\2020-28514792 в связи с темя. Что в представленных документа отсутствуют сведения позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а именно отсутствует оттиск печати уполномоченного органа, выдавшего документ(печать БТИ)
Согласно пункту 3 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), действующего с 01.01.2017 года, основаниями для государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с ч. 4 указанной статьи технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п. 2 ч. 8 ст. 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до момента создания системы учреждений по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до момента создания системы учреждений по регистрации прав на недвижимое имущество регистрация договоров осуществлялась организациями БТИ.
В случае если право собственности у лиц, приватизировавших жилое помещение, является ранее возникшим, то в соответствии с вышеназванными нормами Закона N 218-ФЗ правовая экспертиза представленных документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Ранее учтенными объектами недвижимости являются объекты в отношении которых осуществлен технический учет или государственный учет до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» а также объекты, государственный кадастровый учет у которых не осуществлен но права, на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в установленном законом порядке.
Так до 1998 года учет объектов капитального строительства осуществлялся бюро технической инвентаризации.(БТИ)
Дагестанская Республиканская регистрационная палата, согласно Указу председателя Государственного совета РД от 16.12.2004 г., №355 правопреемником которой является Управление Росреестра по РД, приступило к проведению государственной регистрации прав с 01.03.1999 г.
С момента принятия Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» а также Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения обо всех объектах учитывались в Едином государственном реестре прав и государственном кадастре недвижимости.
В 2017 году сведения обо всех объектах содержащихся в ЕГРП и ГКН объединены в единый информационный ресурс –Единый государственный реестр недвижимости.
Вместе с тем, в ЕГШРН могли быть не отражены сведения об отдельных объектах, технический и государственный учет которых осуществляется в соответствии с ранее установленными требованиями закона.
Такие объекты имеют статус ранее учтенных объектов недвижимости. Права на них являются ранее возникшими и признаются юридически действительными.
Согласно Приказу Министерства экономического развития РФ от 11 января 2011 года № 1 «О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости» особенностью ранее возникших прав на объекты недвижимости является то, что на сегодняшний день сведения о них отсутствуют, в ЕГРН при том, что ранее они были внесены в кадастр недвижимости.
Из представленного протокола №5 совместного заседания профкома и Администрации СУОр-3 ППСО «Дагестанпроектстрой» от 21 февраля 1990 года, следует, что постановлено, освободившуюся неблагоустроенную квартиру из 2-х комнат по ул.<адрес>12, площадью 27 кв.м, выделить рабочему Юсупову А.А., работающему с 1984 г., стоящему в очереди с 1985 года, под №24, состав семьи 3 человека.
Согласно договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 08 декабря 1995 года, данная вышеуказанная квартира, передана Администрацией Кировского района г.Махачкалы гражданину Юсупову А.А. в собственность.
Однако действительно как следует, из представленных документов, печать БТИ, на договоре отсутствует.
Следовательно доводы ответчика Управления Росреестр по РД о том, что согласно ч.4 ст.69 ФЗ № 218, отсутствуют сведения позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а именно отсутствуют оттиск печати уполномоченного органа, выдавшего документ(печать БТИ) являются обоснованными и законными.
Технический учет или государственный учет объектов недвижимости в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» признается юридически действительным, а также объектыв считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости государственный кадастровый учет или государственный учет в том числе технический учет которых не осуществлен но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены в которым присвоен органом регистрации прав условные номера в порядке установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственном регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Таким образом, на основании представленных истцом в Управление Росреестра по РД документов( с отсутствием печати БТИ) осуществить постановку на кадастровый чет в качестве ранее учтенного объекта не представляется возможным.
Согласно п.62 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (п.4 ч. 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
Из смысла статей 218, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Указанной совокупности условий по делу судом не установлено, когда незаконными действиями ответчика нарушены права административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления представителя Абдуразакова К.М. в интересах Юсупова А.А. к Управлению Росреестра по РД о признании незаконным решения(действия) об отказе во включении сведений о квартире в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, обязании включении сведений - отказать.
Мотивированное решение составлено 26.04.2021 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Судья А.Ч.Абдулгамидова