№
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
14 июня 2024 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО10,
с участием прокурора ФИО11, представителя ответчика ФИО12, представителя третьего лица ФИО2 - ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Отдел опеки и попечительства по <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>, в котором с учетом уточнений просила:
- признать решение Государственное учреждение – Отделением Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № в отношении ФИО6 – незаконным;
- обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в <адрес> выдать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> через многофункциональный центр поступило обращение ФИО2 о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на опекаемую несовершеннолетнюю ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
По результатам рассмотрения обращения Государственное учреждение – Отделением Пенсионного фонда РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № в отношении ФИО6 в соответствии с пунктом 1 ч. 6 ст. 5 Закона № в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки.
Истец полагает отказ незаконными нарушающим право несовершеннолетней.
Третьи лица Отдел опеки и попечительства по <адрес>, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебное заседания не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора поддержала уточненные исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ФИО2 полагала, что иск подлежит удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 ГПК РФ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлены дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон № 256-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что согласно постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 являются опекунами ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на несовершеннолетнюю ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Сведениями о других детях, рожденных матерью ФИО9 истец не располагал и их не предоставил.
Решением Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в отношении ФИО6 ссылаясь на пункт 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в связи с отсутствием права на дополнительные меры государственной поддержки, поскольку опекуном при подаче заявления о получении сертификата были предоставлены сведения только об одном ребенке, рожденном до ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение по заявленному иску суд учитывает следующее.
В силу п. 6 ст. 5 Закона № 256-ФЗ, основанием для отказа в выдаче сертификата является:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным ч. 3, 4 и 6 ст. 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что решением Киевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав в отношении ФИО6, 2017 г.р. (л.д.15-16).
Согласно информации Управления опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 дали согласие на усыновление ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ последний передан под опеку ФИО15, после чего усыновлен.
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. органом опеки и попечительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не выявлялась, форма устройства ей не избиралась.
Согласно информации предоставленной заместителем главы <адрес> по социальной сфере от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 и ФИО5 дали согласие на удочерение своего ребенка ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которая решением Заднепровского районного суда <адрес> удочерена (л.д.35).
Таким образом в ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что двое из детей, родителями которых являются ФИО4 и ФИО5: ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., усыновлены.
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ, родителями которой являются ФИО4 и ФИО5 проживает в семье с родителями.
В отношении ребенка ФИО6, 2017 г.р. родители ФИО4 и ФИО5 лишены родительских прав, опекунами являются ФИО3 и ФИО2
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ к субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии ч. 3 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), оставления ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, наличия письменного согласия матери на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление отчимом), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.
Частью 4 ст. 3 Закона № 256-ФЗ установлено, что в случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 настоящей статьи возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка, умер, объявлен умершим, лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, оставил ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации, дал письменное согласие на усыновление ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки (за исключением согласия на его усыновление мачехой), совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности и повлекшее за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, их право на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Учитывая, что оба родителя несовершеннолетней ФИО6 лишены родительских прав, суд приходит к выводу о том, что у несовершеннолетней ФИО9 возникло право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом № 256-ФЗ.
Согласно п. 5 правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н (далее –Правила подачи заявления), лица, указанные в пункте 4 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица (далее - заявитель) вправе обратиться за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата с документами (сведениями из документов) непосредственно в любой территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от места жительства (пребывания) или фактического проживания, через многофункциональный центр, направления их по почте либо направления их в форме электронного документа посредством "Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал) либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.
В соответствии с п. 10 Правил подачи заявления, в случае если при поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления посредством почтовой связи к нему не приложены копии документов (сведения из документов) или приложены копии не всех документов (сведения из документов) (за исключением документов (копий документов, сведений из документов), находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций), заявление и приложенные к нему копии документов возвращаются заявителю не позднее трех рабочих дней со дня их получения с указанием причин возврата и возможности представления заявления и необходимых документов (сведений из документов) повторно.
Учитывая, что опекунами несовершеннолетней ФИО6 к заявлению приложены документы в полном объеме, имелись основания для возврата документов, а не для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ответчика является незаконным.
Учитывая, что в ходе судебного заседания установлены, обстоятельства свидетельствующие о том, что несовершеннолетняя ФИО6 без учета усыновленных детей, является вторым ребенком, суд приходит к выводу о том, что у нее имеется право на получение меры социальной поддержки в соответствии с Законом №256-ФЗ.
Поскольку судебное решение исполняется в формулировке, указанной в резолютивной части, учитывая, что право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом №256-ФЗ несовершеннолетняя ФИО6 и один из ее родителей при отсутствии обстоятельств, предусмотренных ч. 5 ст. 3 Закона № 256-ФЗ имеют в равных долях, суд считает необходимым указать на это обстоятельство в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокуратуры <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО6 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия, третьи лица: Отдел опеки и попечительства по <адрес>, ФИО2, ФИО4, ФИО5, удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал № в отношении ФИО6 – незаконным.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в <адрес> выдать ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным закона от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в виде получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал имеют в равных долях ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО5 – мать несовершеннолетней ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Максимова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.