дело № 2а-2677/2016
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Йошкар-Ола 27 апреля 2016 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Скворцовой О.В.,
при секретаре Сазоновой В.В.,
с участием представителя административного истца Фадеева М.В. по доверенности от 15 февраля 2016 года,
представителя административного ответчика Военного комиссариата РМЭ Шишкина В.В. по доверенности от 12 января 2016 года,
представителя административного ответчика Призывной комиссии Ходыкина А.В. по доверенности то 13 апреля 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Апчаева А.В. к Военному комиссариату Республики Марий Эл, Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании решения призывной комиссии недействительным, признании права на получение военного билета,
УСТАНОВИЛ:
Апчаев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным решения призывной комиссии ГО «Город Йошкар-Ола» от ДД.ММ.ГГГГ о признания его не прошедшим военную службу по призыву, признании за ним права на получение военного билета и возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование указал, что ему отказано в выдаче военного билета в связи с тем, что он является гражданином, не прошедшим военную службу, без законных оснований. Никаких повесток о явке в призывную комиссию он не получал, место жительства не скрывал, на последнее заседание призывной комиссии явился по повестке, с заявлением о привлечении его к ответственности за уклонение от прохождения военной службы никто не обращался. Считает, что сотрудники военкомата его не искали и известить не пытались, от прохождения военной службы он не уклонялся, в ДД.ММ.ГГГГ проходил лечение.
В судебное заседание административный истец Апчаев А.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Фадеев М.В. в судебном заседании требование поддержал, пояснил аналогично изложенному в административном иске.
В судебном заседании представитель административного ответчика Военного комиссариата РМЭ Шишкин В.В. не согласился с доводами истца, пояснил, что оспариваемое решение принято обоснованно, суду представил отзыв.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» Ходыкин А.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил согласно представленному отзыву.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) суд рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося административного истца Апчаева А.В.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, личного дела на Апчаева А.В., суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Призыв указанных граждан осуществляется два раза в год с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (ст. 25 Закона № 53-ФЗ).
В силу пункта 1 ст. 26 Закона № 53-ФЗ призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 1 ст. 28 Закона № 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1 Закона № 53-ФЗ).
Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 5 ст. 28 Закона № 53-ФЗ).
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 ст. 23 и ст. 24 Закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов личного дела следует, что Апчаев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принят на воинский учет в Военный комиссариат Республики Марий Эл в ДД.ММ.ГГГГ и подлежал призыву на военную службу до достижения им 27 лет.
ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п.п. «а» п.2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ в связи с обучением в ФГОУ СПО «Йошкар-Олинский строительный техникум» ему предоставлялась отсрочка сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ в связи с обучением в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет» также предоставлялась отсрочка сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ в связи с признанием временно не годным к военной службе по состоянию здоровья Апчаеву А.В. предоставлялась отсрочка сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам личного дела призывника, у Апчаева А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ. и до достижения им 27 лет не имелось оснований для освобождения от прохождения военной службы, в том числе по состоянию здоровья, либо отсрочке. Необходимо учесть, что административный истец право на отсрочку, предоставленную ему в связи с обучением в Казанском государственном архитектурно-строительном университете» утратил в 2009 г. в связи с его отчислением из указанного учебного заведения (приказ ректора ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ Апчаев А.В. закончил высшее образовательное учреждение Казанскую государственную архитектурно-строительную академию (до преобразования – Казанский инженерно-строительный институт). В соответствии со ст. 10 Закона № 53-ФЗ административный истец обязан был в течение двух недель сообщить в военный комиссариат о получении образования. Соответствующий документ им в военный комиссариат не был представлен.
Таким образом, с 01 октября 2013 года по 31 декабря 2013 года и в период с 01 апреля по 15 июля 2014 г. Апчаев А.В. подлежал призыву на военную службу после медицинского освидетельствования и признания его годным для прохождения военной службы. Необходимо отметить, что Апчаев А.В. в связи с достижением возраста 27 лет проходил медицинское освидетельствование врачами призывной комиссии ГО «Город Йошкар-Ола». Заключением призывной комиссии признан годным к военной службе, категория годности – А-1.
В вышеуказанный призывной период Апчаев А.В. неоднократно вызывался в отдел военного комиссариата(повестки от 28 мая, 25 октября, 26 июня, 18 и 23 ноября, 08 декабря 2013 г. и 07 мая 2014 года). Однако предпринятые военным комиссариатом меры об извещении Апчаева А.В. о необходимости явится для прохождения медицинской комиссии, вручения повестки результатов не принесли – повестки, направленные почтой, не вручены, доступ в квартиру по <адрес>, отсутствует, дверь никто не открывает, на телефонные звонки ответа нет, о чем в личном деле имеются докладные записки. Вручение повестки матери истца от 08 декабря 2013 г., результатов не дало.
В связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ Апчаевым А.В. 27 лет, решением призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» № 1/у от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии ст. 28 п. 1.1. Закона № 53-ФЗ Апчаев А.В. он признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Апчаев А.В. был снят с воинского учета призывников по достижению 27-летнего возраста. Воинскую обязанность и несение воинской службы не осуществлял, на военную службу не призывался. О решении призывной комиссии Апчаеву А.В. было сообщено на заседании призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ. согласно установленному порядку.
Статья 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года Закона № 53-ФЗ закрепляет обязанности граждан по воинскому учету, к которым, в частности, относятся обязанности: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания; явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из РФ на срок более шести месяцев или въезде в РФ.
Кроме того, граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
Административный истец Апчаев А.В. зарегистрирован по месту жительства по <адрес>, что следует из его паспортных данных, оспаривалось представителем административного истца.
О явке для прохождения медицинской комиссии, назначенной на 11 декабря 2013 года, повестка вручена маме Апчаева А.В. О явке для прохождения медицинской комиссии, назначенной на 17 апреля 2015 года, Апчаев А.В. извещен лично.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на протяжении периода с 01 октября 2013 года призывник Апчаев А.В., будучи обязанным сообщать об изменении сведений (об обучении, окончании учебного учреждения, устройстве на работу и т.п.), не являлся в военный комиссариат, уклонялся от вручения ему повестки, получил извещение лишь по достижении 27 лет.
Таким образом, призывник Апчаев А.В. обязанности, установленные Законом № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», не исполнял, законных оснований для освобождения от прохождения военной службы с 01 октября 2013 года не имел.
Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» указано «…Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву».
Оснований для освобождения Апчаева А.В. от исполнения конституционного долга и воинской обязанности после 01 октября 2013 года как установлено в судебном заседании не имелось. Доводы о не вручении Апчаеву А.В. лично повестки, в связи с чем он должен был быть освобожден от воинской обязанности и ему должен быть выдан военный билет, суд находит не состоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах закона.
Доказательств того, что Апчаев А.В., окончив учебное заведение, в соответствии с положениями ст. 10 Закона № 53-ФЗ сообщил в военный комиссариат по месту регистрации в двухнедельный срок о месте своей работы и жительства, материалы дела не содержат. При этом общие сроки призыва на военную службу – с 1 октября по 31 декабря и с 1 апреля по 15 июля каждый год.
Последующее обращение Апчаева А.В. и его явка в органы воинского учета по достижении им 27 лет не могут свидетельствовать об исполнении им обязанностей в соответствии со ст. 10 Закона № 53-ФЗ.
С учетом изложенных обстоятельств и требований вышеназванных законоположений при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Закона № 53-ФЗ, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы после 01 января 2014 года.
В соответствии с Порядком ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (Приложение N 9 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495), военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана – является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности. Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Принимая во внимание, что об оспариваемом решении административному истцу стало известно на заседании призывной комиссии 29 апреля 2015 г., 24 августа 2015 года была направлена жалоба в адрес прокурора г. Йошкар-Олы, а с настоящим административным иском он обратился в суд лишь 01 апреля 2016 г., то срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, истек.
При этом данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию решения призывной комиссии в суд в установленный законом срок, суду не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Апчаева А.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Апчаева А.В. к Военному комиссариату Республики Марий Эл, Призывной комиссии городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании решения призывной комиссии незаконным, признании права на получение военного билета отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия со дня составления мотивированного решения.
Судья О.В. Скворцова
мотивированное решение составлено 04 мая 2016 года.