УИД 11RS0001-01-2022-006321-13 Дело № 2-5589/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Исмаиловой Ш.А.,
с участием представителя истца Потапова И.А.,
ответчика Шеффер В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 15 июля 2022 года гражданское дело по иску Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» к Шеффер Владимиру Адольфовичу о взыскании неосновательного обогащения, встречному иску Шеффер Владимира Адольфовича к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о восстановлении в качестве безработного на период с 03.10.2019 по 02.04.2020,
у с т а н о в и л:
Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» (далее - ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара») обратилось в Сыктывкарский городской суд с исковым заявлением к Шеффер В.А. о взыскании неосновательного обогащения в размере 58040,46 руб., указав в обоснование, что при постановке на учет в качестве безработного 03.10.2019 ответчик сообщил недостоверные сведения о том, что не имеет работы, однако истцу 28.12.2020 стало известно о том, что в период с 07.08.2019 ответчик являлся директором ООО «...» .... В результате ответчик неосновательно получил за период с 03.10.2019 по 02.04.2020 пособие по безработице в размере 58040,46 руб.
Шеффер В.А. обратился со встречным иском, указав о том, что мошенничества в его действиях при получении пособия по безработице не было, что подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.
В судебном заседании представитель истца ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» на удовлетворении исковых требований настаивал, встречные исковые требования не признал.
Ответчик Шеффер В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, на удовлетворении встречных исковых требований настаивал. В ходе рассмотрения дела ответчик пояснил, что в январе 2019 года ... В.В., учредитель и генеральный директор ООО «...» обратился к нему с просьбой формально возложить на него (ответчика) обязанности генерального директора ООО «...», поскольку ... не получал надбавку к пенсии, так как являлся работающим пенсионером. При этом, в марте 2018 года коммерческая деятельность Общества была прекращена, розничные магазины были закрыты. В КомиСтат было направлено письмо, в котором Общество просило исключить организацию из выборки Росстата в связи с приостановлением деятельности. 15.03.2018 был расторгнут договор с ЧОП «...» на оказание услуг по охране объекта. Также 15.03.2018 от ИФНС России получено уведомление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности. От Сбербанка получено уведомление от 26.02.2018 о расторжении договора единственного банковского счета. Он (ответчик) согласился стать формальным директором фактически неработающего предприятия, но не понимал последующих последствий. При этом, какого-либо участия в деятельности Общества не принимал, трудового или гражданско-правового договора с ним не заключалось, денежного вознаграждения или иного дохода за нахождение на должности генерального директора он не получал. В 2019 и 2020 годах предприятие деятельность не вело, отчеты не сдавались. В декабре 2020 года ... В.В. скончался.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее - заработок).
В силу ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, в частности, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются, среди прочего: 1) граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; 2)выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
В соответствии со ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом (ч. 1); решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (ч. 2); пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (ч.3).
Согласно ч. 1 ст. 35 указанного Закона выплата пособия по безработице прекращается или приостанавливается в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
В силу положений п. 1 ч. 2 приведенной статьи выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в статье 2 настоящего Закона (п. 1); попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем (п. 5).
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «...» Шеффер В.А. значится генеральным директором Общества. Запись внесена в ЕГРЛ 07.08.2019.
Также судом установлено, что 03.10.2019 Шеффер В.А. обратился в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске постоянной работы, указав, что 30.09.2019 уволился с ООО «...», в настоящее время работы и заработка не имеет.
Приказом ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» от 11.10.2019 Шеффер В.А. признан безработным с 03.10.2019, с указанной даты ему назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 03.10.2019 по 02.04.2020 в размере 75% средней зарплаты гражданина (21333,87 руб.) 16000,40 руб., но не выше 9600 руб. с 03.10.2019 по 02.01.2020, и в размере 60% средней зарплаты гражданина (21333,87 руб.) 12800,32 руб., но не выше 9600 руб. с 03.01.2020 по 02.04.2020.
Приказом ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» от 28.12.2020 № 363Д774/2002 Шеффер В.А. снят с регистрационного учета с 03.10.2019 в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Приказом ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» от 28.12.2020 № 363П773/2002 выплата пособия ответчику прекращена с 03.10.2019 по указанной причине.
Основанием издания приказа и снятия Шеффер В.А. с учет в качестве безработного послужили сведения ПФР о том, что он состоит в должности генерального директора ООО «...» с 07.08.2019, в связи с чем, не имел права на получение пособия с момента его назначения.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно статье 15 Трудового кодекса РФ содержится трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ч. 1 ст. 273 Трудового кодекса РФ руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Согласно статьям 20, 56, 57 Трудового кодекса РФ работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем функции.
Непосредственно руководители в статье 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не поименованы. В данной норме указаны лица, осуществляющие трудовую деятельность по трудовому договору, которая, как следует из положений трудового законодательства, предполагает оплату за труд.
Доводы Шеффер В.А. о том, что он являлся формальным генеральным директором ООО «...» подтверждаются материалами дела, в частности информацией ОПФР по Республике Коми от 12.07.2022, согласно которой сведения о факте работы Шеффер В.А. в ООО «...» в период 2019 – 2020 г.г. отсутствуют, в том числе отсутствуют сведения о получении выплат и иных вознаграждений с ООО «...». Как указано в справке ОПФР по Республике Коми, сведения о факте работы застрахованных лиц указаны по данным ежемесячной отчетности, представленной страхователями в территориальные органы ПФР, а сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица указаны по сведениям, представленным страхователями в налоговые органы согласно п. 7 с. 431 Налогового кодекса РФ.
Документами, представленными Шеффер В.А. в обоснование своих доводов, подтверждается, что фактически деятельность Общества была приостановлена.
Доказательство обратного стороной истца не представлено.
По информации ОПФР по Республике Коми от 12.07.2022 и представленной Шеффер В.А. копии трудовой книжки, в спорный период с 03.10.2019 по 02.04.2020 он трудовую деятельность не осуществлял.
В региональной базе данных на застрахованное лицо Шеффер В.А. не имеется сведений, составляющих пенсионные права за период с 03.10.2019 по 02.04.2020.
Пенсионным законодательством предусмотрено включение периода получения пособия по безработице в страховой стаж, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии». При этом, период получения пособия по безработице не включается в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Исходя из анализа представленных доказательств в совокупности, суд соглашается с доводами Шеффер В.А. о том, что он являлся генеральным директором ООО «...» лишь формально (по просьбе ... В.В., которому в связи с работой не выплачивалась надбавка к пенсии), не понимая последствий. В ином случае, Обществом под его руководством в пенсионный фонд производились бы отчисления в отношении Шеффер В.А, были бы переданы сведения о периоде его деятельности в должности генерального директора для включения в индивидуальный лицевой счет в целях включения для данного периода в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Как указывает Шеффер В.А., при постановке на учет в качестве безработного, его единственной целью был поиск работы, которой у него не было, поскольку генеральным директором ООО «...» он являлся формальным (имелась только запись в ЕГРЮЛ), никакого участия в деятельности приостановившего свою деятельность Общества, он не принимал; ни трудового договора, ни гражданско-правового договора с ним не заключалось, доходов от деятельности Общества он не получал.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Вывод о наличии недобросовестности, являющейся непосредственной причиной переплаты, может быть, по общему правилу, сделан лишь при установлении - на основе тщательного анализа всех обстоятельств - таких фактов, которые безусловно свидетельствуют о совершении им действий (бездействия), заведомо направленных на получение излишних выплат (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2022 № 17-П).
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии недобросовестности в действиях Шеффер В.А. при указании им при постановке на учет в качестве безработного, что в настоящее время он не имеет работы и заработка.
Отсутствие в действиях Шеффер В.А. мошеннических действий при получении пособия по безработице подтверждается также постановлением должностного лица УМВД по г. Сыктывкару от 01.06.2022 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Шеффер В.А. за отсутствием состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, из которого следует, что в ходе дознания установлено, что умысла у Шеффер В.А. на предоставление сведений путем обмана не было; он формально по просьбе своего знакомого оформил на себя ООО «...», однако никаких начислений за это не получал; никакую отчетность не сдавал, ни в УПФР по г. Сыктывкару, ни в ИФНС, что подтверждается постановлениями о привлечении его к административной ответственности; 31.05.2021 ИФНС было принято решение о прекращении деятельности юридического лица (исключении из ЕГРЛ) недействующего юридического лица, поскольку никакую деятельность оно не вело.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие в действиях Шеффер В.А. недобросовестного поведения, суд приходит к выводу об отсутствии на стороне последнего неосновательного обогащения, и соответственно об отказе ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» в удовлетворении исковых требований о взыскании с Шеффер В.А. неосновательного обогащения и удовлетворении встречных исковых требований о восстановлении Шеффер В.А. в качестве безработного в период с 03.10.2019 по 02.04.2020.
При этом, суд принимает во внимание положения п. 6 ч. 2 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому деятельность государственной службы занятости населения направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В соответствии с пунктом 6 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891, государственные учреждения службы занятости населения также вправе направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Невыполнение ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» в период с октября 2019 года по декабрь 2020 года возложенных на него полномочий по межведомственному информационному взаимодействию с соответствующими органами и организациями, в данном случае с пенсионным фондом при выплате Шеффер В.А. ежемесячного пособия по безработице привело к возникновению задолженности в виде излишне полученных Шеффер В.А. сумм пособия, в то время как именно на ЦЗН возложена обязанность не допускать переплаты выделяемых бюджетных средств, в том числе на выплату пособия, путем проверки обоснованности предоставления гражданину такой выплаты.
Ссылка представителя истца на письмо от 01.04.2022 № 16-1/ООГ-1219 Минтруда России, согласно которому в случае отсутствия дохода от любого вида занятости, но при наличии занятости, гражданин в соответствии с Законом о Занятости населения не может быть признан безработным, не является основанием для удовлетворения исковых требований, так как письмо Минтруда России носит рекомендательный характер и не является нормативным правовым актом, подлежащим обязательному применению.
Доводы представителя истца о том, что не оспаривание ответчиком постановлений о привлечении к административной ответственности опровергает доводы Шеффер В.А. о формальном статусе директора, суд признает несостоятельными, поскольку данные доводы не являются юридически значимыми для настоящего спора.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» (...) к Шеффер Владимиру Адольфовичу (...) о взыскании неосновательного обогащения, - отказать.
Обязать Государственное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» восстановить Шеффер Владимира Адольфовича в качестве безработного на период с 03.10.2019 по 02.04.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий- Н.Н. Чаркова
Мотивированное решение составлено 19 июля 2022 года.