Судья Федотова М.В. Дело № 33а-2397/2021 (Дело № 2-20/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,
судей Колесниковой Д.А., Попова В.В.,
при секретаре судебного заседания Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 мая 2021 года в городе Сыктывкар Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «Корткеросский» на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 февраля 2021 года по административному исковому заявлению Мишарина Валерия Ивановича к администрации муниципального района «Корткеросский» о возложении обязанности привести дорогу в соответствии с требованиями, поставить ее на баланс.
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М., объяснения представителя административного ответчика администрации муниципального района «Корткеросский» Мальцева В.А., судебная коллегия по административным делам
У С Т А Н О В И Л А:
Мишарин В.И. обратился в Корткеросский районный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании принять на баланс автомобильную дорогу и привести ее в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.05.02-85, а именно обустроить водоотводные каналы с двух сторон дороги по ул. Н.В. Потаповой с укладкой водоотводных труб для заезда к земельному участку истца, произвести обсыпку дорожного полотна гравийной смесью, профилирование дороги.
В обоснование заявленных требований указано, что истец на праве собственности на основании договора дарения от 15 апреля 2015 года владеет и пользуется земельным участком, расположенным по адресу: с. Корткерос, ул. Н.В. Потаповой, участок 40. 17 сентября 2018 года администрацией муниципального района «Корткеросский» выдано разрешение на строительство жилого дома на земельном участке. Вместе с тем, автомобильная дорога, ведущая к нему находится в неудовлетворительном состоянии, не позволяет осуществлять строительство жилого дома. Согласно ответам администрации муниципального района «Корткеросский» данная дорога не состоит на балансе администрации, не включена в перечень дорог общего пользования местного значения муниципального района, ввиду чего не приводится в соответствие с установленными стандартами.
В последующем требования были уточнены, Мишарин В.И. просил обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» в срок до 31 октября 2021 года осуществить строительство пригодного для проезда автомобильного транспорта заезда по улице Н.В. Потапова в с. Корткерос Корткеросского района от улицы Лазурная до границы земельного участка № 40, путем поднятия земельного полотна, проведения профилирования проезжей части дороги с отсыпкой дорожного полотна в виде гравия или щебня, организации выполнения работ по обустройству водоотводных канав с обеих сторон дороги, с укладкой водоотводной трубы напротив участка № 40.
Определением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 02 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация сельского поселения «Корткерос».
Определением судьи Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 февраля 2021 года принят отказ Мишарина В.И. от заявленного требования об обязании администрацию муниципального района «Корткеросский» принять дорогу по улице Н.В. Потаповой на баланс, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 февраля 2021 года иск удовлетворен. На администрацию муниципального района «Корткеросский» возложена обязанность в срок до 31 октября 2021 года осуществить строительство пригодного для проезда автомобильного транспорта заезда от улицы Лазурная по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос Корткеросского района Республики Коми до земельного участка № 40 с кадастровым номером <Номер обезличен> путем поднятия земельной одежды, проведения профилирования проезжей части дороги с отсыпкой дорожной одежды в виде гравия или щебня, организации выполнения работ по обустройству водоотводных канав с обеих сторон дороги с укладкой водоотводной трубы напротив участка № 40.
В апелляционной жалобе, поданной администрацией муниципального района «Корткеросский» в Верховный Суд Республики Коми, ставится вопрос об изменении решения в части протяженности заезда в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, нарушением норм материального права.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 19 апреля 2021 года настоящее дело передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации муниципального района «Корткеросский» Мальцев В.А. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело при имеющейся явке лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность решения суда в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 5, 15 от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 257-ФЗ), частью 1 статьи 34, частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, положениями ГОСТом Р 50597-2017 и СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденными приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 266, регулирующими спорные правоотношения, и, установив, что администрацией муниципального района «Корткеросский» ненадлежащим образом исполняются полномочия по осуществлению дорожной деятельности, а именно в части содержания дороги по улице Н.В. Потаповой, чем нарушаются права истца, как собственника земельного участка, по пользованию земельным участком по его целевому назначению, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
С данным выводом судебная коллегия соглашается в силу следующего.
По смыслу положений пункта 1 статьи 3, пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
Улично-дорожная сеть в границах сельских поселений является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, как правильно отмечено судом первой инстанции, указанные автомобильные дороги по классификации, предусмотренной Законом № 257-ФЗ, относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенным для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом № 257-ФЗ.
Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее - ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 50597-2017 стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводно-канализационного хозяйства. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Согласно пп. 5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в соответствующих таблицах. Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Кроме того, СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*, утвержденными приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 № 266, предусмотрены требования для вновь строящихся, ремонтируемых автомобильных дорог общего пользования, в том числе к системе водоотведения, дорожному полотну и др.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд установил отсутствие надлежащего дорожного сообщения к земельному участку, выделенному истцу под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок, принадлежащий административному истцу, граничит с дорогой по улице Н.В. Потаповой, примыкающей к автомобильной дороге по улице Лазурная. Органами местного самоуправления муниципального района «Корткеросский» и сельского поселения «Корткерос» какие–либо работы по строительству и обустройству дороги по улице Н.В. Потаповой, в том числе от улицы Лазурная не выполнялись. Ответчиком не представлено доказательств принадлежности спорной дороги, либо земельного участка в границах полосы отвода юридическим или физическим лицам. Дорога по улице Н.В. Потаповой в перечень улично-дорожной сети сельского поселения «Корткерос» не включена, как и в перечень дорог местного значения, не числится в реестре муниципальной собственности муниципального района «Корткеросский» и сельского поселения «Корткерос».
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал, что ул. Потапова Н.В. является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и пешеходов, в том числе к земельному участку истца, и по классификации, предусмотренной Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», относится к дорогам общего пользования местного значения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ).
В данном случае таким органом является администрация муниципального района (пункт 5 части 1, часть 4 статьи 14, часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
С учетом приведенных норм и установленных по делу обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на администрацию обязанности по обустройству (строительству) спорной автомобильной дороги в соответствии с требованиями действующего ГОСТа Р 50597-2017.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального района «Корткеросский» об изменении решения суда в части протяженности заезда путем обязания в срок до 31 октября 2021 года осуществить обустройство заезда к земельному участку № 40 по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос в виде отсыпки места заезда от земельного участка № 14 по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос до земельного участка 40 по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос (включительно) песчано-щебеночной или песчано-гравийной смесью, обустройства водоотводных канав с двух сторон заезда от земельного участка № 28 по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос до земельного участка № 40 по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос (включительно), обустройства водоотводных труб напротив земельного участка № 40 по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос и на пересечении дорог по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос по 1-му транспортному проезду с. Корткерос, со ссылкой на то, что улица Лазурная с. Корткерос и другие близлежащие дороги, включая часть дороги по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос от земельного участка № 1 до земельного участка № 12 (включительно), построены хозяйственным способом и пригодны для проезда транспортных средств, во внимание не принимаются. С учетом выше приведенного законодательства, дороги, находящиеся в ведении муниципального района, должны быть пригодны для проезда транспортных средств и соответствовать положениям ГОСТом Р 50597-2017. Хозяйственный способ прокладки дороги не является основанием для освобождения администрации от прямо предусмотренной законом обязанности по обустройству объекта транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части наименования объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего строительству, а также действий, которые необходимо совершить с целью восстановления нарушенного права административного истца, и срока исполнения соответствующих обязанностей.
Как уже было отмечено выше, суд первой инстанции правильно установил, что спорный объект является дорогой общего пользования, находящейся в границах муниципального района "Корткеросский", используется неограниченным кругом лиц, обеспечивает проезд к территории, являющейся составной частью населенного пункта, и не отвечает требованиям приведенного выше ГОСТа.
С учетом изложенного, с целью эффективного восстановления нарушенного права административного истца, на администрацию МР «Корткеросский», исходя из принадлежащих ей полномочий по осуществлению дорожной деятельности, и установленных способов защиты гражданских прав, применительно к заявленным требованиям, по существу направленным и сводящимся к понуждению органа местного самоуправления осуществить строительство дороги общего пользования, на ответчика следовало возложить обязанность привести данную дорогу в состояние, отвечающее требованиям «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (осуществить ее строительство), не лишая при этом административного ответчика возможности самостоятельно определить допустимый технический способ, с использованием которого автомобильная дорога будет приводиться в соответствии с требованиями ГОСТа в части транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги и ее элементов.
Принимая во внимание специфику указанного правоотношения с учетом необходимого для этого периода времени, продолжительности процедуры выделения бюджетных ассигнований, срок обустройства объекта транспортной инфраструктуры также подлежит изменению - до 31 сентября 2022 года.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 февраля 2021 года изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения в следующей редакции:
«Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» осуществить строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по улице Н.В. Потаповой с. Корткерос от улицы Лазурная с. Корткерос в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, в срок до 31 сентября 2022 года».
В остальной части решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 15 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «Корткеросский» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи