Дело 2а-1439/2020
УИД 29RS0008-01-2020-002590-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июля 2020 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Субботиной А.В.,
с участием административного истца старшего помощника Котласского межрайонного прокурора Дурапова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению заместителя Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Трубиной Дарье Александровне о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
заместитель Котласского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Трубиной Д.А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований указано, что Трубина Д.А. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В» при наличии у неё медицинского противопоказания - диагноза «синдром зависимости от психостимуляторов». Управление транспортным средством лицом с таким диагнозом создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни и здоровью граждан, имущественного ущерба.
Старший помощник Котласского межрайонного прокурора Дурапов Д.В. административное исковое заявление поддержал, в обоснование привел те же доводы, что изложены в иске.
Административному ответчику Трубиной Д.А. направлялись уведомления о времени и месте судебного заседания путем направления судебных повесток, которые возвращены в суд организацией почтовой связи за истечением срока хранения.
Согласно п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 27 сентября 2016 года разъяснено, что ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам.
С учетом того, что судом приняты меры к информированию административного ответчика о рассмотрении дела, суд приходит к выводу о надлежащем извещении Трубиной Д.А. о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России «Котласский» в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен, мнение по иску не представил.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 ст. 8 Венской конвенции о дорожном движении от 08 ноября 1968 года установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортными средствами.
В соответствии со ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон «О безопасности дорожного движения») задачами закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 указанного Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств, внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 23.1 вышеназванного Закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 7 раздела II Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) - F 10 - F 16, F 18, F 19 - являются противопоказаниями к управлению транспортным средством.
Правила организации диспансерного наблюдения за больными наркоманией и иными лицами, обратившимися за медицинской помощью по профилю «психиатрия-наркология» регламентируются Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ № 1034н от 30 декабря 2015 года.
Согласно п. 2 Приложения № 2 вышеназванного Порядка диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
В соответствии с п. 7 Приложения № 2 Порядка осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц.
При этом, согласно положений п. 12 Приложения № 2 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в случае, наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10 <1> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом «употребление с вредными последствиями» (код заболевания по МКБ-10 - F1 x 1); если медицинская организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона «О безопасности дорожного движения» одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, Федеральным законом РФ в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортным средством поставлено в зависимость от состояния здоровья водителя, так как в силу ст. 1079 ГК РФ управление транспортным средством отнесено к деятельности, связанной с использованием источника повышенной опасности.
Как следует из материалов дела, Трубиной Д.А. выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категории «В», срок действия до 10 июля 2023 года.
По сообщению и.о. главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Котласский психоневрологический диспансер» административный ответчик Трубина Д.А. состоит на учете у врача-психиатра-нарколога со 02 сентября 2016 года, с диагнозом .... Состояния стойкой ремиссии на данный момент нет.
В материалы дела не представлено каких-либо доказательств о наличии у административного ответчика стойкой ремиссии и снятия его с диспансерного учета соответствующего решения комиссии врачей учреждения, в котором наблюдается административный ответчик суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что имеющийся у Трубиной Д.А. диагноз заболевания свидетельствует о наличии медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), что в силу ст. 28 Закона «О безопасности дорожного движения», является основанием для прекращения права на управление транспортными средствами.
Поскольку управление административным ответчиком транспортным средством при наличии вышеуказанного заболевания нарушает предусмотренные ст. 24 Закона «О безопасности дорожного движения» права неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения на безопасные условия движения по дорогам России, и создает угрозу их жизни и здоровью, суд находит исковые требования заместителя Котласского межрайонного прокурора о прекращении действия права административного ответчика на управление транспортными средствами, заявленные в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход бюджета городского округа «Котлас».
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя Котласского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Трубиной Д. А. о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права Трубиной Д. А., __.__.__ года рождения, на управление транспортными средствами, в соответствии с водительским удостоверением №, категории «В», выданного __.__.__.
Изъять у Трубиной Дарьи Александровны водительское удостоверение №, категории «В», выданное 10 июля 2013 года, ОГИБДД г. Котласа.
Взыскать с Трубиной Дарьи Александровны государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход бюджета городского округа «Котлас».
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 27 июля 2020 года.