РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 апреля 2022 года город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Мельничук О.В.,
при секретаре Глебове А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-260/2022 по административному исковому заявлению Моховой Л.В. к ГУ ТО «Областное БТИ», правительству Тульской области, управлению Росреестра по Тульской области о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
Мохова Л.В. обратилась в Тульский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником здания <данные изъяты>.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2019 в размере 10 392 436,65 руб.
Решением Тульского областного суда от 13.05.2021 административные исковые требования Моховой Л.В. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость здания <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 5 968 312 руб. по состоянию на 01.01.2019.
Впоследствии Моховой Л.В. стало известно, что актуальная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 12.02.2021 в соответствии с Актом об утверждении результатов кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленным ГУ ТО «Областное БТИ», и установлена в размере 10 384 043,55 руб. Данная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 02.03.2021 и применяется с 12.02.2021.
Из содержания административного искового заявления следует, что Мохова Л.В. обращалась в компетентный орган с заявлением об исправлении технических ошибок, содержащихся в ЕГРН, а именно, изменение площади с «<данные изъяты> кв.м» на «<данные изъяты> кв.м», в связи с чем в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) были внесены соответствующие изменения, что и послужило причиной изменения кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Мохова Л.В., с учетом уточненных требований, просила признать незаконным акт об определении кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленный ГУ ТО «Областное БТИ», в части включения в него объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № (раздел №), поскольку у ГУ ТО «Областное БТИ» отсутствовали предусмотренные законом основания для перерасчета кадастровой стоимости, так как не произошло изменение ни количественных, ни качественных характеристик объекта недвижимости, а имела место техническая ошибка Росреестра при внесении сведений об объекте недвижимости в ЕГРН. Установленная в соответствии с оспариваемым актом кадастровая стоимость возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество физического лица в завышенном размере в отсутствие для этого правовых оснований.
В судебное заседание административный истец Мохова Л.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Моховой Л.В. по доверенности Колоскова Ю.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ» по доверенности Ерохина А.А. в судебном заседании с заявленными Моховой Л.В. требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представители административных ответчиков - правительства Тульской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра» и администрации МО Заокский район в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Исходя из положений статей 150, 151, части 4 статьи 247 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя административного истца Моховой Л.В. по доверенности Колосковой Ю.В., представителя административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ» по доверенности Ерохиной А.А., допросив свидетеля <данные изъяты>, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев материалы административного дела №3а-179/2021, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (пункт 1); результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены в судебном порядке посредством предъявления требования об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (пункт 2); при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость; например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки; при этом ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости (пункт 13).
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Мохова Л.В. является собственником здания <данные изъяты>.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2019 в размере 10 392 436,65 руб.
Решением Тульского областного суда от 13.05.2021 административные исковые требования Моховой Л.В. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость здания <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости в размере 5 968 312 руб. по состоянию на 01.01.2019.
Актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 12.02.2021 на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ», и установлена в размере 10 384 043,55 рублей. Вышеуказанная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 02.03.2021 и применяется с 12.02.2021.
Поскольку административный истец оспаривает акт ГУ ТО «Областное БТИ», которым была определена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, суд приходит к выводу о том, что настоящее административное дело является спором об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и подлежит рассмотрению по правилам главы 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (с учетом положений главы 22 названного Кодекса).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик отнесено к полномочиям бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки.
Постановлением правительства Тульской области от 18.09.2017 № 409 в целях проведения государственной кадастровой оценки на территории Тульской области, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», на основании статьи 48 Устава (Основного Закона) Тульской области Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации» наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости на территории Тульской области.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Пунктом 12.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 г. № 226 (в редакции, действовавшей в юридически значимые периоды), предусмотрено, что результат расчета кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки оформляется в виде акта определения кадастровой стоимости, содержащего основание для пересчета кадастровой стоимости, в том числе присвоенные коды расчета видов использования и ссылки на модели оценки кадастровой стоимости, допущения и иную отражающуюся на стоимости информацию, а также результат определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Частью 6 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий, в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости. Форма акта об определении кадастровой стоимости, требования к его подписанию, к составу систематизированных сведений об определении кадастровой стоимости, а также требования к формату такого акта и представляемых с ним документов в электронной форме утверждаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Судом установлено, что Мохова Л.В. является собственником здания <данные изъяты>.
Постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области» кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 01.01.2019 в размере 10 392 436,65 руб.
Из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о здании (административное здание) с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, учтенном в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений, переданных Управлением Росреестра по Тульской области, площадью <данные изъяты> кв.м.
То есть, на дату оценки - 01.01.2019 в Едином государственном реестре недвижимости содержались сведения о площади указанного здания в размере <данные изъяты> кв.м.
11.02.2021 представителем Моховой Л.В. по доверенности от 31.01.2020 <данные изъяты> было подано заявление об исправлении технических ошибок, содержащихся в ЕГРН, именно изменение площади с «<данные изъяты> кв.м» на «<данные изъяты> кв.м», технический паспорт, подготовленный Заокским отделением Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 27.04.2012.
12.02.2021 органом регистрации было принято решение об исправлении технической ошибки, содержащейся в ЕГРН, у здания с кадастровым номером № изменена площадь с «<данные изъяты> кв.м» на «<данные изъяты> кв.м» и в настоящее время площадь здания с кадастровым номером № составляет <данные изъяты>.м.
Указанные обстоятельства подтверждены представителем административного истца, им не оспаривались.
Как следует из ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ актуальная кадастровая стоимость объекта недвижимости с К№№ определена по состоянию на 12.02.2021 на основании акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости <данные изъяты>, подготовленного ГУ ТО «Областное БТИ», и установлена в размере 10 384 043,55 руб. Вышеуказанная стоимость внесена в единый государственный реестр недвижимости 02.03.2021 и применяется с 12.02.2021.
09.03.2021 (согласно оттиску на конверте) Мохова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к правительству Тульской области, Государственному учреждению Тульской области «Областное Бюро технической инвентаризации», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № равной рыночной стоимости.
Не соглашаясь с кадастровой стоимостью нежилого здания с кадастровым номером № в размере 10 392 436,65 руб., определенной по состоянию на 01.01.2019, административный истец просил установить кадастровую стоимость вышеназванного объекта недвижимости, равную его рыночной стоимости в соответствии с отчетом <данные изъяты> в размере 5 968 312 руб.
Решением Тульского областного суда от 13.05.2021, вступившим в законную силу, административные исковые требования Моховой Л.В. удовлетворены, установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером №, равной его рыночной стоимости в размере 5 968 312 руб. по состоянию на 01.01.2019.
Учитывая существо рассматриваемого спора, на административного ответчика - ГУ ТО «Областное БТИ» возлагается обязанность по доказыванию законности акта об определении кадастровой стоимости <данные изъяты> в части включения в него объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ» по доверенности Ерохиной А.А. и подтверждается материалами дела, филиал ФБГУ «ФКП Росреестра» по Тульской области во исполнение статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" направил в адрес ГУ ТО «Областное БТИ» сведения об объектах недвижимости, в отношении которых 12.02.2021 осуществлен государственный кадастровый учет и (или) в отношении которых произошло изменение их качественных и (или) количественных характеристик (письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ № №), в том числе информацию, согласно которой объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является нежилым зданием, наименование «Административное здание», площадью <данные изъяты> кв. м, год постройки –<данные изъяты>, материал стен – <данные изъяты>, этажность – <данные изъяты>.
Сведения от филиала ФБГУ «ФКП Росреестра» по Тульской области об изменении в характеристиках объектов недвижимости поступают в формате xml-схем и после поступления загружаются в автоматизированный продукт по расчету кадастровой стоимости.
Вышеуказанный автоматизированный продукт по расчету кадастровой стоимости при изменении характеристики «площадь» без вмешательства в расчеты сотрудников ГУ ТО «Областное БТИ» автоматически определяет, изменяется ли кадастровая стоимость объекта и, если она изменяется, рассчитывает ее. Все расчёты данного автоматизированного продукта производятся и основываются исключительно на моделях и положениях, утвержденных на уровнях федеральном и региональном, а именно: на моделях и положениях, установленных Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утверждёнными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, а также отчетом об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Тульской области № 1/2019 от 01.10.2019, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13.11.2019 № 540 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Тульской области», вступившим в силу 01.01.2020.
Применение для расчётов кадастровой стоимости формул, использованных ГУ ТО «Областное БТИ» при проведении государственной кадастровой оценки, обусловлено пунктом 12.1. Методических указаний (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 09.09.2019 N 548), согласно которому определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
Таким образом, ГУ ТО «Областное БТИ» осуществило возложенные на него в рамках статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" обязанности по определению кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №.
Изменение характеристики площади здания с кадастровым номером № с <данные изъяты> кв.м на <данные изъяты> кв.м повлияло на расчет строительного объема здания, а, следовательно, и на расчет затрат на замещение, и итоговый расчет кадастровой стоимости.
Детальный расчет кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № представлен суду ГУ ТО «Областное БТИ», проверен судом и признан верным, административным истцом не оспаривался.
Приведенные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетеля <данные изъяты>, являющегося начальником отдела оценки ГУ ТО «Областное БТИ», принимавшего непосредственное участие в определении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта.
Лица, подписавшие акт об утверждении результатов кадастровой стоимости <данные изъяты> – заместитель директора <данные изъяты> и начальник отдела оценки <данные изъяты>, являются сотрудниками ГУ ТО «Областное БТИ».
Акт подписан уполномоченными лицами, что следует из копии доверенности <данные изъяты> и должностной инструкции начальника отдела оценки <данные изъяты>
Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела стороной административного ответчика ГУ ТО «Областное БТИ» представлены доказательства, достоверно подтверждающие получение учреждением в установленном порядке сведений, влекущих изменение кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу нежилого помещения.
Всесторонне, полно и объективно исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, основываясь на правовом анализе приведенного федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу о том, что изменение кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № было произведено ГУ ТО «Областное БТИ» в полном соответствии с приведенными выше требованиями Федерального закона № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Методических указаний, сама процедура и порядок утверждения оспариваемого акта не нарушены, осуществлены в пределах полномочий государственного учреждения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Моховой Л.В. к ГУ ТО «Областное БТИ», правительству Тульской области, управлению Росреестра по Тульской области о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Моховой Л.В. к ГУ ТО «Областное БТИ», правительству Тульской области, управлению Росреестра по Тульской области о признании незаконным акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий