Судья Румянцева И.М. Дело № 33-7149/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Архаровой Л.В., Круковской А.В.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.
рассмотрела в судебном заседании 17 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 2 октября 2018 года, которым
на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми возложена обязанность включить Парамонову Н.Н. в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды участия в оплачиваемых общественных работах: с 15.02.2017 по 14.03.2017, с 17.08.2017 по 29.08.2017, с 01.09.2017 по 29.09.2017, с 09.10.2017 по 15.10.2017, с 21.10.2017 по 31.10.2017, с 02.11.2017 по 06.11.2017, с 08.11.2017 по 22.12.2017,
Парамонову Н.Н. отказано в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода участия в оплачиваемых общественных работах с 30.08.2017 по 31.08.2017.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения представителя ответчика Кузнецовой Е.Б., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Парамонов Н.Н. предъявил иск о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов общественных работ с 15.02.2017 по 14.03.2017, с 17.08.2017 по 29.09.2017, с 09.10.2017 по 15.10.2017, с 21.10.2017 по 31.10.2017, с 02.11.2017 по 06.11.2017, с 08.11.2017 по 22.12.2017 и назначении досрочной страховой пенсии с 24.05.2018.
Исковые требования о назначении досрочной страховой пенсии выделены в отдельное производство.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика не согласен с решением суда, ссылаясь на финансирование общественных работ за счет средств соответствующего бюджета. Данное обстоятельство, по мнению пенсионного органа, исключает возможность включения общественных работ в стаж работы в РКС.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Установлено, что решением УПФР в г. Инте РК от 29.08.2018 № 204567/18 Парамонову Н.Н. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. На день обращения за пенсией стаж работы по расчету ответчика составил: страховой стаж (календарно) - 20 лет 07 месяцев 13 дней, страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) – 27 лет 01 месяц 10 дней, стаж по Списку № 2 (календарно) – 10 лет 07 месяцев, стаж по Списку № 2 (в льготном исчислении 1 год за 1 год 06 месяцев) – 13 лет 10 месяцев, стаж работы в районах Крайнего Севера – 14 лет 04 месяца 08 дней (требуется 15 календарных лет).
Предметом спора являются периоды общественных работ с 15.02.2017 по 14.03.2017, с 17.08.2017 по 29.09.2017, с 01.09.2017 по 29.09.2017, с 09.10.2017 по 15.10.2017, с 21.10.2017 по 31.10.2017, с 02.11.2017 по 06.11.2017, с 08.11.2017 по 22.12.2017.
Так, Парамонов Н.Н. 15.02.2017 был принят дворником в "Р.", 09.06.2017 трудовой договор расторгнут по инициативе работника по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ; 17.08.2017 был принят рабочим по комплексному обслуживанию и ремонту зданий по срочному трудовому договору на общественные работы в ООО "К." (ООО "К."), 29.09.2017 уволен по истечении срока срочного трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ; 09.10.2017 принят подсобным рабочим по срочному трудовому договору на общественные работы в ООО "К." (ООО "К."), 22.12.2017 уволен по истечении срока срочного трудового договора, по п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Из справки ГУ РК "ЦЗН города Инты" от 04.06.2018 усматривается, что Парамонов Н.Н. состоял на регистрационном учете, имел периоды участия в оплачиваемых общественных работах, засчитываемые в страховой стаж: с 15.02.2017 по 14.03.2017, с 17.08.2017 по 30.09.2017, с 09.10.2017 по 22.12.2017.
По мнению ответчика, указанные периоды относятся к «не страховым» периодам, в связи с чем не могут быть включены в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по п.6 ч.1 ст.32 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно данной правовой норме лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.12 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой период участия в оплачиваемых общественных работах засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона. Указанный период засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что истец участвовал в общественных работах с заключением срочного трудового договора, как это установлено Трудовым кодексом РФ, в г.Инте, суд правомерно включил данные периоды в стаж работы в РКС.
В соответствии со ст.58 Трудового кодекса РФ с лицами, направленными органами службы занятости населения на работы временного характера и общественные работы заключается срочный трудовой договор.
Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 24) предусмотрено, что органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ.
Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.
Право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.
Финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей, у которых проводятся эти работы.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 N 875 утверждено Положение об организации общественных работ, пунктом 14 которого предусмотрено, что на граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании. Время, в течение которого гражданин принимает участие в оплачиваемых общественных работах, не прерывает трудового стажа и засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.
Учитывая приведенные нормы закона, суд обоснованно включил периоды общественных работ, за исключением неоплачиваемых дней (отпусков без сохранения зарплаты), в стаж работы в РКС.
В указанные периоды работы с истцом заключались срочные трудовые договоры.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица - Парамонова Н.Н., представленным МБДОУ "Р.", периоды с 15.03.2017 по 21.03.2017 и с 23.03.2017 по 09.06.2017 указаны с кодом условий РКС, 22.03.2017 указан как не оплачиваемый. Согласно имеющимся сведениям 22.03.2017 у истца имел место отпуск без сохранения заработной платы.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица - Парамонова Н.Н., представленным ООО "К.", периоды с 17.08.2017 по 29.08.2017, с 01.09.2017 по 29.09.2017, с 09.10.2017 по 15.10.2017, с 21.10.2017 по 31.10.2017, с 02.11.2017 по 06.11.2017, с 08.11.2017 по 22.12.2017 включены в стаж работы в районах Крайнего Севера, периоды: с 30.08.2017 по 31.08.2017, с 16.10.2017 по 20.10.2017, 01.11.2017, 07.11.2017 указаны как не оплачиваемые. Согласно имеющимся сведениям в периоды с 30.08.2017 по 31.08.2017, с 16.10.2017 по 20.10.2017, 01.11.2017, 07.11.2017 у истца имели место отпуска без сохранения заработной платы.
Из справки ООО "К." от 10.08.2018 усматривается, что в периоды с 17.08.2017 по 29.09.2017 и с 09.10.2017 по 22.12.2017 Парамонов Н.Н. работал на предприятии на территории г. Инты Республики Коми (район Крайнего Севера) с полным рабочим днем в дни работы, при участии в оплачиваемых работах выплачивалась заработная плата в полном объеме за проработанное время, в соответствии с действующим законодательством своевременно и в полном объеме производились удержания и перечисления в бюджет по налогам и во внебюджетные фонды, также были выплачены в Пенсионный фонд страховые взносы своевременно и в полном объеме.
По мнению ответчика, финансирование общественных работ производится за счет средств работодателей с последующим возмещением затрат за счет средств бюджета свидетельствует о невозможности включения спорных периодов в стаж работы в РКС.
Судебная коллегия полагает, что источник финансирования общественных работ не может являться определяющим критерием для решения вопроса о включении их в стаж работы при том, что на такого работника распространяются все законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании, и в этом отношении он не является исключением из общего правила.
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", закреплены льготные основания назначения страховой пенсии, он направлен на обеспечение реализации пенсионных прав лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Истец по срочным трудовым договорам работал в г.Инте, соответственно, данные периоды подлежат включению в стаж работы в РКС.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 2 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-