№2а-3124/21
(УИД) 18RS0004-01-2021-003073-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2021 года г. Ижевск
Индустриальный районный суд г. Ижевска в составе: судьи Кочеткова Д.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление Прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц с требованием о признании информации, размещенной на сайтах, запрещенной к распространению на территории РФ.
Иск мотивирован тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов. В ходе проведенной проверки и мониторинга сети «Интернет» прокуратурой района выявлен Интернет https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii, на страницах которого размещена информация о предоставлении услуги по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования, что противоречит действующему законодательству. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации. Таким образом, выдача справки об инвалидности - МСЭ без медицинского освидетельствования, противоречит действующему законодательству. Проверка показала, что информация, содержащаяся на Интернет-сайте https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о предоставлении услуги по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования. На названном Интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что в свою очередь может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.
В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Изучив материалы дела, исследовав доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Индустриального района г. Ижевска проведена проверка в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов
В ходе проведенной проверки и мониторинга сети «Интернет» прокуратурой района выявлен Интернет-сайт https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii, на страницах которого размещена информация о предоставлении услуги по продаже справки об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования
В соответствии ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ.
Частью 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено». В указанный реестр, в том числе включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение в РФ запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от -Дата- N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, зарабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от -Дата- N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от -Дата- N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно п. п. 1, 2, 20, 25, 36 Правил признания лица инвалидом (далее Правил), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от -Дата- N 95, признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с пользованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).
Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, задающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Порядок составления и форма справки утверждаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от -Дата- N 1031н "О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления" (вместе с "Порядком составления форм справки, подтверждающей факт установления инвалидности и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы") установлено, что бланк справки подтверждающей факт установления инвалидности, и бланк выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные настоящим Приказом, относятся к защищенной полиграфической продукции уровня "В".
Таким образом, выдача справки об инвалидности - МСЭ без медицинского освидетельствования, противоречит действующему законодательству.
Вместе с тем лицам, признанными инвалидами, предоставляются льготы и гарантии в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, предоставляющего права и освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, использование заведомо подложного документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями.
Проверка показала, что информация, содержащаяся на Интернет-сайте https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii, находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о предоставлении услуги по продаже справке об инвалидности без прохождения медицинского освидетельствования. На названном Интернет-сайте информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресу https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii нарушает публичные интересы, права неопределенного круга лиц и способствует совершению преступлений в указанной сфере, что в свою очередь может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.
Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.
Руководствуясь статьей ст. 170 - 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную для неопределенного круга лиц, Интернет-сайта https://spravki-vuz.net/certificate/from-specialists/invalidnost_bez_medkomissii информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию судебного решения направить в Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике по адресу: 426069, Удмуртская Республика, ... «а» для внесения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Д.В. Кочетков