УИД №...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Мусс Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** гражданское дело по исковому заявлению Мезина ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару о взыскании недоначисленных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении,
установил:
Мезин Е.В. обратился в суд к ИФНС по г. Сыктывкару с иском о взыскании недоначисленных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, указывая, что проходил государственную гражданскую службу в должности .... Приказом от ** ** ** служебный контракт с ним расторгнут. В период работы расчет денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также расчет компенсации за неиспользованный отпуск производился с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации; поскольку ответчиком неправомерно исключены из расчета отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск выплаченные ему средства материального стимулирования, которые в силу пункта 6 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
В судебном заседании истец не присутствует, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика в суде с иском не согласен по основаниям, приведенным в письменном отзыве. Им также заявлено ходатайство о применении срока исковой давности к требованию о взыскании недоначисленных отпускных по отпуску, предоставленному приказом от ** ** ** № №...
Принимая во внимание положения ст. 35 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения стороны ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.
Установлено, что Мезин Е.В. с ** ** ** года проходил государственную гражданскую службу в ИФНС России по г. Сыктывкару в должности ... (приказ № №... от ** ** **).
На основании приказов Инспекции от ** ** ** № №..., от ** ** ** № №..., от ** ** ** № №..., от ** ** ** № №..., от ** ** ** № №... истцу предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска в количестве <данные изъяты> соответственно.
Приказом ИФНС России по г. Сыктывкару от ** ** ** № №... служебный контракт с Мезиным Е.В. расторгнут, последний уволен с государственной гражданской службы с ** ** **. Согласно данному приказу, при увольнении Мезину начислена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 19,58 дней в размере 37 752 рубля 39 копеек.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылается на то, что за весь период прохождения государственной гражданской службы в Инспекции, при расчете денежного содержания, выплачиваемого на период нахождения в очередном отпуске, в него не включались суммы материального стимулирования и единовременного поощрения, что привело к его выплате не в полном размере.
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Исходя из положений ст. 11 ТК РФ, указывающей, что особенности правового регулирования отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами, правовой статус государственных гражданских служащих регламентируется и конкретизируется в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 вышеуказанного ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Мезиным Е.В. требований о составе его денежного содержания для исчисления денежного содержания на период отпуска относится определение правовой природы произведенных последнему в течение 12 месяцев перед предоставляемым отпуском выплат в виде материального стимулирования.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" постановлений Правительства Российской Федерации от 19 марта 2019 г. № 283-14 и от 17 февраля 2020 г. № 168-8 предусматривались в ** ** ** годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Приказами УФНС России по Республике Коми от <данные изъяты> начальникам налоговых органов поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения.
На основании вышеуказанных писем и приказов, приказами ИФНС России по г. Сыктывкару от <данные изъяты> утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих ИФНС России по г. Сыктывкару за период с ** ** ** за показатели эффективности служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России.
В этой связи, по мнению суда, издание данных приказов свидетельствует о том, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих в соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ежеквартально производили начисление своим гражданским служащим выплаты стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящейся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащей включению в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем доводы ответчика о незаконности включения в расчет денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска подлежат отклонению как необоснованные.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и при увольнении, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь изложенными нормами материального права, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом приведенных приказов, свидетельствующих о том, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих ежеквартально производила начисление своим гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), относящихся к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий, подлежащим включению в состав денежного содержания гражданского служащего; суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, выплате отпускных ответчиком не учтены суммы дополнительного материального стимулирования, выплаченные истцу за период 12 календарных месяцев, предшествующих датам начала отпусков и дате расторжения служебного контракта.
В то же время, рассматривая заявленное ответчиком ходатайство о применении к сложившимся правоотношениям срока исковой давности, суд учитывает следующее.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Согласно ч. 17 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Таким образом, законодателем установлен годичный срок исковой давности для обращения в суд с иском о неполной выплате работодателем компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Данный срок исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Выражение "должен был узнать" означает, что работник в силу его обычных знаний, в том числе правовых, и жизненного опыта мог и должен был узнать о нарушении его трудовых прав. При этом действует презумпция, что работник мог или должен был узнать о нарушенном праве в момент такого нарушения, а потому обязанность доказывания обратного (не мог и не должен был) возлагается на работника
В силу п. 10 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.
В этой связи, принимая во внимание, что первые из заявленных отпусков предоставлялся Мезину Е.В. с ** ** **, выплата отпускных произведена ** ** **, в то время как в суд с настоящим иском заявитель обратился ** ** ** (согласно штемпеля на почтовом конверте), суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности для предъявления требований о взыскании недоначисленных отпускных по отпуску, предоставленному приказом от ** ** ** № №..., заявителем пропущен.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Соответственно, ч. 3 ст. 392 ТК РФ, наделяющая суд правом восстанавливать пропущенные сроки для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, во взаимосвязи с частью первой той же статьи предусматривает, что суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением трудового спора.
Однако, каких-либо доводов, которые как по отдельности, так и в их совокупности, свидетельствовали о наличии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим иском, Мезиным Е.В. не приведено и судом не установлено.
Между тем, как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 19.06.2007г. № 452-О-О, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений.
Отсюда, пропуск Мезиным Е.В. срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоначисленных отпускных по отпуску, предоставленному приказом от ** ** ** № №..., является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данной части исковых требований.
В этой связи, принимая во внимание представленные сторонами расчеты, проверенные судом; суд полагает необходимым взыскать с ИФНС России по г. Сыктывкару недоначисленные:
- отпускные на общую сумму 338 382 рубля 69 копеек, в т.ч.: отпускные за период с ** ** ** – 96 527 рублей 76 копеек, за период с ** ** ** – 46 673 рубля 33 копейки, за период с ** ** ** - 124 354 рубля и за период с ** ** ** – 70 827 рублей 60 копеек;
- компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 92 453 рубля 83 копейки.
Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковое заявление Мезина ФИО2 (...) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми (...) о взыскании недоначисленных отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении – удовлетворить частично.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми в пользу Мезина ФИО3 недоначисленные отпускные на общую сумму <данные изъяты>
В удовлетворении требований, заявленных к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Сыктывкару Республики Коми о взыскании недоначисленных отпускных по отпуску, предоставленному приказом от ** ** ** № №..., Мезину ФИО4 – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения
Председательствующий