№2а-4447/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 27 августа 2021 года
Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:
председательствующего судьи Мукаиловой В.И.,
при секретаре Исмаиловой К.А.,
с участием: представителя административного истца Муслимова ФИО9 по доверенности Кахриманова ФИО10,
представителя административного ответчика МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы по доверенности Таймасхановой ФИО11,
представителя административного ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Денгаева ФИО12,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Кахриманова ФИО13, представляющего по доверенности интересы административного истца Муслимова ФИО15 ФИО14, к МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы и Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным уведомление МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы № от 18.05.2021 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы предоставить Муслимову ФИО16 муниципальную услугу «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Кахриманов Д.А., представляющий по доверенности интересы административного истца Муслимова Д.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы и Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным уведомление МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы предоставить Муслимову ФИО17 муниципальную услугу «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Муслимова Д.А. по доверенности Кахриманов Д.А. требования поддержал и просил их удовлетворить, пояснив, что 20.04.2021 представителем Муслимова М.Г. (далее -административный истец) через филиал ГАУ РД «МФЦ в РД» в Ленинском районе г.Махачкалы в Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы (далее - административный ответчик) было подано заявление о предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории города Махачкала, расположенного по адресу: <адрес>.
К заявлению были приложены необходимые документы в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», утвержденного Постановлением Администрации города Махачкалы от 25.12.2016 № (далее - Регламент).
18.05.2021 г. административным ответчиком было направлено уведомление № об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Причиной отказа указано: «согласно п.п.3 п.2.10.1 административного регламента утвержденного Администрацией г. Махачкалы от 25 декабря 2015 г. №, полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия, которого не истек. При занесении координат характерных точек границ данного земельного участка на дежурную кадастровую карту выявляется наложение (пересечение) границ испрашиваемого земельного участка на границы смежного ранее утвержденного земельного участка - №, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с п. 16 подп. 2 ст. 11.10 ЗК РФ».
В оспариваемом уведомлении административным ответчиком указано, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением п.п. 2 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ. Однако соседний земельный участок № на который якобы накладывается участок административного истца № не поставлен на кадастровый учет в соответствии с действующим законодательством, границы земельного участка № сформированы по фактически существующей границе между участками № и №, в связи с чем административный ответчик необоснованно пришел к выводу о наличии какого-либо пересечения границ земельных участков № и №.
Согласно прилагаемой копии членской книжки садовода № садоводческого товарищества «Дорожник» за административным истцом закреплен участок 177, площадью 500 кв. м. Предоставление земельного участка административному истцу также подтверждается прилагаемой выпиской из протокола № от 02.02.1988 г.
Просит в судебном порядке признать отказ в предоставлении Муслимову ФИО18 муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в уведомлении Управления имущественных и земельных отношений города Махачкалы от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы предоставить Муслимову М.Г. муниципальную услугу «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» по доверенности Таймасханова М.Г. требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, пояснив, что в данном случае имеется наложение границ земельного участка № на земельный участок №, что подтверждается выкопировкой из муниципальной географической информационной системы. На земельный участок № утверждена схема, что также подтверждается выкопировкой из муниципальной географической информационной системы. Невозможно утвердить схему при имеющемся наложении границ одного земельного участка на границы другого земельного участка, схема которого уже утверждена.
Представитель административного ответчика Администрация ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Денгаев И.Б. требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Из членской книжки садовода «Дорожник» № усматривается, что Муслимов М.Г. принят в члены садоводческого товарищества 02.02.1988г. (протокол 1) ему представлен участок № площадью 500 кв.м.
В соответствии с выпиской из протокола общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества «Дорожник» № от 02.02.1988 Муслимову М.Г. выделен земельный участок № для ведения садоводства и огородничества размером 500 кв.м.
Согласно уведомлению МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» об отказе в предоставлении муниципальной услуги Мулимову М.Г. отказано в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного: <адрес>.
Основанием для отказа послужило согласно п.п.3 п.2.10.1 административного регламента утвержденного Администрацией г. Махачкалы от 25 декабря 2015г. №, полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия, которого не истек. При занесении координат характерных точек границ данного земельного участка на дежурную кадастровую карту выявляется наложение (пересечение) границ испрашиваемого земельного участка на границы смежного ранее утвержденного земельного участка - № (копия схемы прилагается), что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с пунктом 16 подпунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Выкопировка с МГИС прилагается.
Пунктами 1, 2, 3, 4, 14 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории является этапом предоставления земельного участка, в рамках которого проводится формирование границ земельного участка с учетом зонирования и условий использования соответствующей территории и корректировка границ и площади согласовываемого земельного участка по сравнению с земельным участком, указанным ориентировочно в заявлении. Совершение указанных действий в срок, установленный пунктом 4 статьи 11.10, п. 6 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является юридической обязанностью соответствующего органа.
При этом составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей. С учетом данных сведений в последующем решается вопрос о возможности или невозможности предоставления гражданам испрашиваемых земельных участков.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
В соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации № 18-КГ14-163 от 24.12.2014 само по себе утверждение схемы расположения земельного участка является условием для его постановки на государственный кадастровый учет и дальнейшего решения органом местного самоуправления вопроса о правах гражданина на этот земельный участок. Выполнение этой обязанности не влечет возникновения прав на земельный участок, а также не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления в отношении такого земельного участка. Выполнение этой обязанности является необходимым действием для получения кадастрового плана на земельный участок, который включен в перечень необходимых для приобретения прав на земельный участок документов, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, составление схемы размещения испрашиваемого участка включает в себя нанесение с учетом кадастрового плана и кадастровой карты территории, информации о красных линиях, линиях, обозначающих дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон объектов капитального строительства с учетом плотности и параметров застройки территории, границы наложения на территорию смежных пользователей.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Одним из оснований для отказа указано, что в соответствии с ч.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из выкопировки из муниципальной географической информационной системы усматривается наложение границ земельного участка № на земельный участок №.
Доводы представителя административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы» по доверенности Таймасхановой М.Г. о том, что границы земельного участка № уже утверждены подтверждаются распоряжением начальника МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» №-СРЗУ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый квартал – №, площадь – 500,0 кв.м, адрес: <адрес>, вид разрешенного использования – ведение садоводства, категория земель – земли населенных пунктов.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Кахриманова ФИО19, представляющего по доверенности интересы административного истца Муслимова ФИО22 ФИО21, к МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы и Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным уведомление МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы № от 18.05.2021 об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, и обязании МКУ Управление имущественных и земельных отношений города Махачкалы предоставить Муслимову ФИО20 муниципальную услугу «Подготовка и (или) утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 года.
Председательствующий судья В.И. Мукаилова