УИД 56RS0004-01-2024-000291-70
Дело №2-261/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Богдановой А.В.,
при секретаре судебного заседания Зарицком Д.А.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Шошина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского района Оренбургской области о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания населения путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о регулярных перевозках пассажиров и багажа автомобильным транспортом, в ходе которой установлено, что на территории Александровского района располагается 14 сельсоветов, объединяющих 52 населенных пункта из которых в отношении 24 имеется автобусное сообщение с районным центром (с. Александровка), с остальными населенными пунктами автобусное сообщение не осуществляется. По факту допущенных нарушений прокуратурой района в адрес администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства при предоставлении транспортных услуг населению. Вместе с тем, действенных мер по организации полноценного автобусного сообщения всех населенных пунктов до настоящего времени не принято.
Прокурор района просил суд возложить на администрацию муниципального образования Александровский район Оренбургской области с момента вступления решения суда в законную силу обязанность по организации транспортного обслуживания населения путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденных постановлением администрации МО Александровский район Оренбургской области №452-п от 22 мая 2024 года в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства в срок до 1 декабря 2024 года.
Представитель истца – помощник прокурора Александровского района Оренбургской области Шошин А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Александровский район Оренбургской области (далее – администрация МО Александровский район), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимал, до начала судебного заседания от представителя администрации МО Александровский район Габзалиловой З.М. поступил отзыв, в тексте которого содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, против удовлетворения требований прокурора не возражали, указав, что по результатам проведения электронного аукциона 29 июля 2024 года планируется заключение муниципального контракта с победителем, а 1 августа 2024 года – выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу пункта 6 части 1 статьи 15 и пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района и муниципального, городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района и в границах муниципального, городского округа.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года).
Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 9 марта 2016 года № 3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» целью настоящего Закона является полное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании на основе приоритета жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности участников транспортного процесса.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Закона органы местного самоуправления Оренбургской области организуют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4 Устава Александровского муниципального района Оренбургской области создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением администрации Александровского района от 21 декабря 2023 года №1065-п внесены изменения в утвержденный постановлением администрации от 16 июня 2016 года № 499-п реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах муниципального образования Александровского района, из которых следует, что в реестр включены 10 муниципальных маршрута.
12 апреля 2024 года прокурором Александровского района Оренбургской области в адрес главы администрации МО Александровский район внесено представление по устранению выявленных нарушений, поскольку автобусное сообщение осуществляется не со всеми населенными пунктами, «дорожная карта» с учетом охвата пассажирским сообщением населенных пунктов района не разработана и не утверждена.
По итогам рассмотрения представления администрацией МО Александровский район в прокуратуру района направлен ответ от 22 апреля 2024 года за № 1433, из которого следует, что план мероприятий (дорожная карта) разработан и утвержден 15 апреля 2024 года, в подтверждение доводов к ответу приложена копия плана мероприятий.
Согласно постановлению администрации Александровского района от 22 мая 2024 года № 452-п внесены изменения в утвержденный постановлением администрации от 16 июня 2016 года № 499-п реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах муниципального образования Александровского района, из которых следует, что в реестр включены 12 муниципальных маршрута.
Однако, из исковых требований следует, что до настоящего момента перевозка по маршрутам, утвержденным и включенным в реестр, не организована, услуга по регулярной перевозке граждан и их багажа жителям населенных пунктов не оказывается.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрация МО Александровский район не исполняет обязанность по организации транспортного обслуживания населения между населенными пунктами, указанными в реестре, в связи с чем нарушаются права жителей указанных населенных пунктов.
Отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей указанных в исковом заявлении населенных пунктов с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.
Доводы ответчика в отзыве о проведении с 11 июля 2024 года электронного аукциона на осуществление пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам и заключение в последующем муниципального контракта, не подтверждают исполнения возложенной на него обязанности по организации транспортного обслуживания населения в спорной части, принятия им всех возможных мер.
Факт неисполнения указанной обязанности административным ответчиком судом достоверно установлен, регулярное транспортное сообщение не организовано, организация конкурса является составной процедурой для исполнения указанной обязанности.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом значительного объема действий, требующих исполнение по решению суда, материальных затрат и материального ресурса, суд соглашается с прокурором и считает возможным предоставить срок для исполнения решения до 1 декабря 2024 года.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области – удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования Александровский район Оренбургской области обязанность по организации транспортного обслуживания населения путем осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, утвержденных постановлением администрации Александровского района Оренбургской области № 452-п от 22 мая 2024 года в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства в срок до 1 декабря 2024 года.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Богданова
Мотивированное решение составлено 17 июля 2024 года.