Решение по делу № 33-931/2023 от 30.10.2023

Судья Шуваева В.И.

УИД 49RS0008-01-2023-001330-04

Дело № 2-1103/2023 № 33-931/2023

22 ноября 2023 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего     Филенко М.А.,

судей                     Пудовой Е.В., Семёновой М.В.,

при секретаре          Григорьевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Тенькинского района Магаданской области в интересах Игонен И.Ю., Коваленко А.А., Гусевой И.В., Семеновой И.Я., Плыг Т.А., Жуковой Н.А., Тимошенко Т.Н., Тяпкиной А.А., Корневой В.А., Самси М.П., Шаповаловой Л.А., Яцкив Т.М., Кузнецовой О.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница»., Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о возложении обязанностей включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направить реестр для осуществления выплат, произвести специальную социальную выплату

по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданская областная больница» на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 4 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Семёновой М.В., возражения прокурора Попова И.А относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

УСТАНОВИЛА:

исполняющий обязанности прокурора Тенькинского района Магаданской области обратился в Хасынский районный суд Магаданской области в интересах Игонен И.Ю., Коваленко А.А., Гусевой И.В., Семеновой И.Я., Плыг Т.А., Жуковой Н.А., Тимошенко Т.Н., Тяпкиной А.А., Корневой В.А., Самси М.П., Шаповаловой Л.А., Яцкив Т.М., Кузнецовой О.В. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Магаданская областная больница» (далее - ГБУЗ «МОБ»), Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области (далее – ОСФР по Магаданской области) о возложении обязанностей включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, направить реестр для осуществления выплат, произвести специальную социальную выплату.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой рассмотрены обращения медицинских работников филиала «Тенькинская районная больница» ГБУЗ «МОБ» (далее – Филиал «Тенькинская районная больница», Филиал) по факту неосуществления специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – Постановление № 2568).

Так, в соответствии с пунктом 2 данного Постановления с 1 января
2023 года установлена специальная социальная выплата для медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, в том числе для специалистов со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц.

Обязанность предоставлять сведения о работниках, получающих указанную социальную выплату, в ОСФР по Магаданской области лежит на ГБУЗ «МОБ», а осуществлять выплату на ОСФР по Магаданской области.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой, установлено, что в Филиале на основании трудовых договоров осуществляют деятельность в должности <должность № 1> - Гусева И.В., Плыг Т.А.; в должности <должность № 2> - Коваленко А.А.; в должности <должность № 3> - Кузнецова О.В.; в должности <должность № 4> - Яцкив Т.М.; в должности <должность № 5> - Шаповалова Л.А., Тяпкина А.А.; в должности <должность № 6> - Самси М.П.; в должности <должность № 7> - Корнева В.А., Жукова Н.А.; в должности <должность № 8>- Тимошенко Т.Н., Семенова И.Я.; в должности <должность № 9> - Игонен И.Ю.

Выплата заработной платы Игонен И.Ю., Коваленко А.А., Гусевой И.В., Семеновой И.Я., Плыг Т.А., Жуковой Н.А., Тимошенко Т.Н., Тяпкиной А.А., Корневой В.А., Самси М.П., Шаповаловой Л.А., Яцкив Т.М., Кузнецовой О.В. осуществляется за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденных приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1183н (далее по тексту – Номенклатура № 1183н), должности медицинской сестры поликлинической, фельдшера школы детской консультации, рентгенлаборанта, фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории, медицинской сестры палатной (постовой), медицинской сестры процедурной относятся к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал); должности санитара отделения общего профиля и санитара клинико-диагностической лаборатории относятся к должностям специалистов младшего медицинского персонала центральных районных, районных и участковых больниц; должность врача клинико-диагностической лаборатории относится к должностям врачи центральных районных, районных и участковых больниц (с высшим образованием).

Гусевой И.В., Коваленко А.А., Кузнецовой О.В., Яцкив Т.М., Шаповаловой Л.А., Самси М.П., Корневой В.А., Тяпкиной А.А., Семеновой И.Я., Жуковой Н.А., Игонен И.Ю., Тимошенко Т.Н. и Плыг Т.А. специальная социальная выплата для специалистов со средним медицинским образованием и младшего персонала центральных районных, районных и участковых больниц, предусмотренная подпунктами «а», «д» и «з» пункта 3 Постановления № 2568, за период январь-апрель 2023 года не выплачена, последние не включены медицинским учреждением в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Ссылаясь на приведённые обстоятельства, просил суд:

возложить на ГБУЗ «МОБ» обязанность включить Гусеву И.В., Коваленко А.А., Кузнецову О.В., Яцкив Т.М., Шаповалову Л.А., Самси М.П., Корневу В.А., Тяпкину А.А., Семенову И.Я., Жукову Н.А., Игонен И.Ю., Тимошенко Т.Н. и Плыг Т.А. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 2568, начиная с 1 января 2023 года, и направить данный реестр в ОСФР по Магаданской области для осуществления выплат.

- возложить на ОСФР по Магаданской области обязанность в течение 7 рабочих дней с момента получения от ГБУЗ «Магаданская областная больница» реестра работников, в который включены Гусева И.В., Коваленко А.А., Кузнецова О.В., Яцкив Т.М., Шаповалова Л.А., Самси М.П., Корнева В.А., Тяпкина А.А., Семенова И.Я., Жукова Н.А., Игонен И.Ю., Тимошенко Т.Н. и Плыг Т.А., имеющие право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 2568, произвести специальную социальную выплату с 1 января 2023 года.

Определением судьи от 28 июня 2023 года к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Филиал «Тенькинская районная больница», Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство здравоохранения и демографической политики Магаданской области, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Протокольным определением суда от 18 июля 2023 года из числа третьих лиц исключен Филиал «Тенькинская районная больница» как ошибочно привлеченный к участию в деле.

Решением Хасынского районного суда Магаданской области
от 4 августа 2023 года исковые требования удовлетворены частично.

На ГБУЗ «МОБ» возложены обязанности:

включить с 1 января 2023 года Самси М.П. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 2568; Кузнецову О.В., Яцкив Т.М., Шаповалову Л.А., Корневу В.А., Тяпкину А.А., Тимошенко Т.Н., Семенову И.Я., Жукову Н.А., Игонен И.Ю. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «д» пункта 2 Постановления № 2568; включить Коваленко А.А., Гусеву И.В., Плыг Т.А. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «з» пункта 2 Постановления № 2568;

направить реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Постановления № 2568 – Игонен И.Ю., Коваленко А.А., Гусевой И.В., Семеновой И.Я., Плыг Т.А., Жуковой Н.А., Тимошенко Т.Н., Тяпкиной А.А., Корневой В.А., Самси М.П., Шаповаловой Л.А., Яцкив Т.М., Кузнецовой О.В. в ОСФР по Магаданской области для осуществления выплат.

С ГБУЗ «МОБ» в доход бюджета Тенькинского муниципального округа Магаданской области взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

В удовлетворении исковых требований к ОСФР по Магаданской области отказано.

Не согласившись с постановленным решением, ГБУЗ «МОБ» подало на него апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене в части возложения на ГБУЗ «МОБ» обязанности включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 2568, Самси М.П., Кузнецову О.В., Яцкив Т.М., Шаповалову Л.А., Корневу В.А., Тяпкину А.А., Жукову Н.А., Игонен И.Ю., Коваленко А.А. и направить реестр в отношении названных лиц в ОСФР по Магаданской области для осуществления выплат с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что специальная социальная выплата, определенная в Постановлении № 2568, установлена только для категорий работников, участвующих в базовой либо территориальной программе обязательного медицинского страхования, в связи с чем вывод суда о том, что из подпункта «д» пункта 2 Постановления № 2568 не следует каких-либо дополнительных условий для получения выплаты, является необоснованным

Приводит содержание территориальной и базовой программ обязательного медицинского страхования и считает, что суду следовало установить, относятся ли истцы к категориям медицинских работников, участвующих в данных программах.

Настаивает, что истцы не принимают непосредственного участия в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования и на них не распространяется действие Постановления № 2568.

Так <должность № 2> Коваленко А.А., <должность № 3> Кузнецова О.В., <должность № 4> Яцкив Т.М., <должность № 5> Шаповалова Л.А., Тяпкина А.А., <должность № 6> Самси М.П., <должность № 7> Корнева В.А., Жукова Н.А., <должность № 9> Игонен И.Ю. не имеют права на получение специальной выплаты, так как они не осуществляют первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь, не работают с врачами, указанными в подпункте «б» Постановления № 2568.

Полагает, что поскольку истцы относятся к специалистам параклинической группы, в то время как Постановление № 2568 распространяет свое действие на специалистов лечебной группы, и при этом профессиональная деятельность истцов непосредственно не связана с оказанием специализированной медицинской помощи в условиях стационара, применение к истцам подпунктов «а, д, з» пункта 2 Постановления № 2568 необоснованно. Также истцы не оказывают и первичную медико-санитарную помощь в связи с чем они не подпадают под подпункты «б, е, и» пункта 2 Постановления № 2568.

В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы прокурор Тенькинского района полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Истцы, представители ответчиков, третьих лиц, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении слушания не представили. На основании частей 3 и 4 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения прокурора, обсудив доводы жалобы и возражений прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного приходит к следующему.

Судом установлено, что Филиал «Тенькинская районная больница» является обособленным структурным подразделением ГБУЗ «МОБ», расположенным вне места нахождения Учреждения, то есть структурным подразделением медицинской организации.

В соответствии с постановлением Правительства Магаданской области от 29 декабря 2022 года № 1099-пп ГБУЗ «МОБ» входит в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Магаданской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Филиал не является юридическим лицом и осуществляет все функции Учреждения, или их часть, в том числе функции представительства, от имени Учреждения на территории Тенькинского муниципального округа Магаданской области.

Филиал оказывает медицинскую помощь по следующим видам: первичная медико-санитарная помощь (доврачебная, врачебная, специализированная); специализированная медицинская помощь; скорая медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь; обращение донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Согласно представленным трудовым договорам и дополнительным соглашениям к ним в Филиале «Тенькинская районная больница»
ГБУЗ «МОБ» осуществляют трудовую деятельность:

Гусева И.В. на основании приказа главного врача филиала «Тенькинская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» № 114/к от 15 февраля 2022 года, трудового договора от 1 марта 2005 года № 199, дополнительного соглашения от 15 февраля 2022 года № 10 в должности <должность № 1> (согласно должностной инструкции санитарки стационара на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее общее образование без предъявления требований к стажу работы);

Коваленко А.А. на основании приказа главного врача МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» № 226/к от 8 мая 2020 года, трудового договора от 25 июля 2014 года № 81, дополнительных соглашений от 8 мая 2020 года, 20 мая 2021 года в должности <должность № 2> (согласно должностной инструкции санитарки клинико-диагностической лаборатории на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы, прошедшее индивидуальное обучение);

Плыг Т.А. на основании приказа главного врача филиала «Тенькинская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» от 15 февраля 2022 года № 146/к, трудового договора от 3 февраля 2004 года № 144, дополнительного соглашения от 15 февраля 2022 года № 9 в должности <должность № 1> (согласно должностной инструкции санитарки стационара на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее общее образование без предъявления требований к стажу работы);

Яцкив Т.М. на основании приказа главного врача Тенькинской центральной районной больницы 3 категории от 12 октября 1993 года № 196/к, трудового договора от 15 июля 2014 года № 63, дополнительного соглашения от 20 мая 2021 года № 3 в должности <должность № 4> (согласно должностной инструкции фельдшера детской консультации поликлиники на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело»);

Шаповалова Л.А. на основании приказа и.о. главного врача МУЗ «Тенькинская центральная районная больница» от 6 декабря 2010 года № 166/к, трудового договора от 24 июля 2014 года № 75 в должности <должность № 5> (согласно должностной инструкции рентгенлаборанта рентгенологического кабинета на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности, в том числе, «Акушерское дело», «Лечебное дело», и сертификат специалиста по специальности «Рентгенология» без предъявления требований к стажу работы);

Тяпкина А.А. на основании приказа главного врача филиала «Тенькинская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» от 9 декабря 2021 года № 1091/к, трудового договора от 7 августа 2014 года № 100, дополнительного соглашения от 9 декабря 2021 года в должности <должность № 5>;

Корнева В.А. на основании приказа и.о. главного врача МУЗ «Тенькинская центральная районная больница» от 18 августа 2009 года № 123/к, трудового договора № 17 от 18 августа 2009 года, дополнительного соглашения от 20 мая 2021 года № 17 в должности <должность № 7> (согласно должностной инструкции фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории указанную должность назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификат специалиста по специальности «Лабораторная диагностика» («Гистология», «Лабораторное дело»), без предъявления требований к стажу работы);

Жукова Н.А. на основании приказа главного врача МОГБУЗ «Тенькинская районная больница» от 1 февраля 2021 года № 124/к, трудового договора от 12 мая 2015 года № 12, дополнительных соглашений от 1 февраля 2021 года и 20 мая 2021 года в должности фельдшера-лаборанта клинико-диагностической лаборатории;

Тимошенко Т.Н. на основании приказа главного врача филиала «Тенькинская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» от 15 февраля 2022 года № 137/к, трудового договора от 24 июля 2014 года № 77 дополнительного соглашения от 15 февраля 2022 года в должности <должность № 8> (согласно должностной медицинской сестры палатной (постовой) стационара на указанную должность назначается лицо, со средним медицинским образованием и соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым к претендентам на замещение названной должности, в соответствии с действующим законодательством);Семенова И.Я. на основании приказа главного врача филиала «Тенькинская районная больница» ГБУЗ «Магаданская областная больница» от 15 февраля 2022 года № 139/к, трудового договора от 25 июля 2014 года № 82, дополнительного соглашения от 15 февраля 2022 года в должности <должность № 8>;

Игонен И.Ю. на основании приказа главного врача МУЗ «Тенькинская центральная районная больница» от 18 октября 2005 года № 172/к, трудового договора от 17 октября 2005 года № 228, дополнительных соглашений от 28 августа 2014 года, 23 января 2019 года, 20 мая 2021 года в должности <должность № 9> (согласно должностной инструкции медицинской сестры процедурной терапевтического отделения на указанную должность назначается лицо со средним профессиональным образованием по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы);

Самси М.П. на основании приказа главного врача МОГБУЗ «Тенькинская районная центральная больница» от 4 февраля 2015 года № 54/к, трудового договора от 4 февраля 2015 года № 2, дополнительного соглашения от 20 мая 2021 года № 4 в должности <должность № 6> (согласно должностной инструкции врача клинической лабораторной диагностики клинико-диагностической лаборатории на указанную должность назначается лицо, имеющее высшее образование - по специальности, в том числе, «Лечебное дело», интернатура или (и) ординатура по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» или профессиональная переподготовка при наличии одной из основных специальностей и (или) специальности, требующей дополнительной подготовки, сертификат специалиста по специальности «Клиническая лабораторная диагностика», без предъявления требований к стажу работы).

В соответствии с Номенклатурой № 1183н (действовавшей на момент принятия судом решения) должность врача клинической лабораторной диагностики относится к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) (п. 1.2); должности медицинской сестры поликлинической, фельдшера школы детской консультации, рентгенлаборанта, фельдшера-лаборанта в клинико-диагностической лаборатории, медицинской сестры палатной (постовой), медицинской сестры процедурной относятся к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал) (п. 1.4); должность санитара относится к должностям специалистов младшего медицинского персонала центральных районных, районных и участковых больниц (п. 1.5).

Аналогичные положения содержатся в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 года № 205н (далее - Номенклатура № 205н).

Таким образом, судом первой инстанции верно установлено и не отрицается сторонами, что истцы работают в структурном подразделении медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения и участвующей в территориальной программе обязательного медицинского страхования, при этом Гусева И.В., Плыг Т.А. относятся к категории медицинских работников (младший медицинский персонал), Кузнецова О.В., Яцкив Т.М., Шаповалова Л.А., Корнева В.А., Тяпкина А.А., Тимошенко Т.Н., Семенова И.Я., Жукова Н.А., Игонен И.Ю. - к категории специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал), Самси М.П. – к категории специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи).

Финансирование должностей, на которых трудоустроены истцы, осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования.

Право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, гарантировано Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Постановлением № 2568 отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах обязательного медицинского страхования (базовой либо территориальной), с 1 января 2023 года установлена ежемесячная специальная социальная выплата.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления № 2568 специальную социальную выплату осуществляет Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных Постановлением № 2568 (далее – Правила), а также в Разъяснениях по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года № 99н.

Пунктом 2 Правил определено, что выплата осуществляется работникам, занимающим штатные должности по состоянию на 1 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также вновь пришедшим на вакантные должности в медицинские организации.

Выплата перечисляется медработникам ежемесячно на основе данных медицинских организаций (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Специальная социальная выплата истцам не назначена, они не включены в реестр медицинских работников, направляемый ГБУЗ «МОБ» в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для назначения выплаты.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав нормы закона, подлежащие применению, пришел к правильному выводу о необходимости включения Самси М.П., Кузнецовой О.В., Яцкив Т.М., Шаповаловой Л.А., Корневой В.А., Тяпкиной А.А., Жуковой Н.А., Игонен И.Ю., Коваленко А.А. в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с Постановлением № 2568.

Выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, подробно мотивированы в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Решение суда обжалуется только в части удовлетворенных исковых требований о возложении на ГБУЗ «МОБ» обязанности включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной Постановлением № 2568, Самси М.П., Кузнецову О.В., Яцкив Т.М., Шаповалову Л.А., Корневу В.А., Тяпкину А.А., Жукову Н.А., Игонен И.Ю., Коваленко А.А. и направить реестр в отношении названных лиц в ОСФР по Магаданской области для осуществления выплат, в остальной части судебный акт сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Настаивая на отсутствии оснований для получения
вышеназванными лицами специальной социальной выплаты, ответчик в апелляционной жалобе, так же как и в суде первой инстанции, полагает, что Постановление № 2568 распространяет свое действие исключительно на те категории медицинских работников, которые в силу своих должностных обязанностей участвуют в базовой либо территориальной программах обязательного медицинского страхования, оказывают непосредственную медицинскую помощь пациентам, в том числе, в стационаре, имеют прикрепленное население по территориально-участковому принципу либо осуществляют диспансерное наблюдение.

Судебная коллегия находит данные доводы не соответствующими содержанию правовых норм, приведенных в Постановлении № 2568.

Так, буквальное содержание абзаца 1 пункта 2 Постановления № 2568 свидетельствует, в частности, о том, что для получения специальной социальной выплаты медицинские работники (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) должны осуществлять свою трудовую деятельность в медицинской организации, входящей в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующей в реализации программы обязательного медицинского страхования (базовой либо территориальных).

Медицинские работники, имеющие право на получение специальной социальной выплаты, в свою очередь, в соответствии с пунктом 2 Постановления № 2568 фактически подразделяются на следующие категории:

подпункты а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц; д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц; з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;

подпункты б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б», а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;

подпункт в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б»;

подпункты г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи; ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи; к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи; л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.

Как верно отмечено судом первой инстанции, из подпунктов «а» и «д» пункта 2 Постановления № 2568 не следует каких-либо дополнительных условий для получения специальной социальной выплаты медицинскими работниками (врачами и специалистами со средним медицинским образованием) центральных районных, районных и участковых больниц, при условии, что сама медицинская организация входит в государственную и муниципальную систему здравоохранения и участвует в реализации программ обязательного медицинского страхования (базовой либо территориальных).

Требований по непосредственному осуществлению медицинскими работниками, отнесенными к данной категории, программы обязательного медицинского страхования, оказанию специализированной либо первичной медико-санитарной помощи, выполнению трудовой функции в условиях стационара, либо иных критериев (в частности отнесения к специалистам вне параклинической группы), не содержит ни Постановление № 2568, ни Разъяснения Министерства здравоохранения Российской Федерации по применению Постановления № 2568, утвержденные приказом от 10 марта 2023 года № 99н.

При этом в названных Разъяснениях, утвержденных приказом от 10 марта 2023 года № 99н, отмечено, что при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе, учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам указанным:

в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 Постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 Постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

в подпунктах «б» и «е» пункта 2 Постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

Презентация, представленная Министерством здравоохранения Российской Федерации по вопросу применения Постановления № 2568, ссылки на которую имеются в апелляционной жалобе, нормативным документом не является, выводы суда первой инстанции не опровергает, при этом предложенный ответчиком анализ ее содержания, как и содержания Постановления № 2568, основан на неверном толковании норм материального права.

Учитывая обстоятельства дела и имеющуюся совокупность нормативных актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хасынского районного суда Магаданской области от 4 августа 2023 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Магаданская областная больница» – без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий         

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме
29 ноября 2023 года.

30.10.2023Передача дела судье
22.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2023Передано в экспедицию
22.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее