Решение по делу № 2а-3191/2020 от 20.07.2020

Административное дело № 2а-3191/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года                            г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Сторчак О.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г.Белгороду к Волковой Марине Владимировне о взыскании недоимки по имущественным налогам за 2014, 2016 год в сумме 2606,51 руб., пени, восстановить пропущенный срок.

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по г.Белгороду обратилась в суд с административным иском к Волковой Марине Владимировне в котором просит: «Взыскать с Волковой Марины Владимировны задолженность на общую сумму 2606,51 руб., где:

- недоимка по транспортному налогу за 2014 год составляет 1353 руб.

- недоимка по транспортному налогу за 2016 год составляет 1230 руб.

- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 23,51 руб.».

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что Волковой Марине Владимировне своевременно направлено уведомление об уплате налога за 2014 год и уведомление №47948521 от 09.09.2017 на сумму 1230 руб. за 2016 год со сроком уплаты до 01.12.2017.

Заказным письмом налогоплательщику направлено требование №9238 от 13.02.2018 на общую сумму 1253,51 руб., со сроком погашения – 10.04.2018.

Налогоплательщиком в добровольном порядке налоги не уплачены, в связи с чем ИФНС по г. Белгороду обращается в суд с административным иском, просит суд восстановить пропущенный срок. причиной пропуска стал технический сбой в программном обеспечении инспекции.

В установленный судом срок от административного ответчика возражений по существу заявленных требований не поступило.

Определением судьи от 14.10.2020 постановлено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства на основании п.2 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 289 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Статьей 363 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты транспортного налога, предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 НК РФ.

При этом согласно пункту 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст.69 и 70 НК РФ.

Способом обеспечения обязательств по уплате налога являются, в том числе пени (п.1 ст.72 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пени исчисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.

В силу п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Из материалов дела следует, что Административный иск подан в суд 20.07.2020.

Налоговым органом ранее было направлено Требование №55177 от 09.10.2015 на общую сумму 1353 руб. по транспортному налогу за 2014 год.

Требование №9238 от 13.02.2018 на общую сумму 1230 руб. и пени – 23, 51руб., со сроком до 10.04.2018.

Вместе с тем, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа либо иском административный истец не обращался, сведений о том, что выносился судебный приказ о взыскании указанных налоговых платежей и санкций материалы дела не содержат.

Абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд с пропуском срока для обращения.

Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает. Технический сбой в программном обеспечении не может являться уважительной причиной, в том числе поскольку не представлено суду сведения об указанном сбое, его продолжительности и последствиях.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Принимая во внимание, что с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с пропуском срока, установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ, доказательств уважительности причин пропуска срока не представил, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Белгороду к Волковой Марине Владимировне о взыскании задолженности на общую сумму 2606,51 руб., где:

- недоимка по транспортному налогу за 2014 год составляет 1353 руб.

- недоимка по транспортному налогу за 2016 год составляет 1230 руб.

- пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год за период с 02.12.2017 по 12.02.2018 в сумме 23,51 руб.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья                                                                                                 О.А. Сторчак

2а-3191/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС России по г. Белгороду
Ответчики
Волкова Марина Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгород
Дело на странице суда
oktiabrsky.blg.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
21.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.10.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее